Возрождение социалистической идеи
709,065 11,945
 

  МОВ ( Слушатель )
23 авг 2022 10:16:20

Образование в РИ

новая дискуссия Дискуссия  147

И еще. Я извиняюсь, конечно, за назойливость, но может кто-то из тех, кто топит за доступность образования при царе, вспомнить про своих предков, живущих в то время. Интересно, какое они получили образование бесплатно. Дворян не предлагать, хотя и это сословие через одного жили в нищете. Вспомните хотя бы "Вишневый сад" и почему его пришлось продавать.
  • +0.17 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (5)
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
23 авг 2022 13:12:39

Из ныне живущих мало кто знает о своих предках вообще, не говоря уж об образовании, дедов ещё помнят, тех кто воевал во время ВОВ, а вот тех, кто воевал в гражданскую, да ещё и на стороне белых, про таких предков старались забыть и фотографии и прочие документы спрятать с глаз долой, бо чревато было. Мы иваны не помнящие родства, регистрация рождений, свадеб и похорон велась церковью, в угаре борьбы с религией многое утрачено, не все метрические книги попали в архивы исполкомов. Не все надгробья сохранились на кладбищах, да и сам кладбища, которые обычно были при церкви, уничтожались вместе с церковью. Так что об образовании предков говорить сложно, о существовании таковых вспомнить бы.
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
  Danilov71 ( Слушатель )
23 авг 2022 14:51:39

Не нужно говорить за всех. Плохая привычка. Если вы лично не знаете - кем были ваши предки в начале XX века - то это говорит о том, что вы лично не знаете, кем были ваши предки в начале XX века.
  • +0.14 / 5
  • АУ
 
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
23 авг 2022 15:28:19

А разве я говорил за всех? Читайте внимательней, фраза мало кто знает ни разу не обозначает все не знают. Точно так же эта фраза не обозначает, что я не знаю кем были мои предки в 19-м веке. В моих краях через одного ссыльные или каторжане,  враги режимов, всех режимов которые были в России, сюда все ссылали. Хорошо хоть Путин  не стал ссылку устраивать и либерду из Москвы сюда ссылать, да и далековато, всёж таки не 101-й километр.
  • -0.03 / 2
  • АУ
 
  Doctor_D ( Слушатель )
23 авг 2022 13:31:13

Я бы мог вам порекомендовать изучить, скажем, социальный состав российского студенчества до революции. 
Но вы ведь не будете читать, верно?
Про нищету тоже позабавило, потому что все познаётся в сравнении. А уровень жизни 13-го года, догнали только в 50-е.
Но и с этими фактами вы тоже не захотите познакомиться. Ибо...
  • +0.01 / 7
  • АУ
 
  alexandivanov ( Слушатель )
24 авг 2022 06:55:21


ЦитатаВсе радетели царской старинушки, как правило не упоминают эту чисто российскую, монархическую паранойю, в отношении народного образования.

Ребенок понапрасну теряет годы. Но в общем то это уже конец, сложился стереотип базовых знаний. Сформирован Папуас, это другой человек и с другим миром.

Ученик же, окончивший городское училище, по арифметике, например, может, пожалуй, выдержать даже выпускной экзамен из 8 класса классической гимназии; зато по другим предметам он не годится и во 2-ой класс, если и вообще годится для обучения там.

Но главное, это языки. Для гимназии экзамен включал иностранный язык и сам процесс обучения это два «мёртвых» и один-два живых, а для реального училища (та же гимназия но вместо «мёртвых» могли добавляться ещё один-два «живых») плюс к этому углублённые знания по негуманитарным дисциплинам, например хорошее знание химии, и физики.
Реальные училища подготавливали к ВУЗам будущие высшие научно-технические, медицинские, юридические, и финансово-экономические государственные управленческие кадры.

