В Евразии война экономических коридоров в самом разгареМегаевразийские организации и их соответствующие проекты в настоящее время сближаются с рекордной скоростью, причем один глобальный полюс намного опережает другой.
Пепе Эскобар15 июля 2022 годаФото предоставлено: The Cradle▼Война за экономические коридоры в настоящее время идет полным ходом, и первый грузопоток из России в Индию через Международный транспортный коридор Север-Юг (INSTC), который меняет правила игры, уже вступил в силу.Очень немногие, как на востоке, так и на западе, знают о том, что на самом деле это уже давно готовится: российско-ирано-индийское соглашение о создании более короткого и дешевого евразийского торгового маршрута через Каспийское море (по сравнению с Суэцким каналом) было впервые подписано в 2000 году, в период до эры 9/11.INSTC в полном рабочем режиме сигнализирует о мощной отличительной черте евразийской интеграции – наряду с инициативой “Один пояс, один путь” (BRI), Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и, наконец, но не в последнюю очередь, тем, что я назвал "Трубопроводистаном" два десятилетия назад.Каспий является ключевымДавайте сначала посмотрим, как эти векторы взаимодействуют.Причиной нынешнего ускорения является недавний визит президента России Владимира Путина в Ашхабад, столицу Туркменистана, на 6-й Каспийский саммит. Это событие не только вывело развивающееся стратегическое партнерство России и Ирана на более глубокий уровень, но и, что важно, все пять прибрежных государств Каспийского моря согласились с тем, что военные корабли или базы НАТО не будут допущены на территорию.Это, по сути, превращает Каспий в виртуальное российское озеро и, в незначительном смысле, в иранское – без ущерба для интересов трех “станов”: Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. По всем практическим соображениям, Москва немного усилила контроль над Центральной Азией.Поскольку Каспийское море соединено с Черным морем каналами у Волги, построенными бывшим СССР, Москва всегда может рассчитывать на резервный флот из небольших судов, неизменно оснащенных мощными ракетами, которые при необходимости могут быть переброшены в Черное море в кратчайшие сроки.Укрепление торговых и финансовых связей с Ираном в настоящее время осуществляется в тандеме с привязкой трех “стансов” к российской матрице. Богатая газом республика Туркменистан, со своей стороны, исторически отличалась своеобразием - если не считать того, что большая часть ее экспорта направлялась в Китай.При, возможно, более прагматичном новом молодом лидере, президенте Сердаре Бердымухамедове, Ашхабад может в конечном итоге принять решение стать членом ШОС и / или ЕАЭС.С другой стороны, прикаспийское государство Азербайджан представляет собой сложный случай: производитель нефти и газа, которого Европейский союз (ЕС) рассматривает как альтернативного поставщика энергии для России, хотя это произойдет не в ближайшее время.Связь с Западной АзиейВнешняя политика Ирана при президенте Ибрагиме Раиси явно ориентирована на евразийский и глобальный Юг. Тегеран будет официально включен в ШОС в качестве полноправного члена на предстоящем саммите в Самарканде в сентябре, в то время как его официальная заявка на вступление в БРИКС подана.Пурнима Ананд, глава Международного форума БРИКС, заявила, что Турция, Саудовская Аравия и Египет также очень заинтересованы в присоединении к БРИКС. Если это произойдет, к 2024 году мы можем оказаться на пути к мощному центру Западной Азии и Северной Африки, прочно закрепленному внутри одного из ключевых институтов многополярного мира.Когда Путин на следующей неделе отправится в Тегеран на трехсторонние переговоры Россия- Иран-Турция, якобы по Сирии, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обязательно поднимет тему БРИКС.Тегеран действует по двум параллельным векторам. В случае возобновления Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) – весьма туманная возможность, учитывая последние махинации в Вене и Дохе, – это будет означать тактическую победу. И все же движение в сторону Евразии выходит на совершенно новый стратегический уровень.В рамках INSTC Иран максимально эффективно использует геостратегически важный порт Бандар–Аббас, расположенный на границе Персидского и Оманского заливов, на перекрестке Азии, Африки и Индийского субконтинента.И все же, как бы это ни изображалось как крупная дипломатическая победа, ясно, что Тегеран не сможет в полной мере использовать членство в БРИКС, если западные – особенно АМЕРИКАНСКИЕ – санкции не будут полностью сняты.Трубопроводы и “стансы”Можно привести убедительный аргумент в пользу того, что Россия и Китай могут в конечном итоге заполнить западный технологический пробел в процессе развития Ирана. Но такие платформы, как INSTC, ЕАЭС и даже БРИКС, могут сделать гораздо больше.По всему “Трубопроводистану” Война за экономические коридоры становится еще более сложной. Западная пропаганда просто не может признать, что Азербайджан, Алжир, Ливия, союзники России по ОПЕК и даже Казахстан не очень заинтересованы в увеличении добычи нефти, чтобы помочь Европе.