Цивилизация или варварство - Западные сумерки, Восточный рассвет12 сентября 2022 Нора Хоппе для блога the Saker“Поэты и философы - непризнанные законодатели мира”.
– из серии эссе Перси Биши Шелли “Философский взгляд на реформы” (1819-1820).
В наше время на Западе многие говорят о неизбежном исчезновении нашей планеты из-за “антропогенного изменения климата”. Но потенциальное исчезновение нашей цивилизации, нашего человечества, похоже, не является жизненно важной темой для масс.Что и где наша цивилизация сегодня? Что означает “цивилизация”? Вообще говоря, “цивилизация” определяется как “человеческое общество, обладающее высокоразвитыми материальными и духовными ресурсами и сложной культурной, политической и правовой организацией; передовое государство в социальном развитии; народы или нации, коллективно достигшие такого состояния“.Но каковы наши духовные ресурсы и какова роль культуры сегодня?Для нас жизненно важно задуматься об этом сейчас… когда мы уходим от распадающегося однополярного мира и начинаем строить новый, многополярный мир.Культура для общества, государства и мира…Конфуций (551-479 гг. до н.э.) утверждал, что “музыка - это гармонизация неба и земли, а ритуал - это порядок неба и земли“. Согласно Анализу 8: 8, он сказал: “Именно через Оды (поэзию) пробуждается разум человека, через правила ритуала формируется его характер, а через музыку он совершенствуется ... Единственный способ для общества процветать - быть в гармонии с универсальной нормой, обозначенной через музыку… Ритуалы - это не просто вопрос приличия. Это институты, порядки и нормы, которые развились из примитивных магических ритуалов и объединяют вселенную с обществом. Если кто-то хочет знать, хорошо ли управляется королевство, хороша ли в нем мораль или плоха, качество его музыки даст ответ ”.Чангиз Мулай (профессор древнеиранской культуры и языков; Тебризский университет, Иран) писал о том, как культура создает идентичность и, следовательно, смысл: “Среди прекрасных персидских работ тема любой работы не так тесно связана с темой "иранской национальности" и "национальной идентичности иранцев", как Фирдоуси’ Шахнаме’. Элементы и национальные символы, такие как "земля" с определенными географическими границами (мифическими или реальными), обычаи и традиции, история, общий национальный язык и, наконец, положение людей, религии и правительства, нашли отражение повсюду в этой великой и уникальной поэме. В этом отношении ‘Шахнаме’ по праву считается “документом национальной идентичности иранцев”. (...) ‘Шахнаме’, будучи высшим и самым славным примером персидской поэзии, была включена в персидский язык и иногда справедливо рассматривается как агент и гарант ее выживания среди иранской публики. Очевидно, что проявление таких патриотических чувств и страсти в нашем национальном эпосе связано с существованием страны под названием Иран и единой нации под названием "иранская нация", которая, несмотря на то, что состоит из разных этнических групп и племен с разными языками и диалектами, из-за их единства в культуре и национальности, все они считают себя иранцами, а персидский язык, который был связан с иранской культурой и национальностью на протяжении всех взлетов и падений истории Ирана, не рассматривается как язык, принадлежащий определенной нации или племени, но как их национальный и общий язык ”.В своем эссе “Защита поэзии” (1821) английский поэт Перси Биши Шелли (1792-1822) утверждал, что: “поэты - непризнанные законодатели мира”… “Но поэты, то есть те, кто представляет и выражает этот нерушимый порядок, являются не только авторами языка и музыки, танца, архитектуры, скульптуры и живописи; они также являются инициаторами законов, основателями гражданского общества, изобретателями искусства жизни,мастера, которые извлекают из такого общения красоту и истину, это частичное видение сил невидимого мира, которое называется религией ... Поэмы Гомера и его современников были радостью молодой Греции; они были элементами той социальной системы, которая является столпом, на котором покоятся все последующие цивилизации ”.Русский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) утверждал, что “общество находит свою настоящую жизнь в литературе” и…“Чтобы иметь литературу, нация должна жить не только на практическом, но и на моральном и духовном плане, внося свой вклад в развитие какой-либо стороны универсального человеческого духа”.