Последствия, с которыми сталкиваются страны-союзники Запада из-за влияния Москвы на мировые рынки нефти и природного газа, реальны и хорошо понятны к настоящему времени, даже если решения остаются трудными. Но эти страны также сталкиваются с другим уровнем энергетического риска, которому уделяется меньше внимания, поскольку война в Украине затягивается: значительная доля России на мировом рынке атомной энергии. Западные лидеры должны немедленно рассмотреть свою подверженность российскому ядерному экспорту и предпринять шаги по его сокращению, иначе они столкнутся с еще одним энергетическим шоком от рук Путина. Существует несколько сегментов коммерческой цепочки создания стоимости ядерной энергии, где российский поставщик может повлиять на доступность реактора на Западе для обеспечения мощности. Для ядерного топлива они включают добычу и измельчение урана, конверсию, обогащение и изготовление топлива. Для существующих российских реакторов они включают предоставление уникальных оригинальных запасных частей и услуг производителя оборудования. Россия имеет значительную долю рынка во многих из этих звеньев цепочки ядерных поставок через свою государственную атомную компанию "Росатом". По этой причине различные страны по всему миру оказались в сложной ситуации, в том числе США, которые, возможно, захотят отказаться от покупки ядерных энергоносителей у Росатома, чтобы снизить риск цепочки поставок и прекратить посылать деньги в Россию, но в то же время они в настоящее время полагаются на российские услуги по запуску своих реакторов и материалы для производства атомной энергии. Как мы изложили в статье в прошлом месяце из Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета, различные страны-союзники США имеют российские реакторы в эксплуатации или в стадии строительства, включая Финляндию, Чехию, Турцию и Украину. Эти страны подвержены риску того, что их реакторы российского производства будут испытывать трудности в эксплуатации или даже простои без материалов, оборудования и услуг для их обслуживания. Тем не менее, различные западные производственные компании могут со временем начать производить замену, чтобы преодолеть эту проблему поставок. Более важным вопросом является цепочка поставок уранового топлива. Поскольку Россия добывает только 6 процентов мирового урана, странам и владельцам атомных электростанций относительно легко обеспечить другие глобальные источники урановой руды. Однако Россия контролирует 40 процентов мирового рынка конверсии урана, где “желтый пирог” оксида урана превращается в гексафторид урана - газообразную форму, необходимую для процесса обогащения. Природный уран имеет содержание изотопа урана-235 0.7 процентов, а процесс обогащения увеличивает содержание U-235 до 3-5 процентов, необходимых для запуска ядерных реакторов. И Россия владеет 46 процентами мощностей по обогащению урана. Подавляющее большинство реакторов 439 по всему миру требуют обогащенного уранового топлива, включая все реакторы флота США. И хотя каждый реактор имеет разный уровень зависимости от российских услуг по обогащению, в целом это материальное воздействие. Суровая реальность такова, что если Россия прекратит поставки обогащенного урана американским энергетическим компаниям, США могут столкнуться с последствиями для работы реактора, возможно, в этом или следующем году. Это может привести к отключению реакторов, а учитывая, что ядерная энергетика составляет более 20 процентов генерирующих мощностей в некоторых районах страны, цены на электроэнергию подскочат еще больше, чем сегодняшняя инфляция цен на электроэнергию. В этих регионах может быть недостаточно энергии, чтобы покрыть спрос. Кроме того, если и существовал какой-либо вопрос о том, что Россия может использовать свой энергетический экспорт в политических целях, то это стало ясно в прошлом месяце, когда она прекратила поставки природного газа в Польшу, Болгарию и Финляндию. США нуждаются в некоторой активной политике и действиях по закупкам, чтобы начать решать эту ситуацию. Например, американский конверсионный завод, который простаивал в течение многих лет, планирует перезапустить в 2023 году на половину своей мощности, но он может вытеснить еще большее количество российских конверсионных услуг при поддержке политики правительства США, а также закупок у частных энергетических компаний. Что касается обогащения, правительство США и частные энергетические компании могут рассмотреть стратегии расширения производства и технологий в США, чтобы как можно быстрее заменить российские поставки. Тремя крупными компаниями, которые могут расширить производство, являются американская частная компания Centrus, британская / голландская / немецкая компания Urenco и французская компания Orano. Кроме того, США нуждаются в 100-процентной технологической цепочке уранового топлива для ядерного оружия и реакторов ВМС США. США потеряли эту мощность в 2013 году, когда последний завод по обогащению УРАНА в США закрылся, а США полагались на старые запасы в военных целях. Это еще одна хрупкая часть цепочки поставок ядерного топлива в США, которая должна быть пересмотрена для потенциального восстановления. Лидерство России в важных звеньях цепочки ядерных поставок является еще одним потенциальным риском для глобального энергетического сектора. Для решения этой проблемы также потребуются политика и инвестиции частного сектора. Война России на Украине, похоже, далека от завершения. Использование Москвой энергии в качестве оружия для причинения боли союзникам Украины также может быть на ранних стадиях. Западные лидеры должны предпринять шаги сейчас, чтобы решить проблему воздействия России на цепочку поставок атомной энергии, чтобы спасти свои экономики от более серьезных энергетических потрясений позже.