Слёзы тигра…Согласно популярным легендам, янтарь у древних китайцев именовался «душа тигра» или «слёзы тигра». Считалось, что после смерти хищника то ли его душа, то ли его предсмертные слёзы, уходят в глубь земли, где потом и превращаются в драгоценный янтарь…
Древнейшие янтарные бусы в Китае найдены в провинции Шаньси, они относятся к периоду Шан-Инь — самому началу китайской письменной истории, более трёх тысяч лет назад. Таким образом, янтарь, хотя и крайне редко, попадал на нынешнюю территорию КНР уже с глубокой древности. Чуть чаще этот камень стал завозиться в Китай в эпоху Хань, два тысячелетия тому. В ту пору активно заработал знаменитый Шёлковый путь. Янтарь, попадавший с балтийского севера в Константинополь, обменивался на товары с востока и в результате иногда также оказывался у китайских купцов.
Уже после монгольских завоеваний, семь столетий назад, письменные источники династии Юань фиксируют поставки янтаря из Западной Персии, то есть, речь, скорее всего, идёт о балтийском янтаре, попавшем ранее на Ближний Восток.
Во времена династии Мин, полтысячелетия назад, янтарь попадает в Китай из Мьянмы (Бирмы). Но постепенно «минский» Китай терял контроль над западными регионами на Великом Шелковом пути, и торговые маршруты оказались заблокированы. К началу династии Цин (эпоха начала династии Романовых в России) китайцы научились уверенно отличить бирманский янтарь от балтийского. Но с обоих направлений окаменевшей смолы поступало совсем немного. Как и в предыдущие эпохи, янтарь оставался статусным украшением, олицетворявшим личность и ранг принцев, чиновников и знати.
Настоящий расцвет использования янтаря приходится на период династии Цин, утвердившейся в Китае с 1644 года. Уже в 1652 году в Пекин из Тибета для встречи с императором Шуньчжи прибыл Пятый Далай-лама Лобсанг Гьяцо. В это время, и до середины XVIII столетия влияние тибетского буддизма при Цинском дворе достигло пика.
Богатые и влиятельные обитатели «Запретного города» (императорского квартала в Пекине) начинают активно коллекционировать предметы культа. В том числе, так называемые «семь сокровищ буддизма». Сокровища эти не имеют отношения к буддийскому учению, но упоминались в различных священных текстах. Список их неодинаков. В «Амитабха-сутре» в переводе Кумарасвами упоминаются золото, серебро, стекло, коралл, тридакна (драгоценная тропическая раковина), красный жемчуг и агат. В «Сутре восхваления Чистой Земли» в переводе Сюаньцзана вместе с золотом и серебром перечисляются несколько видов стекла. Есть и другие варианты списка «Семи сокровищ». Янтарь фигурирует в «Сутре сердца» (наряду с золотом, серебром, кораллами, тридакной и агатом).
Стоит напомнить, что Цины, привившие Китаем три столетия до начала XX века, были маньчжурами, а не ханьцами. Возможно с этим связана их любовь к камням из буддийских текстов, а не к особо почитаемым в собственно китайской культуре нефриту и жемчугу. Кроме того, благодаря связям с буддизмом, позволить себе изделия из янтаря смогли не только аристократы, но и просто зажиточные люди, а также монахи.
Маньчжурский аристократ с янтарными чётками, китайский рисунок XVIII векаКитайские тексты сообщают, что Цины закупали янтарь из стран на берегу Балтийского моря, а затем, в качестве подношений буддийским учителям, отправляли в Тибет. Там из солнечного камня изготавливали чётки и другие ритуальные предметы. Сохранившиеся с тех пор камни — и есть настоящий тибетский янтарь.
Тибетцы больше всего ценят тёмно-жёлтый, оранжевый и красный цвета, поэтому в Страну Снегов отправляли прежде всего янтарь этих оттенков, а вот жёлтый и белый оказывались там сравнительно редко. Кроме того, янтарь в монастырях долгое время хранился близ горящих масляных лампад, а тот, что нашивался на одежду — почти не контактировал с телом, но находился под ярким горным солнцем. Поэтому старые янтарные изделия из Тибета на вид можно отличить от «ровесников из материкового Китая».
