Европейский союз уже более двух десятилетий стремится увеличить поставки газа из Каспийского моря, но многие проекты так и не были реализованы.
За это время Европа стала более зависимой от российского природного газа.
Небольшие объемы газа, наконец, начали поступать в Европу по так называемому “Южному газовому коридору”, но неспособность реализовать доставку значительных объемов каспийского газа в Европу оказывается дорогостоящей ошибкой.
На протяжении более двух десятилетий Европейский Союз добывал газ из гигантских запасов Каспийского моря. За это время грандиозные трубопроводные проекты были обсуждены и забыты. Все это время блок становился все более зависимым от российского газа. Как журналист, который последние 25 лет специализировался на энергетических вопросах Турции и Каспия, я не был удивлен, увидев в прошлом месяце в Баку президента Европейской комиссии Урсулу фон дер Ляйен, отчаянно пытающуюся получить дополнительные объемы газа. Россия, как давно предсказывали знатоки безопасности, теперь использует свою удушающую хватку в сфере поставок в ЕС, чтобы попытаться добиться уступок в войне на Украине. Но почему Брюссель давным-давно не обеспечил поставки каспийского газа? Только в 2020 году небольшие объемы газа, наконец, начали поступать в Европу по так называемому “Южному газовому коридору”. В Баку фон дер Ляйен заручилась необязывающим обещанием, что к 2027 году эти поставки могут удвоиться до 20 миллиардов кубометров в год (млрд. кубометров). Это сущие гроши. Сравните эту цифру с 155 млрд куб. м, то есть с тем, что Россия поставила в прошлом году, удовлетворив 40% спроса ЕС. Что-то пошло ужасно неправильно Коренная проблема заключалась в том, что Брюссель настаивал на том, чтобы трубопроводы разрабатывались частными фирмами и были "коммерчески жизнеспособными”. ЕС не был готов финансировать необходимую инфраструктуру, предполагая, что рыночные силы возьмут на себя инициативу. Возможно, это произошло бы в мире совершенной конкуренции. Но рыночные силы оказались неспособны конкурировать с "Газпромом", российской монополией, которая играет по своим собственным правилам. Теоретически, как терпеливо объяснил мне один технократ из ЕС, создание коммерчески жизнеспособного проекта трубопровода для транспортировки каспийского газа в Европу просто: вам нужно, чтобы европейцы подписали контракты на покупку газа, что они готовы сделать. Это гарантирует поток доходов и позволяет банкам предоставлять финансирование на десятки миллиардов долларов, необходимое для разработки месторождений и трубопроводов для доставки газа. Просто – но, предупредил он, верно и обратное. Если у вас, как у "Газпрома", есть финансы, вы можете пойти дальше и построить трубопроводы, а затем обеспечить покупателей, которых интересуют прежде всего краткосрочные поставки, а не долгосрочная безопасность. При этом "Газпром" фактически блокировал строительство конкурирующих трубопроводов. Короче говоря, именно так Европа упустила ряд возможностей импортировать газ с Каспия и позволила себя шантажировать. Если бы Газпром только либерализовал Распад Советского Союза в 1991 году и появление независимых, богатых газом прикаспийских государств совпали со снижением собственной добычи газа в Европе и первыми предупреждениями о чрезмерной зависимости от России. Соглашения и трубопроводы советской эпохи означали, что к началу 1980-х годов Россия уже поставляла 30 процентов газа Германии. В прошлом году Германия полагалась на "Газпром" более чем в половине потребляемого ею газа. Имея такого нетерпеливого покупателя, "Газпром" финансировал собственные трубопроводы. В то же время для доставки каспийского газа в Европу требовалось разрабатывать сложные морские газовые месторождения и строить трубопроводы протяженностью 3500 километров через множество стран, лишь мимолетно знакомых с демократическими и коммерческими нормами, с некоторыми из которых едва разговаривали. Брюссель предполагал, что либерализация российской экономики положит конец монополии "Газпрома", в то время как европейский рынок, управляемый юридически обязательными контрактами, обеспечит свободную конкуренцию и конкурентное ценообразование. Если бы каспийский газ был коммерчески жизнеспособным, гласила мантра, частный сектор смог бы вывести его на рынок. Частный сектор действительно пытался, но неоднократно сталкивался с непреодолимыми препятствиями. Первая попытка, предпринятая в 1999 году при активной поддержке Вашингтона, привела к тому, что американские гиганты GE и Bechtel стали партнерами в амбициозном проекте по добыче более 30 млрд. куб. м газа с месторождений в Туркменистане, который будет транспортироваться транзитом по "Транскаспийскому трубопроводу" в Азербайджан и далее через Грузию в Турцию. Анкара согласилась забирать половину газа и развивать трубопроводы для транзита остальной части в Европу, очевидно, обеспечив финансирование проекта. Однако он потерпел крах не по коммерческим соображениям, а после открытия собственного гигантского газового месторождения "Шах Дениз" в Азербайджане и неспособности Баку и Ашхабада договориться о совместном использовании запланированного трубопровода. Могли ли европейские гарантии доходов от продажи газа убедить два развивающихся государства согласиться на совместное использование трубопровода? Мы никогда не узнаем. Брюссель проявил мало интереса к транскаспийскому проекту. (Россия также бросила холодный взгляд на трубопровод, утверждая, что Каспийское море - это озеро, и поэтому Азербайджану и Туркменистану нужно ее одобрение, прежде чем строить что-либо на морском дне.) Без участия Туркменистана в 2001 году Турция и Грузия подписали контракты на добычу части недавно обнаруженного азербайджанского газа. Это позволило консорциуму под руководством BP разработать