Россия может выйти из совместного с Китаем проекта ШФДМС CR929Россию не устраивает ход разработки совместного с Китаем широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929, и её доля участия в проекте сокращается. Об этом сообщил вице-премьер Юрий Борисов в рамках пленарной сессии форума «Инженеры будущего». Он отказался от прогнозирования перспективы этого лайнера.
«У нас идёт с Китаем этот проект, идёт в принципе не в том русле, которое нас устраивает», – сказал вице-премьер.
По его словам, по мере превращения в индустриального гиганта, Китай всё меньше и меньше заинтересован в услугах российских инженеров. С китайской стороны потребностей в этом лайнере больше, чем у ОАК.
«Наше участие всё уменьшается и уменьшается. Я не хочу прогнозировать будущее этого проекта – будем мы из него выходить или не будем, но пока он по факту идёт», – сказал Борисов.
Проект создания российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера реализуется с 2014 года. Самолёт разрабатывается совместным предприятием Объединённой авиастроительной корпорации и базирующейся в Шанхае китайской COMAC – компанией CRAIC. Российская сторона отвечает за консоли крыла, центроплан и механизацию крыла, китайская – за фюзеляж, горизонтальное и вертикальное оперение, некоторые другие элементы конструкции.
О трениях в команде разработчиков стало известно в сентябре 2020 года, когда издание Asia Times сообщило, что проект остановлен, а нормальной работе российских и китайских инженеров мешают серьёзные конфликты. Издание утверждало, что Россия не собирается передавать Поднебесной ключевые технологии и настаивает на использовании в качестве силовой установки перспективного двигателя ПД-35.
Однако позже обе стороны несколько раз подтверждали свою заинтересованность в совместном проекте, сообщалось о продувках крыла самолёта в ЦАГИ и начале изготовления в Шанхае первого прототипа. Введённые против российской гражданской авиации санкции с запретом на поставки любого западного оборудования, ставят под сомнения целесообразность дальнейшей работы. Российской стороне, по всей видимости, не удалось убедить китайскую в необходимости разрабатывать самолётные системы и двигатели самостоятельно без участия западных партнёров.
Перспектива на ближайшие 6-7 лет складывается таким образом, что сейчас иностранные поставщики ещё могут беспрепятственно поставлять комплектующие для этого проекта, но когда самолёт будет готов к началу серийного производства и коммерческой эксплуатации, поставки могут быть запрещены. Китай, учитывая его ситуацию с Тайванем, также как сейчас Россия, может попасть под санкции, и CR929 окажется в ситуации намного более худшей, чем российские МС-21 или Superjet 100. Велика вероятность, что на проект совместного самолёта будут затрачены колоссальные средства, которые потом окажутся просто выкинуты на ветер.
Имея опыт партнёрства с евро-американскими поставщиками, российская сторона намерена избежать подобного сценария развития событий. Именно об этом на ПМЭФ-2022 говорил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
«Процесс по CR929 идёт. Но с учётом новых вводных, по тем ограничениям, которые есть сегодня в части кооперации, которая сложена была китайскими партнёрами с привлечением западных производителей, сейчас это невозможно, поэтому придётся потратить время на перестройку подходов с использованием только российских и китайских производителей», – сказал Мантуров. Он добавил, что переконфигурация поставщиков закончится в течение этого года.
Заявление профильного вице-премьера на форуме «Инженеры будущего» может говорить о том, что пока китайских партнёров не удаётся убедить в ошибочности их курса по выбору поставщиков. Это может быть следствием того, что КНР в проекте CR929 основной своей целью видит получение ключевых технологий от России и готова пожертвовать несколькими миллиардами долларов для того, чтобы добиться поставленной задачи. Т.е. в Китае допускают, что издержки с возможным крахом проекта будут приемлемы и станут платой за те компетенции, которые могут быть получены от российских инженеров и учёных.
Такой подход не может устроить нашу страну, поэтому можно предположить, что к концу 2022 года Россия выйдет из проекта CR929, а основной упор будет сделан на разработку двигателя ПД-35 и ремоторизацию под два двигателя самолёта Ил-96-400.