Перспективы развития России
25,218,298 129,642
 

  Грамотей ( Слушатель )
16 ноя 2009 21:18:02

Тред №165359

новая дискуссия Дискуссия  53

С. Г. Кара-Мурза: Наше дело правое

Уважаемый Сергей Георгиевич! Начнем с небольшого предисловия. Кризис, который, по идее, мог ослабить связь Запада с прозападными группировками нашей власти, показал обратное – эта связь неразрывна, ситуация 1930-х гг., т.е. поражения новых «троцкистов», не повторится. Возможно, это Вы и имели в виду, когда оценивали во время нашей встречи в Уфе, ситуацию как более тяжелую, чем даже в 1917 г. Кстати, профессор Георгий Малинецкий и его коллеги из Института прикладной математики РАН оценивают ее, как пришлось мне лично убедиться, аналогично – «тяжелее, чем во время ВОВ». Есть ли смысл продолжать стратегию «малых дел» и «молекулярной революции»?

Теперь не из материалов оппозиции, а зачастую из докладов представителей вполне официальных организаций, например, упомянутого заместителя директора ИПМ РАН Г.Г. Малинецкого, видно – власть на деле продолжает ельцинский курс, самоубийственный для страны – но на уровне, не позволяющем ее коллапса. Получается, цель – постепенное опускание и стабилизация России на уровне страны «третьего мира», успешно достигается.

Таким образом, без радикальной смены элит ни о каком восстановлении настоящей самостоятельности страны речи идти не может. Я задал там вопрос – а может быть, общество должно смириться с такой деградацией, как не только смирилась, но и служит ей за место на вершине «горба экономики» наша «элита»?

1. Уважаемый С.Г., каков Ваш ответ на аналогичный вопрос?

С.Г. Прежде чем ответить на вопрос, надо уточнить ряд пунктов предисловия – они же задают рамочные условия и логику.

Во-первых, лучше отойти от аналогий – и с 1917 г., и с ВОВ. Сходства с теми ситуациями мало, надо исходить из нынешней реальности. С логикой тоже надо разобраться. Вот, Вы говорите: раз «тяжелее, чем во время ВОВ», то «есть ли смысл продолжать стратегию «малых дел» и «молекулярной революции»? Мол, раз тяжелее, чем во время ВОВ, то надо идти в атаку. Почему? Казалось бы, наоборот. В самое тяжелое время мы, наоборот, отступали перед немцами, изматывая их стратегией «малых дел» и «молекулярной» партизанской войной.

Какими силами Вы предлагаете переходить к наступлению? Эти силы надо еще вырастить, отмобилизовать, вооружить и обучить. Нам для этого история дала немало времени – двадцать лет, но задачи мы не выполнили. Оказались не готовы. Но задача не снимается, ее все равно надо выполнять, иначе никакого шанса не будет. Не может быть «радикальной смены элит», если сама эта способная к мысли и действию элита не будет подготовлена.
Пока же, как Вы говорите, «ни о каком восстановлении настоящей самостоятельности страны речи идти не может». Что же делать! Пока не организовано то национальное ядро, которое только и может быть субъектом «настоящей самостоятельности страны», придется посредством множества «малых дел» выгрызать пространство самостоятельности ущербной, «ненастоящей». Спектр форм такой неполной самостоятельности очень широк, и до порога настоящего суверенитета нам еще ползти и ползти. Хотелось бы перепрыгнуть болото, которое нас от него отделяет, но прыгучесть мы утратили.

Значит ли это, что в таком положении «общество должно смириться с такой деградацией»? Нет, это никак логически не вытекает из заданной Вами картины. Не все наши желания сбываются, даже если мы прилагаем большие усилия. А мы еще и не начинали их прилагать. Вообще, эта наша нынешняя смута по историческим меркам – всего лишь миг. Борьба и болезни цивилизаций – дело долгое, тут нужно не смирение, а терпение. Мы выдержали очень тяжелые 90-е годы, а теперь тем более надо отбросить всякую мысль о том, чтобы «смириться с деградацией». Надо думать о детях и внуках. Оставить им обглоданную, загнанную в болото страну? С какой стати! Наше дело правое, и у нас есть все ресурсы для возрождения – надо только стряхнуть наваждение и прочистить мозги и потрудиться.

