01.06.2022
Крупнейший инфраструктурный проект России — модернизация БАМа и Транссиба — предложено передать в концессию. По данным “Ъ”, с такой идеей к Владимиру Путину обратились Газпромбанк и «БТС-Мост» Руслана Байсарова. В рамках проекта предлагается построить несколько тоннелей и сооружений и достичь к 2035 году провозной способности в 260–280 млн тонн, что больше, чем ОАО РЖД закладывало в варианты третьего этапа модернизации Восточного полигона. Концессионер готов вложить 1,5 трлн руб., общая стоимость проекта неизвестна. По мнению экспертов, столь масштабную концессию вряд ли одобрят, но частный капитал будет все активнее стремиться участвовать в расширении восточных коридоров.
Газпромбанк и «Бамтоннельстрой-Мост» Руслана Байсарова предложили взять расширение Восточного полигона в концессию. Об этом сообщил Газпромбанк 31 мая. «Актуальность проекта обусловлена переориентацией российского экспорта и необходимостью формирования нового центра мирового развития в АТР,— поясняет банк.— Проект придаст импульс развитию Дальнего Востока и Сибири, поспособствует освоению огромных ресурсов и росту экономического потенциала регионов». В релизе отмечается, что Газпромбанк — один из лидеров в финансировании инфраструктурных проектов на принципах ГЧП, а «БТС-Мост» — крупнейшее в РФ строительное предприятие, построившее в числе прочего все десять тоннелей БАМа.
По данным “Ъ”, письмо с инициативой о концессии предправления банка Андрей Акимов и председатель совета директоров «БТС-Мост» Руслан Байсаров направили президенту РФ Владимиру Путину 29 марта. К 2035 году,
«в случае реконструкции магистралей и расширения "узких" мест (с учетом строительства вторых Северомуйского и Кузнецовского тоннелей) пропускная способность полигона возрастет до 260–280 млн тонн», сообщается в письме. Подписанты просят президента поддержать инициативу и
«совместно проработать условия реализации Восточного полигона железных дорог под ключ по модели концессионного соглашения, заключаемого с привлечением концессионера, созданного консорциумом Газпромбанка» и «БТС-Мост».Президент 6 апреля поручил Михаилу Мишустину, главе Минтранса Виталию Савельеву и главе ОАО РЖД Олегу Белозерову «рассмотреть и доложить» (“Ъ” видел документ). По данным “Ъ”, этот вопрос рассматривался 31 мая на заседании комиссии по вопросам реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина.
Масштаб стройки, на реализацию которой претендует консорциум, весьма велик.
По информации “Ъ”, предложение включает в себя строительство или реконструкцию Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей, а также моста через Амур.Смета проекта еще неизвестна. Однако ОАО РЖД давало ориентир объема инвестиций, необходимых для роста пропускной способности на 240 млн тонн,— он составлял 2,55 трлн руб. (
см. “Ъ” от 21 сентября 2021 года). При этом в эту сумму не включен второй Северомуйский тоннель, стоимость которого оценивалась в 200 млрд руб.
По оценке потенциального концессионера (“Ъ” видел материалы), мультипликативный эффект от проекта — увеличение экспорта в страны АТР на 8,3 трлн руб., увеличение добычи полезных ископаемых к 2025 году на 220 млн тонн с приростом выручки добывающей отрасли на 550 млрд руб., повышение экспортного потенциала перевалки в портах Дальнего Востока на 180 млрд руб. и так далее.
В ОАО РЖД и Минтрансе от комментариев отказались. В «БТС-Мост» и секретариате господина Хуснуллина не ответили на запрос “Ъ”. По информации источника “Ъ”, знакомого с ходом заседания комиссии, на нем Руслан Байсаров отметил, что для реализации полномасштабного строительства БАМа и Транссиба понадобится свыше 230 тыс. рабочих. Также на заседании было сказано, что потенциальный концессионер изъявил готовность инвестировать в проект до 1,5 трлн руб.
Минтранс, по словам собеседника “Ъ”, подписал приказ о создании рабочей группы по этому вопросу и проработке всех вариантов в течение двух месяцев. ОАО РЖД сообщило, что не получило от Газпромбанка и «БТС-Моста» достаточно детальных расчетов, которые позволили бы дать оценку проекту, говорит он. А Марат Хуснуллин поручил Минтрансу, ОАО РЖД, Газпромбанку и «БТС-Мост» в рамках рабочей группы проработать все мероприятия, сроки и условия возврата инвестиций.
При этом на том же заседании рассматривалась и другая громкая концессионная инициатива — строительство моста на Сахалин, инициированное ООО МГР Михаила Скигина и партнеров.....
https://www.kommersa…um=desktop