Российская наука, образование и перспективы.
491,743 1,659
 

  Viatcheslav ( Слушатель )
24 ноя 2009 21:40:34

Тред №167641

новая дискуссия Дискуссия  136

ЦитатаИсточником такого финансирования может будет как государственная часть (в статейке 30%) так и перечисления коммерческих структур. . В тех местах, где не найдут комфинансирования,  там будет только госфинансирование. Ну хватает в стране голимых регионов.
...
То есть никто не говорит, что образование будет оплачивать из своего кармана на 100% семья школьника.



antonnr!
Я готов утверждать, что эта идея - утопия. Наивная, даже детская надежда юного либерала на доброго дядюшку-мецената - вот как это выглядит.

Если можно еще - и то с большим скрипом и только от крупных компаний типа "Газпрома", "ЛУКОЙЛа", "Северстали" - ожидать, что они будут платить стипендии и оплачивать часть университетской программы для специалистов, которые в будущем пойдут непосредственно к ним, то следует однозначно сказать, что в оплате школьного образования у них не может быть никакой прямой заинтересованности, так как они не получат от этих вложений никакого возврата в обозримый период протяженностью не менее чем лет пять, а в случае большинства школ - не получат вообще ничего.

Отсюда можно вывести сразу несколько последствий, и все - чудовищные для системы образования.

Введение такого принципа приведет в первую и главную очередь к окончательному падению качества школьного образования в тех регионах, где "будет только госфинансирование", так как это означает, что сколь-либо приличные учителя в такие места вообще не пойдут. Если же Минобразования решит еще и сократить часы до количества, на которое есть 30% финансирования госпрограммы, то образованию в этих регионах будут кранты.

В регионах же, где желающие профинансировать все же найдутся (каким-то чудом), логичным поведением этих меценатов будет финансирование специализированных школ. Таких, как гимназии с углубленным изучением химии или информатики. Обычным школам, где контингент учащихся не позволяет полноценно перевести школу в статус гимназии с углубленным изучением предмета, достанется на порядки меньше. Окраинным школам, школам провинциальных городов и райцентров не достанется ничего. Результат: все приличные преподаватели переберутся в приличные школы, в окраинных школах таковых не останется. Существующая уже сейчас дифференциация школ станет совершенно чудовищной. Сельские же школы можно будет вообще закрывать.

Школьник из Мухосранска не поступит в Физтех, и не только потому, что его в школе ничему не научили, а потому, что в школе не будет ни одного преподавателя, который его вообще мог заинтересовать поступать в Физтех.

Третье последствие - не менее резкое снижение широты кругозора и образованности абитуриентов. Я считаю, что все эти разговоры о "перегруженности школьника" - это миф, призванный закамуфлировать фактическую проблему нехватки приличных преподавателей и отсутствия желания решать эту, по-настоящему сложную, проблему. Школьники 1980-х учились не меньше, чем нынешние, но как ни странно, тему перегруженности не поднимали. Между тем широкий кругозор - это очень серьезное благо. Начиная от возможности самореализации более чем в одной профессиональной области (не только в программировании, но и, например, журналистике, если хорошо владеешь русским и литературой), и до наличия у человека разнообразных хобби, которые не разовьются, если человек не будет в достаточной степени образован.

Четвертое последствие - это уже следствие из первых трех: снижение качества подготовки абитуриентов в вузы, как результат будем иметь падение уровня специалистов. Чем меньше школ, дающих качественное образование, и чем больше школ плохих, тем хуже в среднем будут студенты вузов. Ведь вузы могут выбирать только из выпускников школ. Невозможно набрать курс из 60 отличников, если специализированная школа выпускает только 30 человек в год, а остальные идут из обычных школ, и уровень подготовки у них - "двойка". И это, кстати, мы наблюдаем уже сейчас.

Пятое же последствие - это то, что ответственные родители, видя это все безобразие и желая дать своим детям приличное образование, будут вынуждены ОПЛАЧИВАТЬ все эти дополнительные часы и доплаты, то есть делать именно то самое, что вы отрицаете. Речь будет идти об очень простом выборе: или родители оплачивают 50-70% школьных часов, то есть мы имеем платное школьное образование в полной красе; или школы выпускают в массе своей невежд, которые даже в институт не поступят. Так как замечательных спецшкол с коммерческим финансированием на всех не хватит.

