ПАТРИК ЛОУРЕНС: Путин и формирующийся порядокПатрик Лоуренс
Специально для Новостей Консорциума22 августа 2022 годаПрезидент России Владимир Путин выступает на Московской конференции по международной безопасности 16 августа. (Кремль)
Выступление президента РОССИИ Владимира Путина 16 августа перед иностранными высокопоставленными лицами на Московской конференции по международной безопасности, ежегодном мероприятии, которое Россия проводит в течение последнего десятилетия, формулирует новую идею нашего мира, настоящее мировоззрение, имеющее большое значение. Путин сказал: “Ситуация в мире динамично меняется, и вырисовываются очертания многополярного мирового порядка. Все большее число стран и народов выбирают путь свободного и суверенного развития, основанного на их собственной самобытности, традициях и ценностях”.
То, что формируется многополярный мир, было очевидно для многих людей уже давно — по крайней мере, с ноября 1989 года, когда немцы демонтировали Берлинскую стену.
Я давно убежден, что в годы, последовавшие за победами 1945 года, множество азиатских и африканских стран в “эпоху независимости” разорвали колониальные узы, и большая часть человечества стремилась и намеревалась построить тот самый мировой порядок, который описывает Путин. США и их союзники подавили эти замечательные устремления с началом холодной войны.
Это было одной из самых значительных черт холодной войны. Когда Запад разделил сообщество наций на блоки, это вынудило не–Запад выбрать ту или иную сторону. По сути, была навязана идентичность: корреспонденты могли писать о “прозападном Сингапуре” или “Сухарто, верном американском союзнике”.
Движение неприсоединения, которое постепенно объединилось в 1950–х годах и официально объявило о себе в Белграде Иосипа Броз Тито в 1961 году, было отчасти движением сопротивления бинарной системе холодной войны. Движущий им импульс так и не угас — Движение неприсоединения все еще живет, на самом деле, — но разделение между Востоком и Западом сделало свое ужасное дело за эти годы.
Президент Ганы Кваме Нкрума (слева) и президент Югославии Иосип Броз Тито прибывают на конференцию Движения неприсоединения, Белград, 1961 год. (Викисклад) Именно этот импульс был реанимирован в ноябре 1989 года. Окно, ведущее в многополярный мир, вновь открылось. И именно это окно американцы попытались закрыть еще раз во время триумфальных 1990–х, настаивая на том, чтобы новая Российская Федерация, наряду с остальным миром после окончания холодной войны, последовала американскому неолиберальному примеру.
Иосиф Бродский, поэт, который к тому времени жил в Нью-Йорке, написал своему другу Вацлаву Гавелу, что американцы играют в ковбоев и индейцев, снова примеряя свою программу “совсем как мы”. Россия и остальной мир должны были найти свой путь к общечеловеческим ценностям, исповедуемым Америкой, сказал Бродский, но она должна найти свой путь по-своему, каждая нация сама по себе, а не под руководством ковбоев на высоких лошадях, вооруженных лассо.
Иосиф Бродский преподает в Мичиганском университете, ок. 1972. (Викисклад)Россия находится на переднем крае этого исторического движения, этого длительного периода. Я все больше уверен в том, что Россия вместе с другими незападными лидерами – Си Цзиньпином, да, но не только китайским президентом — наконец—то подтолкнет мир к прочному мировому порядку с многополярностью в качестве основного принципа.
Я говорю это по нескольким причинам. Утверждение Путина о том, что этот новый порядок будет основываться на “свободном и суверенном развитии, основанном на их собственной самобытности, традициях и ценностях”, является ни чем иным, как повторением аргументов Бродского против позиции Америки после окончания холодной войны.
Возвращаясь к прошлому, замечания Путина напомнили мне прямую ссылку на пять принципов, предложенных Чжоу Эньлаем в середине 1950–х годов и которые легли в основу 10 принципов Движения неприсоединения, сформулированных в Белграде полдюжины лет спустя. Это источник, из которого я черпаю уверенность.
Путин продолжил свою речь:
“Этим объективным процессам противостоят западные глобалистские элиты, которые провоцируют хаос, разжигают давние и новые конфликты и проводят так называемую политику сдерживания, которая фактически сводится к подрыву любых альтернативных, суверенных вариантов развития. Таким образом, они делают все возможное, чтобы удержать гегемонию и власть, которые ускользают из их рук; они пытаются удержать страны и народы в тисках того, что по сути является неоколониальным порядком ”.
“Глобалистские элиты”, “неолколониальный порядок”. Среди слушателей Путина было много представителей бывших колоний с ярко выраженной идентичностью как членов “третьего мира” или “Глобального Юга”, с которыми он хотел установить как можно более непосредственный контакт. Это была самая сильная формулировка Путина по этому вопросу.
