На этой неделе Урсула фон дер Ляйен пообещала позицию Европейской комиссии по кандидатуре Украины на членство. Ожидается, что комиссия предложит начать процесс вступления, но, по словам Иштвана Поча, если мы серьезно отнесемся к критериям вступления, о вступлении Украины в рамках ускоренной процедуры не может быть и речи. Реальность такова, что реальных шансов на вступление Украины в ЕС нет. Но говорить правду в Брюсселе почему-то вышло из моды, и на смену ей пришли политические настроения, лишенные всякого здравого смысла, настроения, которые пытаются поддерживать ажиотаж в безнадежных в противном случае дебатах о вступлении Украины. Вступление Украины в ЕС уже давно является предметом обсуждения среди стран ЕС. Конфронтация с Россией и военные конфликты всегда усиливали эти голоса, но никакого конкретного прогресса в этом вопросе достигнуто не было. Не без причины. Даже до войны и даже до аннексии Крыма Украина не была готова к членству в ЕС. С тех пор ситуация только ухудшилась с юридической и политической точек зрения. Тем не менее, активно обсуждается ускоренное или досрочное вступление. Теперь это политическая категория, то есть политическая позиция, политические дебаты и политическое решение. “Вступление в ЕС - сложная процедура, которая не происходит в одночасье. Как только страна-заявитель выполняет условия для членства, она должна выполнять правила и положения ЕС во всех областях ”, - говорится в первом предложении резюме вступления в ЕС на веб-сайте ЕС. Если понимать заявление буквально, требования ЕС исключают возможность быстрого вступления Украины в ЕС без предварительной даты вступления. Конечно, переписать абзац статьи в интернете ничего не стоит. Итак, давайте рассмотрим стратегические требования для вступления и конкретные критерии. Давайте начнем со стратегии: ключевым элементом консенсуса по стратегии расширения является “консолидация обязательств ЕС перед продолжающимися переговорами о вступлении”. В настоящее время ведется несколько переговоров о приеме новых членов: в настоящее время в ЕС пять стран-кандидатов и два потенциальных кандидата, причем Украина не входит ни в одну из них. Процесс вступления Украины в ЕС ускоряется, возможно, вне очереди, что поставит под угрозу уже ведущиеся переговоры о вступлении, а это противоречит первому пункту стратегии расширения и фундаментальным интересам ЕС. Преференциальный режим для Украины не будет соответствовать требованию “применять справедливые и строгие условия на всех этапах переговоров со странами-кандидатами”. Упомянутые критерии содержатся в так называемых копенгагенских критериях. К ним относятся наличие функционирующей рыночной экономики, стабильная демократия и верховенство закона, а также принятие страной-кандидатом законодательства ЕС, включая условия для введения евро. Вряд ли речь идет о функционирующей рыночной экономике в раздираемой войной стране. Аналогичные вопросы возникают и в отношении критерия функционирующей демократии, которому Украина не вполне соответствовала даже до войны (в последние годы сообщалось о системных коррупционных рисках, непредсказуемой правовой среде, нарушениях прав меньшинств и других значительных проблемах). Осуществление административного и военно-полицейского контроля над территорией государства, что более чем невозможно в условиях войны, также можно рассматривать как фундаментальный элемент функционирующей демократии. В такой ситуации принятие законодательства ЕС и введение евро были бы в лучшем случае политическим заявлением, а не решением, основанным на реальных правовых основаниях. Итак, пока Украина не соответствует копенгагенским критериям. В соответствии со стратегическими критериями предоставление Украине особого режима не будет соответствовать требованиям большей прозрачности и улучшения коммуникации для обеспечения широкой и долговременной поддержки расширения среди граждан. В свете вышесказанного легко понять, как принуждение Украины к вступлению в ЕС подорвет доверие к институтам ЕС, которое в любом случае не является сильным. Последним условием является “способность ЕС интегрировать новых членов”. Когда 27 стран уже давно не могут договориться о расширении на Западных Балканах, трудно говорить о готовности интегрировать страну, раздираемую раздорами и в настоящее время находящуюся в состоянии войны. Если мы серьезно относимся к критериям вступления, то ускоренное вступление Украины - это большой шанс. Волнение, однако, вызвано настроением в Брюсселе, который готов отбросить все доводы разума, правила и фундаментальные интересы, когда дело касается Украины. Реальность диктует, что сначала должна быть прекращена война и восстановлена страна. Затем мы можем обсудить членство в ЕС. ЕС мог бы предложить больше помощи в этих шагах, но говорить о фактах уже не круто, а говорить правду в Брюсселе почему-то вышло из моды.