Восстановление отношений и стабильности на Ближнем Востоке
В ноябре 2020 года Саудовская Аравия и Ирак вновь открыли свои границы и начали восстанавливать связи сотрудничества спустя 30 лет после того, как вторжение Саддама в Кувейт привело к почти полному разрыву отношений. Саудовская Аравия и Турция (обе из которых пострадали от совпадения сфер интересов на Ближнем Востоке) также пошли далеко, чтобы перезагрузить свои отношения с Эрдоганом и наследным принцем Бен Салманом, объявившим о "новой эре сотрудничества" после визита последнего в Анкару. В своем совместном коммюнике Саудовская Аравия и Турция написали об "их общей решимости укреплять сотрудничество в двусторонних отношениях между двумя странами, в том числе в политической, экономической, военной, безопасности и культурной областях". Не прошло и трех дней после этой встречи, как премьер-министр Ирака Мустафа аль-Кадими встретился с наследным принцем в Джидде, где обсуждались вопросы экономики, региональной стабильности, "двусторонних отношений и возможностей для совместного сотрудничества" (а днем позже состоялась встреча премьер-министра Ирака со своими иранскими коллегами). Иран и Ирак в настоящее время находятся на завершающей стадии работ над первым в истории железнодорожным сообщением между двумя государствами железнодорожной линией Шаламче-Басра, которая может быть легко соединена с существующей железной дорогой протяженностью 1500 км через Ирак, а затем может легко протянуться в Сирию и Ливан как часть Южного коридора ИППП. Иран и Саудовская Аравия также ускорили свои усилия по восстановлению дипломатических отношений после того, как катастрофическая казнь шиитского священнослужителя Нимр-ан-Нимра привела к полному разрыву связей в 2016 году. Другие государства Персидского залива, которые также разорвали связи с Ираном, такие как ОАЭ и Кувейт, уже возобновили отношения. Автор утверждает, что этот прорыв был бы совершенно невозможен, если бы не тот факт, что и Китай, и Россия ясно дали понять, что Иран является неотъемлемой частью Большого евразийского партнерства, играющего потенциальную стабилизирующую роль на Ближнем Востоке, а также ключевым узлом в функционировании как Международного транспортного коридора Север-Юг, так и южного маршрута инициативы "Пояс и путь".
Этот поворот Саудовской Аравии к рациональности имеет смысл. Западный повелитель Ближнего Востока, который использовал Саудовскую Аравию и другие режимы в качестве оружия в своем геополитическом арсенале нефтяной геополитики и создания / развертывания терроризма, ясно дал понять, что международный порядок, основанный на правилах “после Великой перезагрузки”, видит мало места для углеводородного топлива, которое считается “врагом #1” будет уничтожен любой ценой в стремлении к "глобальному чистому нулю" к 2050 году. Таким образом, даже на практическом уровне Саудовская Аравия или любое другое государство, зависящее от нефти, будет играть очень незначительную роль в этом утопическом новом порядке.
