ПОЛЗУЧИЙ АВТОРИТАРИЗМ – СЛЕДУЮЩАЯ УГРОЗА НАШИМ ГРАЖДАНСКИМ СВОБОДАМ РИЧАРД НОРТОН-ТЕЙЛОР 2 СЕНТЯБРЯ 2022 ГОДА В то время как основные средства массовой информации были озабочены борьбой Консервативной партии за то, кто будет новым премьер-министром Великобритании, разрабатываются зловещие, но едва заметные планы с серьезными угрозами нашим гражданским свободам.
Борис Джонсон во время полицейского рейда в Лондоне на этой неделе. (Фото: Саймон Доусон / № 10)
Это ползучий авторитаризм в очень британском стиле – правительство неуклонно, но незаметно подрывает демократическую подотчетность, включая право оспаривать произвольный диктат исполнительной власти. Поскольку премьерство Бориса Джонсона подходит к концу, правительство консерваторов внесло в парламент четыре законопроекта, ограничивающих роль независимой судебной власти, увеличение числа тайных судов, отмену Закона о правах человека и ограничение свободы прессы. Законопроекты содержат опасно свободные и намеренно двусмысленные формулировки - что, например, является “законным, но вредным” онлайн–контентом? Некоторые члены кабинета даже хотели бы исключить Великобританию из Европейской конвенции по правам человека, международного договора, который закреплен в Соглашении Страстной пятницы Северной Ирландии. Правительство защищает свои планы с поистине оруэлловскими аргументами. Суэлла Бравман, генеральный прокурор, заявила в прошлом месяце в выступлении перед аналитическим центром правоцентристской политической биржи, что существует “серьезный риск того, что борьба за права подрывает демократию”. Зловещими отголосками 1984 года она пыталась перевернуть Оруэлла с ног на голову, обвиняя “маргинальные группы кампании ... часто с сильно завышенными зарплатами и вооруженные словарем новояза”. Браверман говорит, что они “создали мощные цитадели недовольства в государственном секторе и совершили огромные вторжения в частный сектор”. Чтобы бороться с этой предполагаемой угрозой, правительство планирует ограничить судебные проверки, которые представляют собой судебные слушания, позволяющие гражданам оспаривать законность решений, принятых исполнительной властью. “Судебный контроль - это то, что защищает нас, отдельных людей, от властной мощи государства. Он существует для того, чтобы гарантировать, что, какими бы продажными, коррумпированными или клеветническими ни были политики, которые управляют нами, с нами обращались одинаково и в соответствии с законом ”, - сказал автор бестселлера, известный только как Тайный адвокат. Они предупредили: “Заявления правительства о восстановлении доверия к демократии путем отмены этих сдержек и противовесов маскируют дерзкий захват власти, позволяя им управлять незаконно и безответственно”. Министры хотят выбирать решения судов, которые им не нравятся, в том числе Трибунала по расследованию полномочий, который охватывает деятельность служб безопасности и разведки. Законопроект о судебном надзоре и судах отражает растущую нетерпимость среди министров к отдельным лицам и тем, кого они называют “левыми адвокатами”, ставящими под сомнение то, как правительство принимало решения и как реагировали судьи. Одним из примечательных случаев стало постановление Верховного суда о том, что решение Бориса Джонсона в 2019 году о приостановке работы парламента было незаконным. Предлагаемый “налог на спальни”, “VIP-полоса” для поставщиков средств индивидуальной защиты (СИЗ) во время пандемии Covid и полицейские операции с использованием технологии распознавания лиц входят в число многих решений, признанных незаконными в результате судебных проверок. Отмена прав человека Министр внутренних дел Прити Патель была в ярости, когда суд оспорил ее предложение о депортации просителей убежища в Руанду. Это стало катализатором давно вынашиваемых планов заменить Закон о правах человека британским биллем о правах. Отдельным лицам и группам будет сложнее оспаривать решения министров в судах, заявляя о нарушениях Европейской конвенции по правам человека. Закон о правах человека позволил семьям погибших требовать полного расследования, например, гибели новобранцев в казармах Deepcut, а также независимого расследования жестокого обращения – и в одном случае смерти – иракцев, задержанных британскими войсками. Марта Сперриер, директор группы по защите гражданских прав Liberty, назвала Билль о правах “захватом власти” правительством. Она говорит: “Закон о правах человека защищает всех от несправедливости и злоупотребления властью и позволяет нам противостоять правительству и институтам, таким как полиция или местные советы, когда они ошибаются”. Сперриер добавляет: “От семей жертв Хиллсборо до военных ветеранов, люди каждый день используют Закон о правах человека, чтобы отстаивать свои права и добиваться справедливости. Но, согласно планам правительства, людям, в том числе инвалидам и жертвам насилия в