ВЗГЛЯД НАЗАД – НА ЗАПАД…Западная капиталистическая цивилизация преуспела в том, что материальный, технологический прогресс стал критерием “цивилизации”, полностью исключив духовные аспекты из уравнения. Таким образом, цивилизация на Западе была сведена к простому средству? Свелась ли культура к тривиальному развлечению, предмету потребления, отвлечению внимания, инструменту промывания мозгов и пропаганды?Потребительство, гомогенизация и GleichschaltungПьер Паоло Пазолини написал текст еще в 1973 году, озаглавленный “Acculturazione e assimilazione” (в его “Scritti corsari “ [“Сочинения корсара”] -1974), в котором он предупреждал: “Ни одному фашистскому централизму никогда не удавалось сделать то, что успешно сделал централизм потребительской цивилизации. Фашизм предложил реакционную и монументальную модель, которая, тем не менее, с самого начала была мертвой буквой. Различные конкретные культуры (крестьяне, полупролетарии, рабочие) продолжали жить спокойно и продолжали жить в соответствии со своими вековыми моделями: репрессии ограничивались получением их словесной поддержки. Однако сегодня приверженность моделям, навязанным Центром, является полной и безоговорочной. Реальные культурные модели отвергаются. Отречение завершено. Поэтому можно с полным основанием сказать, что “терпимость” к гедонистической идеологии новой власти является худшим видом репрессий в истории человечества. Как осуществлялось это подавление? Посредством двух революций, которые произошли в рамках буржуазных организационных форм: инфраструктурной революции и революции информационных систем. Шоссе, автомобили и т. Д. Сегодня строго объединили периферию с Центром, уничтожив все физические расстояния. Но революция информационных систем была еще более радикальной и решительной. С помощью телевидения Центр ассимилировал всю страну, которая исторически была настолько дифференцированной и богатой самобытными культурами. Начался проект гомогенизации, уничтожающий всю подлинность и все конкретное наследие прошлого. Она навязала – как я уже сказал – свои модели: это модели, к которым стремится новая индустриализация, которая больше не довольствуется побуждением людей к потреблению, а стремится создать ситуацию, в которой никакая другая идеология даже не мыслима, кроме идеологии потребления. Неосекулярный гедонизм, слепо игнорирующий все гуманистические ценности и слепо чуждый человеческому знанию ”.В последние десятилетия издание книг, продвижение музыки и распространение фильмов по всему миру были переданы и принесены в жертву машине Молоха финансового капитализма, которая штампует однородные бестселлеры, поп-хиты и блокбастеры. В последнее время даже “альтернативные ниши”, такие как аутентичная бунтарская рэп-музыка и артхаусное кино, стали жертвами Gleichschaltung. Нигде в мире больше нет настоящей субкультуры. И давно ушли в прошлое антивоенные песни....Постмодернизм на службе неолиберализма и империализма…Немецкий литературовед и философ Томас Метшер написал в своем тексте, озаглавленном “Postmoderne und Imperialismus”: “Я понимаю постмодернизм как форму сознания определенной стадии капиталистического общества: развитого империалистического общества; следовательно, форма сознания современного состояния мира, связанная с империалистическими метрополиями.Постмодернизм - это форма осознания этого состояния мира во всеобъемлющем смысле. Как форма повседневного отчуждения, оно возникает из повседневной жизни и образа жизни, распространяется на индустрию культуры, средства массовой информации, искусство, науку и “великую” теорию и часто имеет статус доминирующего в них (за исключением естественных наук). (...) Империализм в его развитой, нынешней форме - это эпоха кризиса всемирно-исторических масштабов. В этом случае на карту поставлено будущее, достойное людей, на самом деле продолжение существования человеческого рода. Это эпоха конца времен, охваченная кризисом… [Кризис] носит потенциально смертельный характер и формулирует историческую дилемму: старое умирает, а новое еще не может родиться [Грамши]. В этом промежуточном царстве появляется множество болезненных симптомов. Действительно, “болезненность” империалистического общества сегодня достигла таких масштабов и вопиющей (...), что можно с полным основанием говорить о патологическом обществе – "культуре смерти‘. ...