проект "Шах Дениз" и построить Южно-Кавказский трубопровод (SCP), по которому в 2006 году азербайджанский газ, наконец, был доставлен в восточную Турцию. В ожидании Nabucco Планы строительства Южно-Кавказского трубопровода вдохновили европейские фирмы, и в 2002 году австрийская OMV сформировала консорциум с государственными газотранспортными операторами Турции, Болгарии, Румынии и Венгрии для разработки чертежей трубопровода "Набукко" мощностью 31 млрд. куб. м для транспортировки газа из нескольких каспийских источников в европейский газовый торговый центр Баумгартен в Австрии. Европейская комиссия, наконец, проявила интерес, профинансировав половину стоимости технико-экономического обоснования. Но только шесть лет спустя, с публикацией "Второго стратегического энергетического обзора" ЕС в 2008 году, озабоченность растущей зависимостью от России превратилась в реальную политику развития "Южного газового коридора". В обзоре говорилось: "Необходимо разработать южный газовый коридор для поставок газа из каспийских и ближневосточных источников, который потенциально может обеспечить значительную часть будущих потребностей ЕС. Это один из самых высоких приоритетов энергетической безопасности ЕС". Тем не менее, Брюссель по-прежнему привержен идее, что развитие - это работа для частного сектора. Он не смог идентифицировать Nabucco или любой другой трубопроводный проект, который мог бы соответствовать всем требованиям. В то же время Nabucco столкнулся с другими проблемами. Два небольших проекта были нацелены на транспортировку того же азербайджанского газа в Европу. А "Газпром" объявил о создании собственного гигантского 63-миллиардного трубопровода "Южный поток" через Черное море в Болгарию, который затопит европейский рынок. Nabucco не смог найти газ для заполнения своих мощностей в 31 млрд. куб. м. Планировщики смотрели на Туркменистан, затем на Иран, даже на Ирак. Но с Азербайджаном, по-прежнему не желающим осуществлять транзит туркменского газа, Ираном, пострадавшим от международных санкций, и Ираком, втянутым в свои собственные бесконечные проблемы, никто не давал никакой надежды на получение газа в приемлемые сроки. Азербайджанский "Шах Дениз" мог поставлять менее 20 млрд куб. м газа, а консорциум под руководством BP, разрабатывающий месторождение, не желал передавать свой газ Nabucco, если сторонники Nabucco не найдут других поставщиков, чтобы обеспечить его коммерческую жизнеспособность. Если бы Европейский союз был достаточно привержен созданию своего Южного газового коридора, он мог бы объявить Nabucco проектом "стратегической важности" и гарантировать финансирование, гарантируя, что трубопровод будет построен. В этом случае азербайджанское правительство устало ждать и объявило, что оно профинансирует свой собственный трубопровод объемом 31 млрд. куб. м через Турцию, получивший название Трансанатолийского трубопровода (TANAP), шаг, который фактически убил Nabucco. Строительство началось в 2015 году. После пересечения с Грецией TANAP соединился с тем, что было одним из конкурентов Nabucco, Трансадриатическим трубопроводом (TAP). Поставки в Турцию начались в 2018 году, а газ, наконец, поступил в Италию в конце 2020 года. Спустя двадцать один год после первых серьезных разговоров о транспортировке каспийского газа в Европу и 12 лет после того, как Южный газовый коридор стал политикой ЕС, рынок наконец-то начал поставлять каспийский газ европейским потребителям. Но Южный газовый коридор доставляет в Европу всего 10 млрд куб. м газа (в этом году этот объем планируется увеличить до 12 млрд куб. м). Можно ли это считать успехом? Подтверждает ли это приверженность Брюсселя к диверсификации, отказу от России? Далеко не так. За тот же 21-летний период "Газпром" ввел в эксплуатацию три крупных газопровода в Европу общей мощностью более 125 млрд куб. м. Только последняя из них, линия Nord Stream 2 объемом 55 млрд куб. м, частично финансируемая немецкими газовыми компаниями, столкнулась с серьезными препятствиями, когда канцлер Германии Олаф Шольц, наконец, уступил давлению ЕС и США и заблокировал эксплуатацию, и это только 22 февраля 2022 года, за два дня до того, как российские танки въехали в Украину. Дорогостоящие ошибки Возможно дальнейшее увеличение объемов поставок каспийского газа в Европу. Туркменистан, который на сегодняшний день фактически лишен доступа к Южному газовому коридору, может похвастаться запасами в 13,6 трлн кубометров, что является четвертым по величине в мире. Отношения с Азербайджаном потеплели, и в 2018 году Россия даже перестала выступать против Транскаспийского трубопровода. Но для доставки в Европу достаточных объемов, чтобы заменить российский газ или составить серьезную конкуренцию ему, потребуются многие десятки миллиардов долларов и добровольное сотрудничество стран, через которые должны будут проходить новые трубопроводы. Что еще более важно, Брюсселю, возможно, придется отказаться от своей настойчивости играть по правилам неолиберального рынка. Даже в этом случае на прокладку такого трубопровода уйдут годы, в течение которых Европа будет оставаться зависимой от России. Это поднимает вопрос о том, не лучше ли было бы потратить огромные инвестиции, необходимые для добычи каспийского газа, на другую насущную энергетическую проблему, которая все больше занимала мое время в течение последних двух десятилетий, а именно на развитие возобновляемых источников энергии в Европе для достижения целей по сокращению выбросов углерода. Неспособность реализовать поставку значительных объемов каспийского газа в Европу оказывается дорогостоящей ошибкой. Свидетельства аномальной жары и лесных пожаров этого лета свидетельствуют о том, что неспособность решить проблему изменения климата может оказаться еще более дорогостоящей.