Россия вела три разных стиля войн за шесть месяцев с тех пор, как она вошла в Украину. Первой была маневренная война, целью которой было захватить как можно больше территории, чтобы сформировать поле боя в военном и политическом плане.
В операции участвовало около 200 000 российских и союзных войск, которые противостояли действующей украинской армии численностью около 260 000 военнослужащих при поддержке до 600 000 резервистов. Стандартное соотношение нападающих и защитников 3: 1 не сработало - русские стремились использовать скорость, внезапность и смелость, чтобы свести к минимуму численное преимущество Украины, и в процессе надеялись на быстрый политический коллапс в Украине, который предотвратил бы любые крупные боевые действия между российскими и украинскими вооруженными силами.
Этот план увенчался успехом в некоторых районах (например, на юге, вокруг Херсона), и действительно закрепил украинские войска на месте и вызвал отвод подкреплений из критических зон операции. Но стратегически это провалилось — украинцы не рухнули, а скорее укрепились, обеспечив долгую и тяжелую борьбу впереди.
На втором этапе российской операции русские перегруппировались, чтобы сосредоточиться на освобождении Донбасса. Здесь Россия адаптировала свою оперативную методологию, используя свое превосходство в огневой мощи для проведения медленного, преднамеренного наступления против украинских сил, окопавшихся в обширных оборонительных сетях, и при этом достигла неслыханного соотношения потерь, когда на каждую российскую жертву приходилось десять или более украинцев убитыми или ранеными.
В то время как Россия медленно продвигалась против окопавшихся украинских сил, США и НАТО предоставили Украине военную технику на миллиарды долларов, включая эквивалент нескольких бронетанковых дивизий (танки, боевые бронированные машины, артиллерия и машины поддержки), а также обширную оперативную подготовку по использованию этой техники на военных объектах за пределами Украины.
Короче говоря, в то время как Россия была занята уничтожением украинских военных на поле боя, Украина была занята восстановлением этой армии, заменяя уничтоженные подразделения свежими силами, которые были чрезвычайно хорошо оснащены, хорошо обучены и хорошо управлялись.
На втором этапе конфликта Россия уничтожила старую украинскую армию. Вместо нее Россия столкнулась с мобилизованными территориальными и национальными подразделениями при поддержке восстановленных сил, обученных НАТО. Но основная часть обученных сил НАТО находилась в резерве.
Третий этап – НАТО против России
Вывод российских войск из Харькова в воскресенье. (Министерство обороны России) Это силы, которые были привержены текущим боевым действиям. Россия оказывается втянутой в полномасштабную прокси-войну с НАТО, столкнувшись с вооруженными силами в стиле НАТО, которые материально поддерживаются НАТО, обучаются НАТО, снабжаются разведданными НАТО и работают в гармонии с военными планировщиками НАТО.
Это означает, что нынешнее украинское контрнаступление следует рассматривать не как продолжение второй фазы сражения, а скорее как начало новой третьей фазы, которая представляет собой не украинско-российский конфликт, а конфликт между Россией и НАТО.
На украинском плане сражения повсюду стоит штамп “Сделано в Брюсселе”. Состав сил был определен НАТО, как и время атак и направление атак. Разведка НАТО тщательно обнаружила бреши в российской обороне и определила важнейшие узлы командования и управления, логистики и сосредоточения резервов, которые были нацелены на украинскую артиллерию, которая действует по плану управления огнем, разработанному НАТО.
Короче говоря, украинская армия, с которой Россия столкнулась в Херсоне и вокруг Харькова, не была похожа ни на одного украинского противника, с которым она сталкивалась ранее. Россия больше не сражалась с украинской армией, оснащенной НАТО, а скорее с армией НАТО, укомплектованной украинцами.
Украина продолжает получать военную помощь на миллиарды долларов, и в настоящее время десятки тысяч военнослужащих проходят интенсивную подготовку в странах НАТО.