Сейчас «храмовый янтарь» периодически продают по заоблачным ценам на антикварных рынках Китая, однако его в принципе немного и такие вещи хранятся в монастырях, как дорогие реликвии. В редких случаях вещи из старого янтаря могут использоваться как дорогой подарок. Так, в 1954 году Четырнадцатый Далай-лама, подарил янтарные чётки с крупными бусинами Мао Цзэдуну — председателю КНР и лидеру Компартии, которого во Лхасе по старинке воспринимали скорее как нового китайского императора.
Четырнадцатый Далай-лама Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо и председатель Мао…На тот момент Тибет уже находился под контролем китайской армии, но во внутренних делах сохранял очень широкую автономию. Делегация из Лхасы принимала участие в съезде Всекитайского собрания народных представителей (этакого аналога Верховного Совета в СССР). Однако долго поддерживать это переходное состояние не получилось. Уже во время возвращения тибетских делегатов из Пекина началось восстание в Восточном Тибете. В его организации заподозрили окружение Далай-ламы. С тех пор обстановка накалялась всё больше, пока стрельба весной 1959-го года не началась в самой Лхасе. Вооружённые выступления были подавлены, тибетское правительство-Кашаг, участники восстания и многие ламы бежали в эмиграцию в Индию. Четырнадцатый Далай-лама здравствует по сей день. В КНР его сейчас считают сепаратистом, однако его янтарный подарок для Председателя Мао бережно хранится в Этнографическом музее в Пекине. Сделаны эти чётки именно из балтийского янтаря…
Те самые четки в Этнографическом музее в ПекинеСейчас практически всегда речь идёт об искусственно состаренных подделках. И, если с современным рынком всё понятно, то как янтарь с берегов Балтики попадал в Поднебесную в прежние времена?..
На период увлечения цинских императоров тибетским буддизмом приходится высадка голландцев на Тайване. А в 1729 году Голландская Ост-Индская компания открывает торговую факторию в Кантоне (Гуанчжоу). Теоретически голландцы вполне могли закупать балтийский янтарь и продавать его в Азии. Однако история работы Ост-Индской компании хорошо известна и следов продажи янтаря в Китай мы не видим.
В 1689 году Цинская империя подписала Нерчинаский договор с Россией, после чего между двумя странами началась сухопутная торговля. Однако и номенклатура товаров на этом пути также известна. Пушнина, скот, зеркала и даже ископаемая мамонтова кость. Но вот янтаря в составе российского экспорта через Нерчинск или Кяхту не значится. При этом, в 1693 – 1792 годах в Китай из Русского государства отправлялись только казённые караваны, а с 1713 года законодательно были перекрыты все лазейки для доставки товаров, принадлежащих частным торговцам. И при всём внимании государства к торговле с Китаем, янтарь не упоминается ни разу. Мы не знаем ни о запрете на его продажу в Китай, ни о введении государственной монополии. При том, что солнечный камень был дорогим товаром, востребованным в самых высоких кругах цинского общества.
Впрочем, примерно в то же время на берегах Балтики появляются люди, понимавшие толк в сокровищах буддизма. Независимое на тот момент Калмыцкое ханство, кочевавшее по обоим берегам Волги между Тереком и Яиком, выступило союзником России в Северной войне.
Калмыцкая конница в бою. Фрагмент рисунка из Тобольской летописи конца XVII векаПо некоторым оценкам, через войну со Швецией прошло до пятидесяти тысяч калмыков. Отряд калмыцкой конницы участвовал и в Полтавской битве. При этом калмыцкий хан Аюка (1642 – 1724) поддерживал дипломатические отношения с Китаем и также был последователем тибетского буддизма. Так что янтарь как раз на рубеже правления императоров Канси и Юнчжэна мог попадать и в Пекин и во Лхасу через поволжских кочевников-буддистов, а память об этой торговле утрачена во время исхода калмыков с берегов Волги в Джунгарию в 1771 году. Эта гипотеза вполне логично объясняет, почему торговля янтарём не зафиксирована в архивных документах.
Так что, кто знает, зёрна для чёток Мао – весьма вероятно – изготовлены ещё мастерами Тевтонского ордена и добыты калмыцкими воинами, как трофеи, при взятии Риги в 1710 году или Штеттина в 1713-м. Или же это набор янтаря со всего южного побережья Балтики по маршруту движения армии Петра Первого?
Для сравнения тевтонские чётки из замка Мальборк в Восточной Пруссии (ныне в Польше у границ Калининградской области России)Ссылка