Одно дело, когда такой обозреватель, как я, пишет о западной гегемонии и подрывных намерениях США и их союзников, когда реальность нового мирового порядка становится очевидной. Другое дело, что президент одной из самых могущественных стран мира использует такие формулировки. Это подтверждает мое предположение, что Путин повернул за угол в своем мышлении.
Я отношу этот поворот к документу, который он обнародовал вместе с президентом Си 4 февраля, накануне Олимпийских игр в Пекине — за 20 дней до того, как Россия начала свое вмешательство на Украине. Совместное заявление о вступлении международных отношений в новую эру и глобальном устойчивом развитии - замечательное заявление. Важные сроки
Сроки этого заявления кажутся важными. Как я уже несколько раз писал, китайское руководство перестало придавать какой-либо смысл своим отношениям с США после их катастрофической встречи с американскими официальными лицами в Анкоридже 11 месяцами ранее. Из всего, что впоследствии выяснилось, Си и его министры, очевидно, решили тогда, что Китай пойдет своим путем и перестанет утруждать себя успокоением нации, которая остается могущественной, но застряла в прошлом.
По мере того, как я читаю, Путин вынес примерно такое же суждение к 4 февраля. Все попытки России вразумить США и их союзников по НАТО относительно устойчивого порядка безопасности в Европе не привели ни к чему, кроме обструкции и серьезной глупости.
Похоже, Путин и Си подвели черту — или приняли черту, проведенную американцами: если вы настаиваете на враждебных отношениях, вы их получите. “Они стоят на пути мира” - это простая фраза для перевода.
На мой взгляд, в конце прошлой зимы Путин решил решительно отстаивать новый мировой порядок, о котором он сейчас говорит с заметной ясностью и без стеснения. Совместное заявление представляет собой гораздо более подробное изложение мыслей, высказанных на конференции по безопасности 16 августа.
Во всяком случае, речь Путина звучит как краткое изложение предыдущего документа. Мышление сейчас хорошо развито. Приверженность Путина совершенно очевидна – еще одна причина, по которой я уверен, что многополярный мир победит односторонность Вашингтона. Время на их стороне.
Время выступления и других выступлений Путина с прошлой зимы кажется ироничным, поскольку в нем затрагиваются темы исторического масштаба, в то время как мы наблюдаем за процессом преемственности в Британии, в результате которого Лиз Трасс останется следующим премьер-министром страны.
Лиз Трасс в марте 2021 года, будучи министром международной торговли Великобритании, разговаривала по телефону с коллегами из G-7. (Саймон Доусон, Даунинг № 10)
Она, несомненно, будет самым глупым и несерьезным премьер–министром в новейшей британской истории - и я не уверен, что мне нужно “недавнее”. Ее политический взлет символизирует заметное снижение качества лидерства на Западе. Президент США проявляет признаки маразма. Похоже, канцлер Германии не может уйти со своего пути. И так далее.
Эстафета того самого “глобального лидерства”, о котором президент Джо Байден упоминает при каждом удобном случае, переходит к незападным лидерам, поскольку Запад сдается из чистого эгоцентризма.
Стоящих перед нами задач слишком много, чтобы их можно было сосчитать. Человечество отчаянно нуждается в новом порядке, оставляя им свою историю, культуру, традиции, экономические модели, политику и внутренние дела.
Но есть одна ответственность, которая требует особого внимания.
Россия получает значительное влияние благодаря своим огромным запасам ресурсов, главным из которых являются нефть и природный газ. Недавно она заключила важные энергетические соглашения с Китаем, Индией и Ираном в качестве шага к развитию независимых государств. Но развитие не может продолжаться без рассмотрения вопроса об изменении климата, глобальной окружающей среды и будущего человечества.
Западные державы несерьезно относятся к решению этих вопросов. Они слишком одержимы капиталом, прибылью, тем, что, вероятно, считается беспрецедентной коррупцией, если судить по конфликтующим интересам их политического руководства. Эти люди, похоже, готовы позволить земле гореть, пока они подсчитывают свое постоянно растущее богатство и поливают свои газоны, в то время как их большинству не хватает питьевой воды.
Если мировое лидерство должно перейти к незападным странам, вместе с этим приходит и ответственность. Долг Путина перед российским народом, Си Цзиньпина перед Китаем, иранского руководства перед Ираном, лидеров Кубы перед кубинским народом и так далее 190 с лишним раз – помочь им добиться достойной жизни и в той или иной степени процветания.
Но незападные страны также взяли бы на себя ответственность перед остальным населением земли. Это включает в себя граждан тех самых стран, таких как США, которые стремятся потопить проект. Западные лидеры и их “основанный на правилах международный порядок” совершенно ясно дали понять, что они ничего не будут делать с изменением климата, кроме как на незначительных полях. Путин, Си Цзиньпин и другие незападные лидеры должны взять на себя инициативу, определяя мышление, идеи и политику.
Я бы не хотел быть на их месте. Но как мы можем рассчитывать на новый мировой порядок, если те, кто его возглавляет, не в состоянии действовать в интересах мира, то есть всего мира?