“Есть метод постмодернистской бессмыслицы (...) Скрытый иррационализм покрывает всю современную культуру и индустрию сознания, как плесень, и угрожает задушить любую подлинную индивидуальную артикуляцию. Теперь она простирается от ток-шоу и фельетонов до высоких высот Байройта и Зальцбурга. (...) Конечно, соучастие постмодернизма в неолиберальном наступлении является тайной – часть функционирования этой идеологии заключается в том, что она остается тайной, частью жеста радикализма, политкорректности… Это соучастие, однако, объясняет позицию фронта: против диалектики и разума, против утопий и идеалов, против повествования, которое объясняет историю и связывает сознание, против вывода из причин, против рациональных объяснений мира любого рода. Это соучастие объясняет, прежде всего, враждебность по отношению к просвещению и коммунизму. Это враждебность по отношению к историческим представителям альтернативной концепции жизни.В своем иллюстративном эссе “Эстетика банализации (заметки о документе 13 в Касселе)” социолог, философ и уважаемый критик “постмодернистской культуры” Вернер Зеппманн (1950-2021) написал о выставке 2012 года в “dOCUMENTA” (“культурное мероприятие”, посвященное современному “постмодернистскому искусству”, которое проходит каждые пять лет в Касселе, Германия): “ dOCUMENTA сыграла новаторскую роль в привлечении абстрактных “авангардных” художников, первоначально в основном американского происхождения, на передний план и стилизации их как вершины развития искусства.Их считали единственными достойными представителями “свободного” капиталистического общества и противопоставляли “восточному государственному искусству”. Для основателей dOCUMENTA искусство считалось “свободным” только в том случае, если оно отказывалось от репрезентативности и проявляло безусловный субъективизм художника и непосредственную внутреннюю направленность в его творческом акте.“Из-за упадка художественной формы (...) и нивелирования содержания критическое взаимодействие с обычным выставочным материалом выдвигает критику идеологии и господства на первый план, а не на отражение эстетических проблем. Неизбежно возникает вопрос о том, каким интересам служит предпочтение искусства банальности и незначительности (часто с открытым флангом в сторону абсурда). Кому выгодно с философской и, в конечном счете, с социальной точки зрения, когда доминирует навязчивый эгоцентризм? Какой класс получает идеологическую добавленную стоимость, когда серьезные социальные проблемы (такие как разрушение нашей естественной основы жизни) устраняются простым “символическим” упоминанием? Кто заинтересован в решении насущных современных проблем, сведенных к уровню эзотерического забвения бытия? ”Присвоение культуры для пропагандыВ течение некоторого времени гноящаяся однополярная держава – англо-американская империя – была самозваным магистратом, претендующим на юрисдикцию над планетой, поскольку она стала признанным ”моральным авторитетом интерпретации” (по крайней мере) в западном мире и смогла в значительной степени оказывать свое влияние на общественное мнение повсюду. Трансатлантическая неолиберальная пропагандистская машина и ее различные механизмы проникновения всегда были мощным инструментом – на самом деле они являются величайшим оружием империалистических сил ... сильнее кассетных бомб, потому что они имеют глобальный охват и заражают умы, оставляя внешний вид нетронутым.Блестяще изощренной тактикой было присвоение и злоупотребление символами, лозунгами и терминологией некогда подлинных “левых” и “прогрессивных” движений. Одной из его вредных характеристик является наглая попытка переписать историю в своих интересах. с этим присвоением нацисты рассматриваются как борцы за свободу, русские - как фашисты, клептократии - как демократии, консерваторы - как правые… и неолибералы как левые и повстанцы, причем эта последняя группа привлекает бесчисленных приверженцев “прогрессивного мышления” в культуре и научных кругах, которые, в свою очередь, продвигают идеи неолибералов. Пазолини явно ожидал этого еще в 1975 году: “Я предсказываю эпоху, в которую новая власть будет использовать ваши либертарианские слова для создания новой гомогенизированной власти, для создания новой инквизиции, для создания нового конформизма. И ваши священнослужители будут левыми священнослужителями ”.К сожалению, многие литературоведы, аналитики и журналисты недооценили империалистическое и колониальное проникновение в другие культуры по всему миру… вот почему многие сейчас кажутся ошеломленными тем, до какой степени постмодернистская неолиберальная “культура” затмила местные культуры незападных стран… К сожалению, молодежь этих стран, благодаря глобальному потребительству, практически не имеет другой ориентации и корней для своей собственной культуры ... и они сталкиваются со многими кризисами идентичности.