Обсуждение космических программ
8,830,568 39,654
 

  Прокруст ( Слушатель )
26 июл 2022 11:17:36

Китай, похоже, переходит на новую концепцию - полностью многоразовую двух / трёх-ступенчатую сверхтяжёлую ракету

новая дискуссия Дискуссия  822

Цитатасудя по недавней публичной лекции главного конструктора ракет серии Long March, Китай, похоже, переходит на новую концепцию - полностью многоразовую двух / трёх-ступенчатую сверхтяжёлую ракету, которая разрабатывается параллельно с одноразовой версией. При этом концепция ракеты будут резко отличаться, как от одноразовой Long March 9, так и от версии с многоразовой первой ступенью, представленной в прошлом году, ведь теперь целью является полное повторное использование.
О многоразовой версии ракеты
Планируется, что многоразовая версия Long March 9 будет состоять из двух/трёх ступеней и четырёх боковых ускорителей. Первая ступень, диаметром 10,6 метра будет оснащена 26 металоксовыми двигателями с тягой по 200 тонн силы. Ракета будет способна доставлять 150 тонн полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту, 65 тонн на геосинхронную орбиту или выводить до 50 тонн к Луне. Её первый запуск планируется в 2035 году.

Подозреваю что помимо ориентировки на Маска, китайцы сталкиваются с трудностями разработки мощных движков.
В ракете Long March 7, используются движки YF-100 по 120 тонн тяги. Более мощные движки испытываются. Первоначально они вообще хотели сделать движок в 490 тонн тяги на керосине, но постепенно заявленная тяга становилась меньше и теперь вот стала 200 тонн, но уже на метане.
  • +0.17 / 10
  • АУ
ОТВЕТЫ (16)
 
 
  Luddit ( Слушатель )
26 июл 2022 13:40:26

Не прокатила очередная вдохновенная попытка сделать что-то похожее на F-1?Улыбающийся
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
  DMAN ( Слушатель )
26 июл 2022 14:21:01

но с другой стороны метан сейчас моден. условно говоря "водород для нищебродов". Веселый
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
  Сергей В. ( Слушатель )
27 июл 2022 10:45:13

Вот и наши тяжелую 3-х ступенчатую Ангару А5 рвутся сделать многоразовой: 
ЦитатаРИА Новости. "Роскосмос" планирует разработать многоразовую версию ракеты "Ангара-А5" тяжелого класса, сообщили во вторник в госкорпорации.
"Были внесены изменения в государственный контракт на опытно-конструкторскую работу "Амур" с включением в него работ по модернизации и дальнейшему развитию семейства ... При этом будет рассмотрен вариант создания РН "Ангара-А5ВМ" с многоразовыми возвращаемыми ступенями", - говорится в сообщении.

 Дискуссия идет лишь о том, сажать ли разгонные модули и вторые ступени по самолетному или вертикально на выдвижные штанги.
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
27 июл 2022 11:51:15

Вертикально не получится, вес пустого УРМ слишком маленький для тяги РД-191.
Сажать на крыльях УРМ - полагаю возможно, вопрос сколько они съедят веса.
Есть еще теоретически один вариант - парашют и ловить вертолетом. В теории вертолет МИ-26 сможет поймать, хотя вероятно лучше облегчить УРМ.
Для того чтобы сажать вертикально, надо сделать ракету с одним баком и хотя бы 6 соплами, как Фалкон.(у него там их 9).
Но тогда возникнет другой вопрос - как доставлять ракету с места посадки обратно к месту старта. По железке большую первую ступень не провезешь. Маск использует океан. Можно провезти на самолете типа Белуги, но такого у нас пока нет.
На мой взгляд для подобного класса ракеты  у нас есть один возможный ответ - самостоятельный полет  ракеты обратно на место старта. Это можно сделать за счет установки ПД-14 - лететь не используя полноценных крыльев - фюзеляж и рули. Сажать вертикально на ракетных движках.
  • -0.01 / 3
  • АУ
 
 
 
  Сергей В. ( Слушатель )
27 июл 2022 12:50:39

Проще всего УРМ приводнять в море на парашютах и затем отправлять на МИ-26 на космодром, наконец то работа для него появится, 8 т. УРМ ему вполне по силам. Или вы ловить его в воздухе предлагаете?
Ставить на УРМ ПД-14 с сухим весом 3 т плюс складные крылья плюс система управления и балансировки выглядит не очень.
А м.б. можно на РД-191 отрегулировать тягу для вертикалки?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
27 июл 2022 13:42:42

ИМХО лучше подобрать пресный водоём.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
27 июл 2022 13:37:02