Хотя по статусу, «Реальное училище», было аналог гимназии, но это было более престижное и социально значимое учебное заведение чем дурацкая классическая гимназия. Их на всю Россию было 276 заведений, включая Царство Польское, Эстляндию, Курляндию Лифляндию и Финляндию..
И программа в них, если не считать двух мёртвых языков оставленных в гимназии, была чуть не на порядок сложнее чем в гимназии, которые в общем то, готовили ничего не знающих долдонов с хорошей памятью..

Напомню, что гимназии и реальные училища, были средними учебными заведениями, при поступлении в которые, надо было сдавать экзамены. Туда поступали дети 10-11 лет, редко моложе.
Как правило, по языкам да и по другим дисциплинам детей-дворян перед гимназией, и реальным училищем, натаскивали дома, бывало сами родители, или приходящие преподаватели или гувернантки-иностранки, которые в обеспеченных семьях проживали вместе с детьми. Можно было поступать сразу во 2-й или 3-й класс. Существовали вообще то и приготовительные классы, но их было намного меньше чем гимназий, и они были не в каждом городе и они были платные.
А вот народное, начальное образование было отодвинуто к раннему возрасту, туда шли с 6-7-8 лет. Да, опять напомню что была ещё одна милая административная заковыка.
Поступающий в гимназию, обязан был представить справку о том, что у него есть отдельная комната для занятий.
А в Великой Империи квартирный налог платило чуть более 600 тыс. чел.

Остальные, жили практически в неолитических хижинах, и это был уже «правовой» колун. Кстати, знает ли кто, что сие еси за народное образование означает?
В начальных училищах, гражданских и церковно-приходских разрешены были лишь:
1) закон Божий, 2) чтение по книгам гражданской и церковной печати,
3) письмо, 4) первые четыре действия арифметики, 5) церковное пение (ст. 3471, т. XI св. законов).

Закон Божий сводится к заучиванию наизусть 3 книжек - молитвенника, священной истории и катехизиса. Письмо - к заучиванию многих дурацких правил, например о букве «ЁР» итп... и бесчисленным диктовкам.
- Арифметика - к решению разных хитрых задач и примеров со скобками.
 - Затем идет церковная грамматика, из которой нужно знать придыхания, каморы, херы, кавыки...
 - Пение церковное (которое вообще-то поётся на восемь гласов) велось не по современным нотам, а по древним крюкам.

В конце концов, дела набирается много. Обыкновенно, ученик не осиливает его в 3 года и учится 4, а иногда и 5 лет.
А через год после экзамена оказывается, что молитвенник, священная история и катехизис забыты, правила о букве ЁР..., а также никому не нужные кавыки, херы, каморы и придыхания забыты также: осталась только первоначальная грамота, которую при правильном обучении можно освоить в месяц.

А помимо школы учиться тому, что нужно знать, чаще всего некогда: ребенок уже вырос, ему пора кормить себя, помогать семье; два-три а то и более самых лучших для учения лет безвозвратно потеряны, благодаря народной школе.
Вообще то, в России было несколько ведомств которые обеспечивали начальное образование.
Начальные школы были в ведении Министерства народного просвешения, но были школы Министерства внутренних дел, Минторговли и др.ведомств.
Однако «классические» начальные школы были в Ведомстве православного исповедания.
Из 84 544 школ, 43 тысячи были церковно-приходские.
Начальные школы министерские, гражданские(земские) и церковно-приходские были двух видов, со сроком обучения 2-3-4 года, и двухуровневые, «двухклассные» со сроком обучения 5-6 лет.

В 1912 году, были учреждены высшие начальные училища со сроком обучения 4 года. Некоторые из них, специализированные, имели педагогические курсы, технические, сельскохозяйственные, торговые со сроком обучения 2-3-4 года.
Но в любом случае, программа в них была доктринально и процедурно узаконена только одна, с задачей дебилизации народа.