Разумная энергетическая политика
Китай, с другой стороны, не имеет таких бредовых зеленых видений и вместо этого предлагает более рациональное энергетическое видение со своими партнерами, изложенное в Меморандуме о взаимопонимании, подписанном саудовской Aramco и китайской Sinopec в августе 2022 года, чтобы значительно расширить сотрудничество в области нефтехимической интеграции, инжиниринга, строительства, технологий переработки и переработки, а также производства водорода. Глава Aramco даже сказал: “Обеспечение постоянной безопасности энергетических потребностей Китая остается нашим высшим приоритетом – не только на ближайшие пять лет, но и на следующие 50 и далее”. С тех пор, как Саудовская Аравия впервые выдвинула идею продажи нефти Китаю в юанях, а не в долларах США еще в марте 2022 года, становится все более очевидным, что эпоха доллара США в качестве единственной резервной валюты быстро подходит к концу. С 2016 года китайско-саудовская торговля значительно расширилась, и Китай стал основным торговым партнером Саудовской Аравии, а двусторонний товарооборот достигнет 87 миллиардов долларов в 2021 году. Между тем Китай закупает более 25% всей нефти, добываемой Саудовской Аравией. На более глубоком уровне, который затрагивает суть долгосрочного успешного выживания (по сравнению с простым сиюминутным прагматичным тактическим выживанием), Саудовская Аравия все больше приходит к осознанию того, что ей нужен новый способ ведения дел. Эпоха нефтяной геополитики, сформированной спекулятивными спотовыми и фьючерсными рынками, как это было с 1973 года, по сути, закончилась, и любой, кто хочет продолжать играть по этим правилам, долго не проживет. Новая реальность, задающая тон Ближнему Востоку, основана на реальном, измеримом росте с акцентом на взаимосвязанность, железнодорожные и промышленные коридоры. Цены на нефть и другие сырьевые товары все чаще устанавливаются измеримыми потребностями стран и людей, а не близорукими импульсами спекулянтов, одержимых зарабатыванием денег и не заботящихся о реальном мире. Таким образом, вполне логично, что Китай так усердно работал, чтобы помочь Саудовской Аравии стать второй ядерной державой Персидского залива (после недавнего скачка ОАЭ в 21-й век, когда на момент написания этой статьи было построено 2,7 ГВт энергии). Еще в 2016 году Китай подписал Меморандум о взаимопонимании, чтобы помочь Саудовской Аравии построить реакторы с газовым охлаждением 4-го поколения, а в 2020 году китайские компании подписали соглашение, чтобы помочь Саудовской Аравии не только использовать ее огромные запасы урана, но и стать опытными во всех аспектах ядерного топливного цикла. Это было бы жизненно важно не только для того, чтобы помочь Саудовской Аравии успешно отказаться от зависимости от углеводородов, но и для создания новых огромных запасов нефти для мировых рынков, которые сейчас отчаянно нуждаются в топливе. Широкие возможности для массового опреснения воды - еще одна причина, по которой ядерная энергия является очевидным выбором для любой страны, серьезно задумывающейся о преодолении дефицита воды устойчивыми способами.
Взаимосвязь растет
Помимо мегаполиса NEOM стоимостью 500 миллиардов долларов на Красном море, который Си Цзиньпин вскоре посетит, саудовское видение 2030 года также сделало строительство нескольких мегапроектов приоритетным, таких как высокоскоростная железная дорога Харамейн протяженностью 450 км, построенная China Railway Construction Corporation, связывающая Мекку с Мединой. Этот проект обеспечивает надежное расширение железной дороги север-юг протяженностью 2700 км, завершенной в 2015 году, которая соединяет Эр-Рияд с Аль-Хадитой на границе с Иорданией. Также строится еще 460 км железных дорог, соединяющих различные страны-члены ССАГПЗ. Кроме того, высокоскоростная железная дорога Персидский залив- Красное море стоимостью 200 миллиардов долларов (она же: Саудовский сухопутный мост) получила полную поддержку всех шести членов Совета сотрудничества стран Персидского залива в 2021 году, в результате чего через Аравийскую пустыню протянется высокоскоростная железная дорога протяженностью 2100 км с ответвлениями, которые могут легко протянуться на север в Египет, где реализуются аналогичные проекты.уже реализуется и идет на юг в Йемен и далее через 26-километровый Бал-эль-Мандебский пролив через Красное море в Восточную Африку. Если удастся сохранить успешный мирный процесс между Саудовской Аравией и Йеменом и если удастся привлечь Иран к посреднической роли, вполне возможно, что этот проект, получивший название "Мост через Африканский Рог", когда он был впервые представлен в 2009 году, может, наконец, увидеть свет. В 14 веке европейские художники заметили, что масло и воду нельзя смешивать без третьего элемента - яичной темперы, служащей средой, с помощью которой множество пигментов, поступающих из Аравии и даже Азии, можно превратить в краску. Таким же образом Китай и в значительной степени Россия стали “третьей средой”, которая привела к гармонизации антагонистических политических интересов на Ближнем Востоке в рамках новой парадигмы сотрудничества и доверия. На наших глазах рисуется потенциально прекрасное новое будущее, движимое возрождением духа Шелкового пути.