Будет четвертая фаза, и пятая фаза ... столько фаз, сколько потребуется, прежде чем Украина исчерпает свою волю сражаться и умереть, НАТО исчерпает свою способность продолжать поставки украинской армии или Россия исчерпает свою готовность бороться с неубедительным конфликтом в Украине. Еще в мае я назвал решение США предоставить Украине военную помощь на миллиарды долларов “переломным моментом”. Массовый провал разведки
Штаб-квартира российской военной разведки (ГРУ), Москва. (Хагидза/ Wikimedia Commons) То, что мы наблюдаем сегодня в Украине, - это то, как эти деньги изменили правила игры. Результат - больше погибших украинских и российских военнослужащих, больше погибших мирных жителей и больше уничтоженной техники.
Однако, если Россия хочет одержать победу, ей необходимо будет выявить свои многочисленные недостатки, приведшие к успешному украинскому наступлению, и соответствующим образом адаптироваться. Прежде всего, украинское наступление вокруг Харькова представляет собой один из самых серьезных провалов разведки профессиональной военной силы со времен неспособности Израиля предсказать нападение Египта на Суэцкий канал, которое положило начало войне Судного дня 1973 года.
Украинцы уже много недель сигнализировали о своем намерении провести наступление в Херсонской области. Похоже, что, когда Украина начала свои атаки вдоль херсонской линии, Россия предположила, что это долгожданное наступление, и перебросила резервы и подкрепления на этот фронт.
Украинцы были отброшены с тяжелыми потерями, но не раньше, чем Россия выделила свои резервы на театре военных действий. Когда украинская армия атаковала в Харьковской области несколько дней спустя, Россия была застигнута врасплох.
И затем, есть степень, в которой НАТО интегрировалось во все аспекты украинских военных операций.
Как это могло произойти? Провал разведки такого масштаба свидетельствует о недостатках как в способности России собирать разведданные, так и в неспособности давать своевременные и точные оценки российскому руководству. Для адекватного решения этого вопроса потребуется всесторонний анализ. Короче говоря, полетят головы — и скоро. Эта война не прекратится в ближайшее время, и Украина продолжает готовиться к будущим наступательным действиям.
Почему Россия все равно победит
В конце концов, я все еще верю, что конечная игра остается прежней — Россия победит. Но цена продления этой войны стала намного выше для всех вовлеченных сторон.
Успешное контрнаступление Украины необходимо рассматривать в надлежащей перспективе. Потери, которые понесла и продолжает нести Украина ради достижения этой победы, неприемлемы. Украина исчерпала свои стратегические резервы, и их придется восстанавливать, если у Украины есть какие-либо надежды на продолжение продвижения в этом направлении. На это уйдут месяцы.
Россия, тем временем, потеряла не более чем какое-то незащищенное пространство. Потери русских были минимальными, а потери оборудования легко восполнялись.
Россия фактически укрепила свою военную позицию, создав сильные оборонительные рубежи на севере, способные противостоять любому украинскому нападению, одновременно увеличивая боевую мощь, доступную для выполнения задачи освобождения оставшейся части Донецкой Народной Республики под контролем Украины.
Россия обладает гораздо большей стратегической глубиной, чем Украина. Россия начинает наносить удары по критически важным объектам инфраструктуры, таким как электростанции, что нанесет ущерб не только украинской экономике, но и их способности быстро перебрасывать большое количество войск железнодорожным транспортом.
Россия извлечет уроки из поражения в Харькове и продолжит выполнение заявленных целей миссии.
Итог – наступление на Харьков было настолько хорошим, насколько это возможно для Украины, в то время как Россия и близко не подошла к самому низу. России необходимо внести изменения, чтобы решить проблемы, выявленные в результате поражения в Харькове. Выиграть битву - это одно, выиграть войну - совсем другое.
Для Украины огромные потери, понесенные ее собственными силами, в сочетании с ограниченным ущербом, нанесенным России, означают, что наступление на Харьков - это, в лучшем случае, пиррова победа, которая не меняет фундаментальной реальности, что Россия выигрывает и выиграет конфликт в Украине.