9-11 сентября войдут в историю как период большого значения в российско-украинской войне. Обе воюющие стороны перешли очень важные пороги, которые в совокупности говорят о том, что война вступает в новую фазу. 9 и 10 числа Украина добилась своего первого конкретного успеха в войне, вернув всю удерживаемую Россией территорию в Харьковской области к западу от реки Оскол, включая западный берег Купянска и транзитный узел Изюм. Тем временем Владимир Путин созвал экстренное заседание своего совета национальной безопасности, что ускорило собственную эскалацию России 11-го числа, когда украинская инфраструктура наконец подверглась нападению, погрузив большую часть страны во тьму. Кажется очевидным, что война вступает в новую фазу, и весьма вероятно, что обе стороны попытаются предпринять решительные действия в ближайшем будущем. А пока давайте попробуем проанализировать события прошлой недели и понять, куда движется война.
Харьковское контрнаступление
Рискуя показаться очень педантичным, контрнаступление Украины в восточной части Харьковской области является отличной демонстрацией трудностей в оценке военных операций. Все согласны с основной географией произошедшего: Украина очистила все к западу от реки Оскол от российских войск. Однако никто не согласен с тем, что это значит. Я видел все следующие интерпретации - обратите внимание, люди пришли ко всем этим выводам на основе одного и того же набора данных:
Россия заманила Украину в ловушку и скоро контратакует
Россия добровольно ушла из Харькова, чтобы расставить приоритеты на других фронтах
Россия выманила украинцев, чтобы ударить по ним артиллерией
Россия потерпела масштабный провал в разведке и не видела и не реагировала на наступление Украины
Россия потерпела поражение в бою и была вынуждена отступить
Давайте проведем методичное вскрытие и посмотрим, что у нас получится. Первое, что мы хотим отметить, это то, что неравенство сил на этом фронте было абсолютно смехотворным. Украина собрала ударную группу, по крайней мере, из пяти полных бригад, и нацелилась на линию соприкосновения, на которой вообще не было российских регулярных войск. Российская прифронтовая оборона в регионе была укомплектована союзным ополчением Донбасса и национальными гвардейцами. Кажется, в Изюме была одинокая батальонная тактическая группа (BTG), но мало что еще. Даже для украинцев, празднующих наступление, неоспоримо, что Харьковская область была почти полностью очищена от российских войск, оставив немногим больше, чем силы прикрытия. Из этого вытекают две важные вещи. Во-первых, украинская ударная группа в большинстве мест продвигалась против практически несуществующего сопротивления. Во-вторых, что более зловеще для Украины, некачественные подразделения, оставленные для проверки, смогли оказать хорошее сопротивление украинцам - бойцы Росгвардии в Балаклее упорно держались несколько дней, прежде чем эвакуироваться через коридор. В моем предыдущем анализе, проведенном, когда украинское контрнаступление только начинало развиваться, я отметил две важные вещи о форме поля боя.
Я утверждал, что Украина не сможет переправиться через Оскол и должным образом использовать их наступление.
Я отметил, что Украина быстро продвигается против малочисленных, изрытых участков фронта, и что Россия очень мало участвовала в битве.
Оба эти утверждения были правильными. Я свободно признаю, однако, что я сделал неправильный вывод из них. Я полагаю, что украинское наступление достигнет кульминации у реки Оскол, что сделает их уязвимыми для российской контратаки прибывающих резервов. Теперь кажется совершенно очевидным, что это неверно, и российским резервам, которые были в пути, была поставлена задача стабилизировать оборону на Осколе, а не начинать контратаку. Это не было оперативной ловушкой со стороны России, но и не было победой в битве за Украину - по той простой причине, что битвы было совсем немного. Россия уже опустошила эти позиции и очень быстро вывела оставшиеся силы прикрытия. Украина прошла большую территорию, но не смогла уничтожить ни одного российского подразделения, потому что там их действительно не было. Было бы глупо пытаться отговорить украинскую сторону от их волнения прямо сейчас. Надо отдать должное, им удалось собрать ударную группу хорошего размера, нацелить ее на слабый участок фронта и отвоевать хороший участок земли. Учитывая вопиющее отсутствие успехов у Украины в этой войне, они по праву пытаются извлечь из этого максимум морального духа и пропаганды. Я, однако, не верю, что территориальные потери в Харькове каким-либо образом меняют окончательный расчет войны. Россия прорвала этот фронт и сдала территорию, но они смогли раздавить украинские силы, когда те продвигались вперед с помощью неустанных артиллерийских и авиаударов. Украинские каналы широко сообщают о переполненных больницах. Министерство обороны России заявило о 4000 убитых и 8000 раненых для Украины во время их наступления - я считаю, что это высоко, но даже если мы уменьшим цифры на 50% (в результате чего у нас будет 6000 общих потерь, разумно, учитывая, сколько боеприпасов выпустила Россия), совершенно очевидно, что соотношение потерь в этой операции были плохо настроены против Украины, как и всегда.