отношении женщин и девочек, станет намного труднее получить доступ к правосудию ”. “Закон о правах человека защищает каждого от несправедливости и злоупотребления властью” Чтобы ограничить жалобы, основанные на правах человека, в судах, правительство предлагает добавить “стадию разрешения”, прежде чем они могут быть услышаны, воздвигая новый барьер для правосудия. Прежде чем дело может сдвинуться с мертвой точки, люди должны будут доказать, что они столкнулись со “значительным недостатком”, вызванным нарушением их прав. Национальная безопасность и безопасность в Интернете Законопроект о национальной безопасности, некоторые из опасностей которого "Рассекреченный" уже подчеркивал, еще больше увеличивает способность правительства защищать свою деятельность от независимого и демократического контроля. Разделы 5 и 6 Законопроекта относятся к “запрещенным местам”, которые называются “наиболее чувствительными местами” страны. “Несанкционированный вход” в такие места с любой целью, “вредной” или нет, может быть уголовным преступлением, как и фотографирование и “осмотр” их в Интернете. Такие меры могут включать фотографирование демонстраций за пределами военных баз или мест, которые считаются “чувствительными”, а также военных конвоев. Список “запрещенных” сайтов может быть расширен без предупреждения парламента, в то время как судебные преследования могут быть заслушаны в тайне. Затем есть правительственный законопроект о безопасности в Интернете, который на первый взгляд должен быть желанной мерой по защите детей от жестокого обращения и сексуальных домогательств. Однако он таит в себе скрытые опасности, предоставляя слишком много власти крупным технологическим компаниям и их коммерческим интересам, не в последнюю очередь позволяя им, а не судам, определять, что является “вредным”, но “законным”, и поощряя культуру самоцензуры, оказывающую сдерживающее воздействие на свободу выражения мнений. После первоначального предположения о том, что уголовное преследование может быть начато, если содержание материала будет иметь “реальный и существенный риск” причинения вреда “вероятной аудитории”, теперь говорится, что материал будет считаться вредным, если он представляет “материальный риск причинения значительного вреда значительному числу детей / взрослых”. В законопроекте говорится о “психологическом” вреде и вреде, причиняемом в результате того, что человек делает или говорит что-то другому, что увеличивает вероятность причинения вреда этому человеку. Он даже создает “консультативный комитет по дезинформации и дезинформации”. В дальнейшей угрозе гражданским свободам и свободе выражения мнений он отводит роль потенциально произвольным алгоритмам и искусственному интеллекту (ИИ) – тому, что в Законопроекте описывается как “технология модерации”. Эта мера - минное поле, приглашение крупным технологическим компаниям, таким как Google и Facebook, и правительственным учреждениям навязывать свои субъективные и коммерческие приоритеты в личных коммуникациях. Один высокопоставленный член парламента от консерваторов и бывший министр кабинета министров заявил, что “благонамеренные попытки” Законопроекта устранить очень реальные риски “грозят стать крупнейшим случайным ограничением свободы слова в современной истории”. Эта мера также подверглась резкой критике со стороны бывшего судьи верховного суда. Brexit Между тем, Statewatch, давний наблюдатель за неподотчетными правительственными агентствами, предупредил о малоизвестной “новой архитектуре безопасности ЕС-Великобритания”. Ранее в этом году группа кампании подчеркнула, что “внутренняя программа правительства Великобритании направлена на подавление инакомыслия и отмену или серьезное ограничение способов привлечения общественности к ответственности перед государством ... эти амбиции также играют роль в соглашении с ЕС после Brexit”. Договор о Брексите позволяет Великобритании участвовать в интрузивных схемах наблюдения ЕС без явной необходимости парламентского контроля или обсуждения, а также создает ряд новых совместных институтов без надежных мер прозрачности и подотчетности. “Сторонники Brexit утверждали, что Великобритании необходимо”вернуть контроль" из Брюсселя", - говорится в сообщении Statewatch. “Однако, когда дело доходит до вопросов полиции и безопасности, единственными людьми, которые вернули себе контроль, являются правительство и государственные чиновники. Для защиты гражданских свобод и демократических стандартов требуется тщательный и критический анализ новых механизмов ”. Воодушевленное, возможно, легкостью, с которой оно ввело авторитарные меры во время начального кризиса Covid, правительство незаметно вводит ряд мер, подрывающих основные гражданские свободы. Возможно, они надеются, что мало кто заметит, поскольку большинство озабочено более очевидными угрозами стоимости жизни их материальному благополучию.