ЦитатаКакова вероятность попасть крестьянскому ребёнку в гимназию? Дело в том, что пансионы содержались как за казённый счёт, так и за счёт земств. А земства были представлены дворянами (теоритически, могли пройти кто угодно, но в реальности, крестьяне проводили выборы выборщиков, да ещё в 4 этапа. Кто, в итоге оставался в земстве?) В-общем устав о гимназиях можно прочитать в СЗРИ том 39 ст 41472-41473. Там же в 39 том ст 41068 – Положение о начальных народных училищах.  
Т.е., не смотря на некие послабления, вход в образование для быдла народа остался трудноосуществим. 
Последняя реформа в 19 веке была осуществлена уже при Александре-3 в 1887 году. Существует легенда, что Александру-3 принадлежит отзыв на письмо крестьянки Ананьиной, которая писала, что её сын хочет учиться в гимназии: «Это-то и ужасно, мужик, а тоже лезет в гимназию». Суть реформы состояла в том, что было запрещено низшим сословиям учиться в гимназиях, кроме гениальных детей. Из гимназий были отчислены «неблагородные», самый известный из них – Корней Чуковский. Оставалась возможность экстерната, но… Есть люди, которые могут себе левой пяткой правое ухо почесать.
////
Что интересно, такие преграды существовали до октября 1917 года. При Николае-2 расширял народное образование (Оттуда путь в ремесленные училища или в учительскую семинарию), но о всеобщем образовании и речи не было.   К 1915 году лишь в нескольких отдельных уездах и городах было введено обязательное всеобщее и бесплатное начальное обучение (в 15 земствах из более чем 440; то есть в 3 %). Хотя и надеялись на проведение реформы по всеобщему образованию к концу 20-х годов.
////



ЦитатаПроще говоря, детям из низших сословий в гимназии были не рады, даже если родители наскребали достаточно денег для их обучения.
///
Почему такое особое внимание к гимназии? Дело в том, что именно она давала качественное гуманитарное образование и право поступать в университет — то есть была крутым социальным лифтом. Гимназическая программа была трудна, только для первого класса требовалось подготовка современного третьеклассника и занятия с репетитором.
В программе обучения было много гуманитарных дисциплин, глубокое изучение современных иностранных, и, главное, классических мертвых языков: древнегреческого и латыни. Гимназия готовила будущих управленцев, потенциальных профессоров, расширяла кругозор.
Потому правительство посчитало, что мужичью такое элитарное образование ни к чему. Для них оставались народные и приходские школы, реальные и коммерческие училища, после которых можно было стать каким-нибудь мелким конторщиком или, например инженером-путейцем, но лезть в сферу управления, юриспруденцию или вещать с кафедры перед студентам – извините, рылом не вышли.
////
Сам император лично оставил свою резолюцию на судебном показании крестьянки, сообщавшей, что ее сын хочет учиться: «Это-то и ужасно, мужик, а тоже лезет в гимназию!».
///
Чиновникам, написавшим этот закон не было дела до сыновей обслуги, а интересам страны, входящей в новый век и требующим притока свежей крови и интеллектуалов из народа они предпочли старое доброе «запретить и не пущать». Возможно, так они защищались от конкуренции молодых голодных, играя на царском страхе. А может, действительно считали, что вечное консервирование темного болота народной безграмотности способствует сохранению государства. В любом случае решение было глупым — как раз условные прачки и лакеи не особо интересовались революцией, их желание пропихнуть детей в гимназию носило чисто практический характер — дать детям «чистую» профессию.

Эффект был обратным: циркуляр вызвал ропот в просвещенной среде и стихийные протесты, а многих думающих людей он навсегда оттолкнул от желания сотрудничать с правительством и повернул в сторону революции.
//////





ЦитатаИнтересно это убеждение властей, что чем народ умнее — тем он более склонен к бунтам, а чем тупее — тем покорнее. Тут есть своя сермяга: стадо действительно лучше подвержено внушению и больше боится кнута, а развитие интеллекта способствует оформлению протеста в человеке, не желающем быть рабом, только вот есть одно «но» — даже если он не образован, это не значит, что в нем не зреет протест. Потому что он остается человеком вопреки всем усилиям сделать его скотом.