  Многоразовой изначально проектируется "Союз-СПГ" ( старое название "Союз-7"). У неё нет "боковушек". Она двухступенчатая.  Двигателей РД-0169А  (метановых) у первой ступени планируется 5. Вроде был вариант с 4-мя, но это не принципиально. Посадка первой ступени ( вторую возвращать не будут)   как у Фэлкона на раскладывающиеся опоры. Аэродинамические рули внешне такие же. 
  Что касается многоразовой Ангары, то Центр Хруничева закончил НИР по этой теме (3 варианта - крылья, парашют, вертикальная посадка на двигателях)  4 года назад и передал на рассмотрение в ЦНИИМаш
С тех пор тишина.
Единственная детальная оценка многоразового варианта сделана для А5В и А3В при  посадке неразделённой связки боковушек и центрального блока на раскладные опоры на плавучую платформу в Охотском море в 1360 километрах от космодрома  в статье генерального конструктора средств выведения Медведева, опубликованной в научном журнале ЦНИИмаш "Космонавтика и ракетостроение".
ЦитатаСоздание многоразовый версии "Ангары" потребует ее конструкторской переделки, дооснащения посадочными опорами, системой управления при посадке и дополнительными системами теплозащиты. Это увеличит массу ракеты на 12 процентов. Плюс само возвращение ракеты потребует около семи процентов запаса топлива в носителе. После доработки "Ангара-А5В" сможет выводить с космодрома Восточный 26-27 тонн, а не 37 тонн, как в одноразовом варианте.
... Если многоразовая "Ангара" будет приземляться на Восточном, то есть на месте запуска, ее грузоподъемность снизится сразу на 40-50 процентов от потенциально возможных 37 тонн.
....Благодаря многоразовости, стоимость выведения груза с помощью "Ангары" на низкую орбиту (200 километров) может снизиться на 33-37 процентов, а на геостационарную орбиту (36 тысяч километров) — на 22-27 процентов.
  • +0.20 / 11
  • АУ
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
27 июл 2022 17:00:35

О! Как то пропустил это. Из вики про Союз-7

ЦитатаПеревозиться обратно на космодром блок будет двумя возможными способами — на внешней подвеске тяжелого транспортного вертолета Ми-26 или на грузовой платформе по железнодорожной ветке

Хорошее и практичное решение - сделать ракету с массой пустой первой ступени посильной для Ми-26. Заявлена 360 тонн стартовая масса, 5 движков тяги по 100 тонн, доставка 10,5 тонн на НОО в многоразовом варианте.
Этот вариант реально радует.
  • +0.06 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  Сергей В. ( Слушатель )
27 июл 2022 20:12:37

Замечательно, тогда  зимой. предлагаю на салазки.  А как такую связку на Восточный собираются доставить?
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
27 июл 2022 20:15:38

По месту, разобрать на органы и по частям...
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  Волжанин ( Слушатель )
29 июл 2022 11:15:56

Охотское море - Сахалинский залив - Амур - Зея - Восточный.

Но мне идея с крыльями больше нравится.
Во-первых это красиво...Улыбающийся

Короче, реально возможны разные варианты. Считать надо.
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  iron-zorin ( Слушатель )
29 июл 2022 13:33:11

Всё равно непонятно - почему Амурская область? Ведь геморроя выше головы с ним. 
Калмыкия, Дагестан, Капустин Яр наконец.
Надо же, КапЯр на 3 градуса южнее Восточного
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Волжанин ( Слушатель )
29 июл 2022 13:52:50

С моего любительского дивана видится, что запуск с Капьяра, если на восток, на традиционную орбиту, это запуск опять через Казахстан. Опять туда будут падать ступени.
А политически Казахстан весьма нестабилен из-за свои жузов. Может и там придётся свою СВО проводить, и тогда возникнут вопросы с запуском людей через эту территорию.
С Восточного можно пулять практически в любом требуемом нам направлении.
  • +0.18 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
29 июл 2022 14:51:50

Широта ( запуск на ГСО) + отсутствие по любой трассе запуска густо населённых районов.
  • +0.07 / 3
  • АУ
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
27 июл 2022 16:34:21

Диапазон дросселирования тяги (от номинального значения): 27—110 %
196тс×27%=~53тс
пусть вес УРМ при пр землении 10т, ускорение -4g, скорость устоявшегося падения 250м/с.
~3.5 секунды работы движка?Улыбающийся
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
  mse ( Слушатель )
27 июл 2022 18:45:06

Зачем ПД-14? Вы что, собираетесь УРМ с полной заправкой запускать с эродрома? Для неспешного прибытия поездаУРМ на эродром, дай Бог, 300, ну 500кг тяги. А это уже совсем другой вес.
  • +0.02 / 2
  • АУ