© CC0 / Public Domain Cicero7 / PixabayЯпонское Autocar Japan не скрывает разочарования от потери Японией огромного российского авторынка из-за санкций. Речь идет о сотнях тысяч машин, которые не дойдут до российского потребителя. "Остается только надеяться, что украинский конфликт разрешится, и японский автопром как можно быстрее вернется в Россию!" - восклицает автор.
В рамках экономических санкций против России, которая развернула свою военную спецоперацию на Украине, ряд японских и европейских автопроизводителей приняли меры по приостановке продаж в России, а также поставки туда комплектующих и запчастей в Россию с конца февраля до начала марта нынешнего года.
Эти экономические санкции продолжаются и по прошествии трех месяцев спецоперации, и ситуация такова, что продажи новых автомобилей японских производителей в России прекращаются, как только они заканчиваются на складе.
Прежде всего, посмотрим какие и сколько японских автомобилей производят в России.
(Данные за 2021 год взяты из материалов ежемесячных отчетов FOURIN Inc., японской информационно-консалтинговой компании, специализирующейся на мониторингах и отслеживании мирового автопроизводства).
Четыре компании — Nissan, Toyota, Mitsubishi и Mazda собирают новые автомобили в России.
Автофрамос — Рено/Ниссан
Nissan Terrano (в 2021 году продано 144 571 единиц вместе с другими автомобилями Nissan-Renault)
PCMA Rus — Пежо / Ситроен / Опель / Мицубиси
Mitsubishi Outlander, Pajero Sport и др. Продано в 2021 году 21 429 штук.
Тойота
Camry, RAV4 и др. Продано 8813 автомобилей.
Ниссан
X-Trail, Murano, Qashqai и др. Продано 52 073 штуки.
Соллерс Авто - Форд / Мазда
Mazda CX-5, CX-9, CX-30 и др. Продано 28 782 автомашин.
Это автомобили, произведенные в России. Кроме того, из Японии в 2021 году было импортировано около 110 000 легковых и грузовых автомобилей японского производства.
Сверх этого, ежегодно из Японии в Россию импортируется около 160 000 подержанных автомобилей. Россия — страна номер один в мире по импорту подержанных автомобилей из Японии.
Что касается подержанных автомобилей, то в марте экспорт был приостановлен на несколько недель, но в конце марта он был возобновлен. Для экспорта в Россию разрешены подержанные автомобили, стоимость которых на японском рынке не превышает 6 миллионов иен (около 50 тысяч долларов).
В настоящее время автомобильный бизнес между Японией и Россией ограничивается только экспортом подержанных автомобилей.
Почему начато производство "автомобилей старых спецификаций"?
Экономические санкции против России привели к тому, что в настоящее время практически прекратился импорт готовых автомобилей в Россию и локальное производство машин зарубежных марок. Более того, в Россию перестали поступать также запчасти к моделям многих японских и европейских производителей. Поэтому производство новых автомобилей российскими производителями стало крайне затруднительным.
В связи с этим российские автопроизводители собираются пойти на то, чтобы производить у себя в стране "упрощенные" модели без многочисленных подушек безопасности, системы АБС, оборудования для тонкой очистки выхлопных газов и т.д.
Но хотя некоторые и называют эти будущие модели "старым автомобилем", это не копия прежних образцов. У них будет совершенно новый экстерьер, хотя внутреннее оборудование может соответствовать старым характеристикам 90-х годов.
Что будет с "экологическим стандартом" в России?
В настоящее время стандартом в России и минимальным стандартом для экспортных автомобилей из нее является "Евро 5".
Поговаривают, что российские власти подумывают о снижении этого стандарта внутри страны (без экспорта) в условиях тех трудностей, которые автопром России испытывает в получении современных двигателей и комплектующих для их производства.
Насколько высока решимость российского правительства к снижению экологического стандарта?
Для примера автор обратился за информацией к крупнейшему российскому производителю грузовиков — заводу "КАМАЗ".
С вводом санкций предприятие оказалось в достаточно сложном положении, поскольку до этого двигатели "Cummings" для него поставляли из США, а коробку передач ZF — из Германии.
После начала спецоперации на Украине уже в первой декаде марта руководство предприятия объявило, что в связи с прекращением поставки этих узлов с Запада, часть производства основной большегрузной модели завода — К3 — будет осуществляться по "упрощенной схеме". Более того, пошел слух о том, что предприятие вообще вернется к изначальной оригинальной "старой" модели грузовика.