Да, разумеется, что готовность родителей платить тоже будет зависеть от региона. И во всей центральной России, с ее средними зарплатами по 12-14 тыс. руб. в месяц и отсутствием крупных компаний, практически во всех регионах приличному школьному образованию придет конец. В Москве, Питере, Сургуте будет все прилично, но это - увы, не более четверти населения страны. Более половины детей будут практическими невеждами.

Преувеличение? Не думаю. Как раз напротив, полагаю, что если этот проект будет принят, то реальный результат будет куда ближе к осписанному мной. Честное слово, если Филиппов был урод, то кто тогда Фурсенко, при котором принимают такие программы?
Отредактировано: Viatcheslav - 24 ноя 2009 21:44:13
  • +1.30 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  stebat777 ( Слушатель )
25 ноя 2009 00:19:20

Вы тут полностью не правы, как мне кажется. Единственная сторона, которая шкурно заинтересована в высоком качестве образования и действительно знает чему надо учить - это работодатели. И чиновники из минобразования, и преподаватели, и студенты или не заинтересованы прямо в высоком качестве образования, или неспособны отличить хорошее от плохого. Поэтому надо всячески привлекать работодателей к управлению образованием. Они (или их отраслевые объединения) должны заниматься разработкой учебных планов, контролем качества и распределением финансов в сфере образования. Тогда будет высокое качество. И в советские времена так было - образованием рулило государство, единственный работодатель, а техникумы и ПТУ вообще часто были на балансе тех предприятий, для которых готовили кадры.
И в современных условиях это не утопия, наиболее продвинутые работодатели уже именно так и делают. Я закончил РХТУ им. Менделеева. ВУЗ - барахло, весьма посредственный, но за исключением одного факультета - ВХК РАН. Этот факультет выпускает лучших химиков в стране, 40 человек. При чем, у этого факультета есть договор с какой-то школой, т.е. эта структура охватывает людей еще в старших классах школы. Фактически этот факультет содержат несколько институтов Российской академии наук химического профиля - ИОХ, ИОНХ, ИБОХ и другие, хотя инфраструктуру (общежития, классы) они используют РХТУшные. Значительную часть занятий ведут заведующие лабораторий из этих институтов. Студентов привлекают к научной работе в этих же институтах уже на младших курсах, многие из них потом поступают туда в аспирантуру, а часть из них остается работать там и после. Там нет существенной коррупции, так как преподаватели прямо заинтересованы в высоком качестве образования, так как потом набирают из студентов себе сотрудников. У выпускников этого факультета нет никаких проблем с трудоустройством по специальности хоть заграницей, хоть в наших частных фирмах. Академия - бедная церковная мышь по сравнению с крупными компаниями, но тем не менее вполне способна готовить себе отличные кадры.


В советские времена у нас была одна из лучших в мире систем образования, но при этом высшее образование получали вовсе не все выпускники школ, а только 20-30%. И никто не делал трагедии из того, что половина детей осталась невеждами. Есть масса хороших профессий, на которых высшее образование не нужно. На этих рабочих местах сейчас работают мигранты, а у нас народ с липовыми дипломами сидит без работы. Идиотизм.
  • -0.20 / 5
  • АУ
 
 
  Stunned ( Слушатель )
25 ноя 2009 13:28:22

Вы говорите о высшем образовании, и соверешнно верно, что дать всем высшее нереально и не нужно. Но качественное среднее образование для всех (ну, для большинства) - это необходимость, поскольку это основа последующего отбора лучших для получения высшего, а так же основа квалифицированных рабочих кадров, годных не только для узкой специализации, но и к перепрофилированию при необходимости.
Предлагаемая реформа среднего образования направлена на то. чтобы сделать из России современный Китай с обилием малообразованной, а значит, дешевой, рабочей силы. О какой "модернизации" тогда может идти речь?
Также, это приведет к еще большему социальному расслоению, еще большему ограничению социальной мобильности, созданию своеобразных гетто внутри общества. Люди, получившие узкоспециальное среднее образование, в большинстве своем вряд ли смогут дать своим детям воспитание и возможности, достаточные для "повышения", а высшее образование станет привилегией обеспеченных слоев. С подобной ситуацией уже сколько десятилетий борются в Англии, а мы хотим себе это устроить. Замечательно.
  • +0.53 / 5
  • АУ