Благие намерения или как Англия случайно помогла Северной Корее в создании атомной бомбы
новая дискуссия
Новость
743
В 1956 году в местечке Уиндскейл, что в Великобритании, в торжественной обстановке запускалась АЭС “Колдэр Холл”. 4 реактора “Магнокс” мощностью 49 МВт каждый сразу вывели страну в лидеры по внедрению мирного атома. Во-первых Великобритания стала первой страной, которая ввела в коммерческую эксплуатацию атомную электростанцию и она была прибыльной (при строительстве за 2 года до этого в СССР Обнинской АЭС вопросы прибыльности как-то не стояли, хотя да, она первая АЭС в мире). Во-вторых англичане в своей ядерной программе пошли своим особым путём, заменив воздух или воду в качестве охлаждения на углекислый газ. Это решение позволило повысить безопасность реактора по сравнению с конкурентами (что не отменяло возможности эпик фэйла по типу аварии 1957 года на реакторе такой конструкции). Кроме того, так как “Магнокс” создавался на базе промышленного реактора для наработки плутония, то он тоже мог использоваться в этих целях. В-третьих он был дешёвым, простым и эффективным - топливом служит природный уран без дообогащения, замедлитель - дешёвый и распространённый графит, охлаждение - простой в получении и опять же дешёвый СО2.
Англичане неспроста гордились “Магноксами” - это действительно была уникальная для своего времени разработка. Стремясь показать всему миру прорывной характер своего реактора и урвать тем самым большую долю на ещё неродившемся рынке ядерной энергии, в 1957 году светлые английские головы догадались сделать открытой ВСЮ техническую информацию по реактору (от чертежей оборудования до составов сплавов) для членов созданной в том же году МАГАТЭ (International Atomic Energy Agency — международная организация для развития сотрудничества в сфере мирного использования атомной энергии). Чем англичане думали, отдавая все данные по реактору способному нарабатывать плутоний - тайна покрытая мраком. Но, собственно, иметь сам реактор не значит иметь плутоний - его ещё надо выделить из отработанного ядерного топлива (ОЯТ), что непросто. И в 1974 году европейский консорциум Eurochemic, вот уже 8 лет допиливавший свою технологию переработки ОЯТ “Магноксов” и тоже ей гордившийся, раскрыл ВСЮ техническую информацию по ней для МАГАТЭ. Что интересно, британцам такой финт особо не помог, так как каждая из атомных держав предпочла строить свои национальные проекты, а вот Eurochemic с их PUREX-процессом не прогадали.
А в мире в тот момент была страна, где есть и свои запасы урана, и огромные залежи графита, и, главное, желание обзавестись своей ядрёной бомбой - Северная Корея. Так как страна победившего чучхеизма тоже хотела в светлое атомное будущее, то помощь в развитии ядерной программы от своих коммунистических партнёров она получала в виде исследовательского реактора и вступления в том же 1974 году в МАГАТЭ. Помогать делать ядерную бомбу, союзники естественно не собирались, но став частью организации, корейцы получили доступ ко всем технологиям нужным им для разработки ядерного оружия. Ну вы понимаете к чему это привело. С 1979 по 1985 в обстановке строжайшей секретности корейцы пилили свой реактор, вышли на критику, но тут всю малину обломал Советский Союз. В СССР, осознав, что в ближайшие пару лет КНДР может обзавестись ядерным оружием (ЯО) и устроить вторую бойню за объединение Корей, но теперь с ядерным холокостом в придачу, отложили кучу шлакоблоков и заставили КНДР подписать договор о нераспространении ядерного оружия. В обмен на отказ от ЯО СССР обещал построить 4 энергетических реактора ВВЭР-440, не приспособленных для наработки плутония. Но в это же время в СССР стартовала перестройка с попыткой перезагрузки отношений с капиталистическими соседями, в том числе и Южной Кореей, что очень не понравилось северянам. А дальше был развал Союза, требование оплаты вперёд за реакторы, разрыв договора и начало потрясания северокорейцами гипотетической ядерной дубиной, чтобы выбить из стран запада всяких ништяков в обмен на отказ от неё, но это уже совсем другая история.