ДИАНА ДЖОНСТОН: Призрак Германии растет12 сентября 2022 годаСохранить
Чтобы противостоять воображаемой российской угрозе Западной Европе, Германия возглавит расширенный, милитаризованный ЕС.
Олаф Шольц, федеральный канцлер Германии, встречается с Владимиром Зеленским, президентом Украины, в Киеве, 14 февраля 2022 года. (Президент Украины) Европейский союз готовится к длительной войне против России, которая явно противоречит европейским экономическим интересам и социальной стабильности. Война, которая, по–видимому, иррациональна – как и многие другие, - имеет глубокие эмоциональные корни и требует идеологического оправдания. Такие войны трудно прекратить, потому что они выходят за рамки рациональности.В течение десятилетий после того, как Советский Союз вошел в Берлин и нанес решительное поражение Третьему рейху, советские лидеры беспокоились об угрозе “немецкого реваншизма”. Поскольку Вторую мировую войну можно было рассматривать как месть Германии за то, что ее лишили победы в Первой мировой войне, нельзя ли возродить агрессивный немецкий Drang nach Osten , особенно если это пользовался англо-американской поддержкой? Во властных кругах США и Великобритании всегда было меньшинство, которое хотело бы завершить войну Гитлера против Советского Союза.
Не желание распространять коммунизм, а потребность в буферной зоне, которая стояла бы на пути таких опасностей, была основной мотивацией продолжающегося советского политического и военного подавления ряда стран от Польши до Болгарии, которые Красная Армия вырвала из нацистской оккупации.
Это беспокойство значительно ослабло в начале 1980-х годов, когда молодое немецкое поколение вышло на улицы в мирных демонстрациях против размещения ядерных “евромиллиет”, которые могут увеличить риск ядерной войны на немецкой земле. Движение создало образ новой мирной Германии. Я считаю, что Михаил Горбачев серьезно отнесся к этой трансформации.
15 июня 1989 года Горбачев приехал в Бонн, который тогда был скромной столицей обманчиво скромной Западной Германии. Очевидно, обрадованный теплым и дружеским приемом, Горбачев останавливался, чтобы пожать руки людям по пути в этом мирном университетском городке, который был ареной больших мирных демонстраций.
Я была там и испытала его необычайно теплое, крепкое рукопожатие и энергичную улыбку. Я не сомневаюсь, что Горбачев искренне верил в “общий европейский дом”, где Восточная и Западная Европа могли бы счастливо жить бок о бок, объединенные каким-то демократическим социализмом. Горбачев 13 июня 1989 года на рыночной площади в Бонне. (Jüppsche/Wikimedia Commons) Горбачев скончался в возрасте 91 года две недели назад, 30 августа. Его мечта о счастливой жизни России и Германии в их “общем европейском доме” вскоре была фатально подорвана одобрением администрации Клинтона расширения НАТО на восток. Но за день до смерти Горбачева ведущие немецкие политики в Праге уничтожили всякую надежду на такой счастливый конец, провозгласив свое лидерство в Европе, посвященное борьбе с русским врагом.
Это были политики из тех самых партий – СДПГ (Социал–демократическая партия) и "Зеленых", которые возглавили движение за мир 1980-х годов.
Немецкая Европа должна расширяться на Восток
Канцлер Германии Олаф Шольц - бесцветный политик от СДПГ, но его речь 29 августа в Праге была подстрекательской по своим последствиям. Шольц призвал к созданию расширенного, милитаризованного Европейского союза под руководством Германии. Он заявил, что российская операция в Украине подняла вопрос о том, “где в будущем будет проходить разделительная линия между этой свободной Европой и неоимперской автократией”. Мы не можем просто наблюдать, сказал он, “как свободные страны стираются с лица земли и исчезают за стенами или железными занавесами”.
(Примечание: конфликт на Украине явно является незавершенным делом распада Советского Союза, усугубленным злонамеренной провокацией извне. Как и во времена холодной войны, защитные реакции Москвы интерпретируются как предвестники российского вторжения в Европу и, таким образом, как предлог для наращивания вооружений.)
Чтобы противостоять этой воображаемой угрозе, Германия возглавит расширенный, милитаризованный ЕС. Во-первых, Шольц заявил своей европейской аудитории в столице Чехии: “Я привержен расширению Европейского союза, включив в него государства Западных Балкан, Украину, Молдову и, в долгосрочной перспективе, Грузию”. Немного странно беспокоиться о том, что Россия переместит разделительную линию на Запад, планируя объединить три бывших советских государства, одно из которых (Грузия) географически и культурно очень удалено от Европы, но находится на пороге России.
На “Западных Балканах” Албания и четыре крайне слабых государства, оставшихся от бывшей Югославии (Северная Македония, Черногория, Босния и Герцеговина и непризнанное Косово), в основном являются эмигрантами и далеки от экономических и социальных стандартов ЕС. Косово и Босния де-факто являются оккупированными военными протекторатами НАТО. Сербия, более солидная, чем другие, не проявляет никаких признаков отказа от своих выгодных отношений с Россией и Китаем, и народный энтузиазм по поводу “Европы” среди сербов угас.
Добавление этих государств-членов приведет к созданию “более сильного, более суверенного, геополитического Европейского союза”, сказал Шольц. Больше похоже на “более геополитическую Германию”. По мере того как ЕС расширяется на восток, Германия находится “в центре” и сделает все, чтобы объединить их всех. Таким образом, в дополнение к расширению, Шольц призывает к “постепенному переходу к решениям большинства в общей внешней политике”, чтобы заменить требуемое сегодня единодушие.
Что это означает, должно быть очевидно для французов. Исторически французы защищали правило консенсуса, чтобы не быть втянутыми во внешнюю политику, которую они не хотят. Французские лидеры превозносят мифическую “франко-немецкую пару” как гаранта европейской гармонии, главным образом для того, чтобы держать немецкие амбиции под контролем.
Но Шольц говорит, что он не хочет “ЕС с исключительными государствами или управлениями”, что подразумевает окончательный развод этой “пары”. Он отмечает, что в ЕС, насчитывающем 30 или 36 государств, “необходимы быстрые и прагматичные действия”. И он может быть уверен, что влияние Германии на большинство этих бедных, обремененных долгами и часто коррумпированных новых государств-членов обеспечит необходимое большинство.
Франция всегда надеялась на создание сил безопасности ЕС отдельно от НАТО, в которых французские военные будут играть ведущую роль. Но у Германии другие идеи. “НАТО остается гарантом нашей безопасности”, - сказал Шольц, радуясь, что президент Байден “убежденный трансатлантист”.
“Каждое улучшение, каждое объединение европейских оборонных структур в рамках ЕС укрепляет НАТО”, - сказал Шольц. “Поэтому вместе с другими партнерами по ЕС Германия обеспечит, чтобы запланированные силы быстрого реагирования ЕС были введены в действие в 2025 году, а затем также обеспечат их ядро.
Для этого требуется четкая командная структура. Германия возьмет на себя эту ответственность, “когда мы возглавим силы быстрого реагирования в 2025 году”, - сказал Шольц. Уже решено, что Германия поддержит Литву бригадой быстрого развертывания, а НАТО - дополнительными силами в высокой степени готовности.