Пока что «сгустки» активности в осмыслении нашей реальности организуются как неформальные сети, они даже в партийные структуры не укладываются. Мы, в общем, пока что находимся на стадии интеллектуальной разведки нашей местности с неопределенной линией фронта.

Кое-какое знание получено и освоено, кое-какие инструменты изобретены и созданы, но пока все это не вызрело настолько, чтобы можно было выйти с этим на большую аудиторию. Нам бы тут надо потрудиться, а революция сама созреет. Ее форма и исход во многом будут зависеть от качества именно этой нашей работы, да и от количества тоже. Очень много пробелов в нашем знании и понимании.

2. Уважаемый С.Г. Последние годы мы, как и многие, разделяли и пропагандировали Вашу метафору: «Если не знаешь выхода из катастрофической ситуации, то хотя бы не давай разрушать, размывать плотину, держи ее, закрывай прорыв – может быть те, кто придет следом, найдут выход». Разрушение структур власти в нынешних условиях – коллапс, и, получается, сохранение – также коллапс – власть и не собирается прекращать разрушение плотины, а все средства – у нее. Не устарела ли метафора в качестве лозунга?

С.Г. Она устарела в том случае, если изменились условия теоремы. Можете ли вы сказать, что изменилось главное условие: «Если не знаешь выхода из катастрофической ситуации»? Я хороших доктрин такого «выхода» не знаю, и вряд ли она ускользнула бы от общего внимания. Значит, по первому пункту формула не устарела.

Но ее можно было посчитать устаревшей и в том случае, если бы вы готовы были сказать и убедить многих, что можно позволить «разрушить плотину», даже не имея плана действий после прорыва - будь что будет. На мой взгляд, будет намного хуже, чем сейчас.

Произойдет массовое бедствие, которое ударит по самым уязвимым частям народа. Чем можно оправдать такой шаг? Он мне кажется тем более странным, что как раз сейчас и начинается смена поколений. Шанс на то, что «те, кто идут следом, найдут выход», вполне реален. Идет на сцену молодежь, свободная и от советских догм и утопий, и от рыночных иллюзий 90-х годов. Но эта молодежь многого и не знает, и наша помощь ей будет очень полезна. Можно даже сказать, только при таком взаимодействии поколений есть шанс на успех.

Сейчас обрушить плотину без всяких шансов на овладение процессом – шаг самоубийственный
  • +0.34 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Wic ( Слушатель )
17 ноя 2009 02:20:51
Распространенная точка зрения. И неправильная.

Взгляните на ситуацию глазами Запада. Каково это контролировать поведение людей в другой стране, не подчиненных вам напрямую ? Это очень сложно, управленцы ведь народ своевольный, сотрудничают с забугорным дядей только пока им это выгодно.

Более простой пример - каково это контролировать государственных управленцев частными лицами (пусть и достаточно могущественными) ? Тоже сложно, монополию административного аппарата на физическое насилие ведь никто не отменял (в чем лично убедился МБХ), требуется аккуратность.

По сути есть только один реально мощный и одновременно тонкий способ контроля - деньги. То есть пока у забугорного дяди есть деньги, он может попробовать контролировать ситуацию. Получится или нет - отдельный вопрос, исторический пример показывает, что получается не всегда. Если же у забугорного дяди (или местного олигарха) денег нет - все попытки контроля идут строго лесом.

Алексворд в свое время правильно заметил, что и Ленина, и Сталина, и Гитлера, и Ельцина и множество более мелких лидеров так или иначе спонсировали европейские и американские капиталы, что и обеспечило ускорение многих процессов. Разумеется, не за просто так, а с расчетом получить некий навар. Где-то получилось, где-то нет, об этом отдельный разговор.

Сейчас же в условиях разрушения мировой финансовой системы такого рычага не будет. То есть по мере появления и развития признаков ослабления центра региональные лидеры будут обретать все бОльшую самостоятельность, вплоть до полного отрыва от недавних спонсоров. Начало этого процесса уже можно наглядно наблюдать по лентам новостей.

Так что не предвижу появления новых "троцкистов", просто потому что при обрушении Штатов все здравомыслящие люди сразу поймут, что дружить надо с дядей Вовой, а не с дядей Сэмом.
  • +0.39 / 5
  • АУ