Ответ на соответствующий запрос автора ответ с КАМАЗа пришел на удивление быстро.
"К сожалению, ваша информация (о возвращении к производству оригинальной „старой“ модели грузовика) не соответствует действительности. Предприятие продолжит выпуск последних моделей К3, К4 и К5 и не думает о восстановлении производства старых моделей".
"Однако из-за нехватки запчастей мы планируем выпускать часть грузовиков поколения К3 под экологический стандарт „Евро 3“. Автопроизводители по всему миру испытывают проблемы с нехваткой запчастей и комплектующих. На нашем сайте всегда доступна дополнительная информация о нашей деятельности".
Значит, слухи о возврате, например, КАМАЗа к экологическому стандарту "Евро-3" все-таки оказались правдой.
Символ бывшего Советского Союза "Москвич" возрождается
Недавно из России поступили сногсшибательные новости: речь идет о намерении российской автопромышленности возродить историческую российскую автомобильную марку "Москвич".
Более того, основные заводы, принадлежащие Renault (и прежде всего, знаменитый московский завод АЗЛК "Москвич"), будут национализированы, их персонал будет сохранен, а права субподрядчиков будут защищены.
Москвич по-русски означает "Житель Москвы" (или, как иногда это интерпретируют, "Московский малыш") и является историческим автомобильным брендом, символизирующим бывший Советский Союз. Завод был основан в 1947 году городом Москвой. Основу его станочного парка и конвейера составила реквизированная после войны в Германии техника немецкого автогиганта Opel. За время своего существования завод произвел миллионы легковых малолитражных автомобилей и был обанкрочен в 2002 году, после чего был выкуплен автогигантом Renult и начал производить популярные модели этого автопроизводителя, которые миллионами разошлись по России.
Автор побеседовал об этих новостях с господином К., который долго проработал в японской автопромышленности и еще с конца 1970-х годов начал работать в представительствах японских автогигантов в СССР.
Господин К. известен тем, что, начиная с 80-х годов организовал импорт из СССР в Японию через "Объединение японских импортеров иностранных автомобилей (FAIA) автомашин АВТОВАЗа "Лада-Нива".
Он рассказал: "Впервые я приехал в СССР в начале 1970-х годов. С 1979 года занялся экспортом в Японию моделей „Лада-Нива“. Мне удалось продать на родине многие сотни этих машин. Но с развалом Советского Союза этот бизнес пошел на спад, и в 1989 году я покинул тогдашний СССР".
"Модельный ряд советских автомобилей 1970-х годов включал в себя представительские "Зилы" (для руководителей КПСС и государственных деятелей) и "Чайки", средние "Волги", малолитражные "Москвичи" и "Запорожцы" (с задним расположением двигателя). "Волги" составляли основу парка советских такси. В 1970-х годах в СССР появились новые современные малолитражки "Жигули", выпускавшиеся огромными тиражами на заводе в Тольятти, построенном при сотрудничестве с итальянским "Fiat". Это была очень популярная машина".
"Когда я только приехал на работу в СССР, я сам ездил в свой офис на „Волге“ — автомашине среднего литража без гидроусилителя и с тяжелым и неудобным рулем".
"Указатель уровня топлива был поплавковым и неточным, клиренс у автомобиля был очень большим, бампер был очень крепким, и вообще машина была похожа на танк. На ней можно было атаковать столбы уличных фонарей, а она этого даже не почувствовала бы".
"Когда меня направили в командировку в СССР во второй раз, я уже ездил на маленьком симпатичном седане под названием „Лада-Жигули“. Это уже был более западный автомобиль, но по все-таки до них не дотягивал. Хорошо помню большие проблемы с зазорами в панели приборов. Помню также, что никаких систем для хоть какой-то очистки выхлопных газов у тех машин не было".
"Возможное решение правительства России временно разрешить производство по сниженному евро-стандарту будет означать, что они смогут использоваться только на территории России. При таком условии это в общем-то дело России".
Есть непроверенные данные, что в России на середину мая было произведено уже около 5000 автомобилей пониженного евро-стандарта. Причина — нехватка электроники, например, производства компании Bosch".
Итак, в России может сложиться ситуация, когда на внешне современных моделях машин "начинка" станет соответствовать чуть ли не советским временам. Как бы там ни было, это будут любопытные экземпляры.
Но если говорить серьезно, то будем надеяться, что в России и на Украине наступит мир, и иностранные автопроизводители, как и прежде, возобновят свое производство в России.
Остается только уповать на то, чтобы этот день наступил как можно быстрее.
Ссылка