Казахстан - сложный случай: он является крупнейшим производителем нефти в Центральной Азии и собирается стать основным поставщиком природного газа сразу после России и Туркменистана. Более 250 нефтяных и газовых месторождений эксплуатируются в Казахстане 104 компаниями, в том числе западными энергетическими гигантами, такими как Chevron, Total, ExxonMobil и Royal Dutch Shell.В то время как экспорт нефти, природного газа и нефтепродуктов составляет 57 процентов экспорта Казахстана, на природный газ приходится 85 процентов бюджета Туркменистана (при этом 80 процентов экспорта приходится на Китай). Интересно, что Галкыныш - второе по величине газовое месторождение на планете.По сравнению с другими “станами” Азербайджан является относительно незначительным производителем (несмотря на то, что нефть составляет 86 процентов от общего объема его экспорта) и, по сути, транзитной страной. Стремления Баку к сверхбогатству сосредоточены на Южном газовом коридоре, который включает в себя не менее трех трубопроводов: Баку-Тбилиси-Эрзурум (BTE); турецкий Трансанатолийский газопровод (TANAP); и Трансадриатический (TAP).Проблема с этим фестивалем аббревиатур – BTE, TANAP, TAP – в том, что все они нуждаются в огромных иностранных инвестициях для увеличения мощностей, которых ЕС катастрофически не хватает, потому что каждый евро выделяется неизбранными брюссельскими еврократами на “поддержку” черной дыры, которой является Украина. Те же финансовые проблемы касаются возможного Транскаспийского трубопровода, который в дальнейшем соединится как с TANAP, так и с TAP.В Войне экономических коридоров – глава “Трубопроводистан” – решающим аспектом является то, что большая часть экспорта казахстанской нефти в ЕС идет через Россию, через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). В качестве альтернативы европейцы рассматривают все еще неясный Транскаспийский международный транспортный маршрут, также известный как Средний коридор (Казахстан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция). Они активно обсуждали это в Брюсселе в прошлом месяце.Суть в том, что Россия по-прежнему полностью контролирует шахматную доску евразийского трубопровода (и мы даже не говорим об эксплуатируемых "Газпромом" трубопроводах "Сила Сибири 1" и "Сила Сибири 2", ведущих в Китай).Руководители "Газпрома" слишком хорошо знают, что о быстром увеличении экспорта энергоносителей в ЕС не может быть и речи. Они также учитывают Тегеранскую конвенцию, которая помогает предотвращать и контролировать загрязнение и поддерживать экологическую целостность Каспийского моря, подписанную всеми пятью прибрежными государствами–членами.Разрыв ОПОП в РоссииКитай, со своей стороны, уверен, что один из его главных стратегических кошмаров может в конечном итоге исчезнуть. Пресловутый “побег из Малакки” обязательно осуществится в сотрудничестве с Россией через Северный морской путь, который сократит торговый и транспортный коридор из Восточной Азии в Северную Европу с 11 200 морских миль до всего лишь 6500 морских миль. Назовите это полярным близнецом INSTC.Это также объясняет, почему Россия была занята строительством огромного количества современных ледоколов.Итак, здесь мы имеем взаимосвязь Новых шелковых путей (INSTC действует параллельно с BRI и ЕАЭС), Трубопроводистана и Северного морского пути на пути к тому, чтобы полностью перевернуть западное торговое господство с ног на голову.Конечно, китайцы планировали это довольно давно. Первая Белая книга по арктической политике Китая, опубликованная в январе 2018 года, уже показала, как Пекин стремится “совместно с другими государствами” (имеется в виду Россия) реализовать морские торговые маршруты в Арктике в рамках Полярного шелкового пути.И, как по маслу, Путин впоследствии подтвердил, что Северный морской путь должен взаимодействовать и дополнять китайский морской шелковый путь.Российско-китайское экономическое сотрудничество развивается на столь многих сложных, сходящихся уровнях, что просто отслеживать все это - головокружительный опыт.Более подробный анализ выявит некоторые тонкости, например, как взаимодействуют ОПОП и ШОС, и как проекты ОПОП должны будут адаптироваться к тяжелым последствиям московской операции Z на Украине, при этом больший акцент будет сделан на развитии коридоров Центральной и Западной Азии.Всегда важно учитывать, что одной из ключевых стратегических целей Вашингтона в беспощадной гибридной войне против России всегда было разрушение коридоров ОПОП, пересекающих российскую территорию.В нынешнем виде важно понимать, что десятки проектов ОПОП в области промышленности, инвестиций и трансграничного межрегионального сотрудничества в конечном итоге укрепят российскую концепцию партнерства "Большая Евразия", которая, по сути, вращается вокруг установления многостороннего сотрудничества с широким кругом стран, входящих в такие организации, как ЕАЭС,ШОС, БРИКС и АСЕАН.Добро пожаловать на новую евразийскую мантру: создавайте экономические коридоры, а не войну.