Цитатасрезание колосков – это не женщина с ножницами, а хищническая уборка хлеба, когда забирают только верхушки, оставляя на полях пустую солому. Возьмем последнюю сводку. Если, допустим, урожайность ржи составляла 5 ц с гектара (невысокая), то за два дня колхозный урожай облегчили на 5 тонн. В российской доколхозной деревне такие фокусы на чужом поле не одобряли вплоть до смертоубийства.
////
Государственные заготовительные цены составляли 1 руб. 32 коп. за пуд пшеницы и в отсутствие ажиотажа вполне устраивали крестьянство. Представляете, какими сверхбарышами оборачивался для спекулянтов голод?
Уже само по себе интересно то, что в голодающей республике зерна перемалывают больше, чем в предыдущем году. И тысячи пудов мерчука работники мельниц тащат явно не пухнущим с голоду семьям. И что это за «селяне», которым за взятки «крупными партиями» мелют зерно? Откуда у них вообще в голодный год крупные партии?
////

Постановление от 7 августа было направлено отнюдь не против голодных колхозниц. Более того, по разным каналам районные власти, милицию и ГПУ напрямую предостерегали: не применять указ в случае однократных, малозначащих хищений. Это была охота на крупную дичь, у которой данный указ прописными буквами на лбу написан.
Новым законом резко ужесточалась ответственность за хищение государственного и общественного имущества, а также хищения на транспорте. До сих пор за кражу давали не более года, и лишь в особых, исключительных случаях – до пяти лет. Постановление же предусматривало только два вида наказания: смертную казнь и десять лет лишения свободы, хотя в реальности большинство сроков все же составляло пять и менее лет. Но все равно разница с прежней статьей Уголовного Кодекса была колоссальна. Что интересно: те же меры распространялись и на скупщиков краденого.
Казалось бы, такой жесткий закон в такое мародерское время должен был вызвать всплеск смертных приговоров. Однако этого не только не произошло, но и наоборот, 1932-й и последующие годы отмечены снижением их числа.
////
20 марта 1933 г. ОГПУ докладывает Сталину о результатах выполнения постановления от 7 августа за первые полгода его действия. С момента его вступления в силу до 15 марта по всей стране было привлечено к ответственности 127318 человек. За хищения из торговой сети и с промышленных предприятий – 55166 чел., а из совхозов и колхозов – 72152 чел. Осуждено к 15 марта 73743 чел., из них органами ОГПУ – 14056 чел. В общем-то, не так уж и много – в сравнении с масштабами воровства…

Всего же по постановлению от 7 августа было арестовано: в 1932 г. – 25244 чел., в 1933 г. – 101493 чел. и в 1934 г. – 73100 чел. Итого получается 199837 человек – правда, не все арестованные были осуждены. Судя по результатам пересмотра дел, многие не то чтобы были осуждены напрасно, но не заслужили такой суровой статьи.
Прудникова Елена Анатольевна






ЦитатаСам Шишков, военный, адмирал, происходил из семьи военного инженера, владевшего небольшой деревней и 15 душами крестьян (не считая женщин и детей). Образование получил домашнее, патриархальное, религиозное, что впоследствии проявило в нем любовь к литературному слову, помогло стать филологом, писателем, литературоведом — при том, что образование он получал в Морском кадетском корпусе, где впоследствии преподавал морскую тактику. Военная карьера этого разностороннего человека складывалась хорошо, но омрачал ее переменчивый нрав императора Павла, который то призывал Шишкова ко двору, жалуя ему 250 душ, то удалял от себя. Мало изменилось и с приходом на престол Александра I, когда Шишков и вовсе отошел от дел и занялся творчеством.


Адмирал Шишков. Реакционер или верный сын Отечества?



ЦитатаТакже как вся система народного образования, сформирована отцом В.И.Ленина, Ильёй Ульяновым
Если при монархической системе кастового образовательного аппартеида, русский народ не превратился окончательно в быдло, то заслуга сия лежит на Илье Ульянове. Об этом сейчас уж и не услышишь..

?
  • +0.15 / 6
  • АУ