Можете ли вы позволить себе копить? Цены на туалетную бумагу растут7 сентября 2022 г.
Хавьер Блас
Производство рулонов для ванной становится все дороже, что означает сокращение производства, дефицит и еще более высокие цены в будущем. Та же история во всем производственном секторе Европы.
Какой беспорядок.Фотограф: ПОЛ ЭЛЛИС / AFP
Кто бы мог подумать? Оказывается, накопление туалетной бумаги в первые дни пандемии было мудрым финансовым решением. Если в вашем шкафчике в ванной все еще полно рулонов, вам больше не нужно стыдиться.
Дефицит туалетной бумаги в 2020 году стал ранним предупреждающим признаком крупных сбоев в цепочке поставок, от которых может пострадать мировая экономика. Сейчас оптовые цены на папиросную бумагу взлетели до рекордно высокого уровня — новый кризис, который указывает на то, что инфляционное давление все еще нарастает.
Производство туалетной бумаги - это микрокосм гораздо более крупного, энергоемкого производственного сектора, где производственные затраты продолжают стремительно расти в соответствии с ростом оптовых цен на энергоносители. Та же проблема касается европейских промышленных товаров - от стекла, керамики и синтетических волокон до алюминия, цемента, удобрений и десятков других товаров повседневного спроса.
Уолл-стрит надеется, что худшее в инфляционной волне позади. Но один взгляд на промышленный сектор через взлеты и падения индустрии туалетной бумаги показывает, что ценовое давление не ослабевает. В ответ центральным банкам придется ужесточить свою денежно-кредитную политику, даже несмотря на то, что экономический рост, в частности в Европе, замедляется.
Как и для многих производителей, основной проблемой туалетной бумаги является стоимость энергии.Какой беспорядок!
Цены на целлюлозу в Германии выросли за последние полтора года, поскольку стоимость газа и электроэнергии выросла до рекордно высокого уровня
Источник: Федеральное статистическое управление Германии
Примечание: 2005 = 100
Превращение древесины в целлюлозу, а затем в туалетную бумагу требует больших затрат энергии - больше, чем для других видов бумаги. В Европе этот процесс сейчас непомерно дорог, поскольку оптовые цены на природный газ и электроэнергию выросли до рекордно высокого уровня.
Несмотря на недавнюю коррекцию от рекордных максимумов, установленных в конце августа, европейский эталонный газ торгуется около 250 евро (248 долларов) за мегаватт-час, по сравнению со средней ценой менее 20 евро с 2010 по 2020 год. Базовые цены на электроэнергию в Европе сейчас в 15 раз выше, чем десять лет назад.
Лоренцо Поли, глава итальянского производителя бумаги Cartiere Saci SpA, недавно поделился ежемесячным счетом своей компании за электроэнергию по телевидению: он вырос с чуть более 385 000 евро в 2021 году до почти 2 миллионов евро в 2022 году. Еще одним признаком стресса является то, что Hakle GbmH, крупный немецкий производитель туалетной бумаги с вековой историей, в понедельник подал заявление о банкротстве. Компания заявила, что “массовый” рост цен на энергоносители и другие товары загнал ее в “угол”.
Я слышал, как другие руководители индустрии туалетной бумаги жаловались на аналогичные повышения цен на энергоносители - от 300% до 400% в годовом исчислении, похоже, являются нормой, а не исключением.
До недавнего времени большинство европейских правительств были сосредоточены на оказании помощи домашним хозяйствам от воздействия растущих цен, в значительной степени забывая о обрабатывающей промышленности. От Финляндии до Испании производители теперь беспокоятся, что их единственный способ остановить утечку наличных - это сократить производство, что создаст дефицит, который приведет к росту цен, но позволит марже восстановиться. Между тем, они предлагают своим клиентам, часто сетям супермаркетов, значительно более высокие цены, чем в начале лета.
В результате оптовая цена на европейскую папиросную бумагу (из которой производится туалетная бумага) выросла на этой неделе до рекордно высокого уровня примерно в 2200 евро за метрическую тонну - по сравнению с менее чем 900 евро в январе 2021 года. И цены, вероятно, продолжат расти в октябре, говорят руководители отрасли. Еще более тревожным является то, что темпы роста цен ускорились. С января по июнь оптовые цены на салфетки росли примерно на 3-5% в месячном исчислении; с июля цены увеличивались на 10% каждый месяц.
Повышение цен скоро попадет на полки супермаркетов. Пока что в этом году компании, производящие потребительские товары, такие как Proctor & Gamble Co. и Kimberly-Clark Corp., несколько повысили цены и сократили длину рулонов, чтобы сохранить свою маржу. В среднем, по словам руководителей отрасли, рулоны стали на 6-8% короче, чем год назад, и на 8-10% дороже.
Сейчас грядет новый виток повышения розничных цен, по крайней мере, в Европе. И вы можете ожидать увидеть еще более короткие рулоны туалетной бумаги в четвертом квартале. Такая инфляция становится все хуже: вместо того, чтобы рулоны туалетной бумаги становились короче, листы бумаги тоже начинают сужаться.
Скромный рулон туалетной бумаги открывает окно в остальную обрабатывающую промышленность. Конечно, есть большие различия между рулонами и, скажем, керамической плиткой или тонной удобрений. Но одна общая черта среди них заключается в том, что оптовые цены все еще растут, а производство падает. Дефицит приведет к дальнейшему росту цен, несмотря на замедление экономики в ответ на повышение процентных ставок.
Центральные банки будут вынуждены действовать с помощью все более высоких процентных ставок, поскольку это их единственный рычаг прямо сейчас. Но бороться с инфляцией таким образом - грязное дело. И теперь будет меньше туалетной бумаги для уборки.