Понемножку обо всем
237,889 4,060
 

  Хранитель Храма ( Слушатель )
19 сен 2022 11:59:10

Может ли Иран подтолкнуть Россию к действиям на Южном Кавказе?

новая дискуссия Статья  227

Может ли Иран подтолкнуть Россию к действиям на Южном Кавказе?
Общий союзник Москвы и Тегерана, Армения, испытывает давление со стороны поддерживаемого НАТО Азербайджана, посягающего на ее суверенитет. Не допустить падения Еревана отвечает как геополитическим интересам страны, так и интересам безопасности

Егия Ташджян
18 сентября 2022 года


Фото предоставлено: The Cradle
Последняя агрессия Азербайджана против Армении не стала неожиданностью для наблюдателей за Южным Кавказом. Нападения Баку на несколько провинций вдоль восточной границы Армении на прошлой неделе последовали за “словесной войной” президента Азербайджана Ильхама Алиева против Еревана, открыто заявившего о своих амбициях аннексировать южную армянскую территорию, примыкающую к Ирану.
Хотя обе стороны обвиняют друг друга в провокациях, в результате которых погибли сотни человек, эти военные столкновения представляют собой наихудшее насилие между двумя странами со времен нагорно-карабахской войны 2020 года, которая закончилась в пользу Азербайджана.
Баку оправдывал свою агрессию тем, что Армения не подписала мирный договор, признающий “территориальную целостность” Азербайджана (то есть признание преимущественно армянского Нагорно-Карабахского региона частью Азербайджана) или предоставила “коридор” на юге, соединяющий Азербайджан с его эксклавом Нахичевань.
Азербайджанские СМИ и парламентарии, такие как Зияфат Аскеров и Эльман Мамедов, начали призывать к созданию “зон безопасности” и “буферных зон” на территории Армении с целью нейтрализации армии последней и создания предлагаемого “коридора” внутри Армении.
10 сентября министр обороны Азербайджана дал указание своей армии поддерживать боевую готовность для “подавления любых армянских провокаций”. Три дня спустя Азербайджан начал полномасштабную агрессию на восточной границе Армении, используя силы специального назначения, беспилотники израильского и турецкого производства и артиллерийские удары как по военным, так и по гражданским объектам. Азербайджанские силы также заняли стратегические позиции вблизи южной границы Армении.
Стоит отметить, что азербайджанская артиллерия также нанесла удары по российским пограничникам в районе Гегаркуник на границе с Россией, вынудив их отступить, поскольку их объекты и транспортные средства подверглись интенсивному обстрелу.
Итак, что удивило многих наблюдателей – не в последнюю очередь в Армении – это пассивный ответ России на этот раунд пограничных столкновений. Ереван является членом возглавляемого Россией оборонного пакта, Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая, таким образом, отказалась вмешаться и прийти на помощь Армении.
Геополитические сдвиги и баланс сил
Несмотря на очень локальные территориальные споры между Арменией и Азербайджаном, их конфликт не следует рассматривать как обычное соперничество между двумя соседними государствами. Эти столкновения, на самом деле, имеют геополитическое значение как на региональном, так и на международном уровне и обусловлены текущими событиями на Украине и вокруг Ирана.
В начале сентября Россия потерпела военные неудачи на Украине, поскольку государства-члены НАТО наводнили украинскую армию и ополченцев-добровольцев тяжелым вооружением, припасами и помощью. Нацелившись на мосты в зонах, контролируемых Россией, и блокируя маршруты снабжения, российские войска были вынуждены отступить, чтобы не попасть в окружение и не быть разбитыми.
Поскольку украинские войска вновь захватили ключевые стратегические города, это подпитывало западное представление о тактической победе над Москвой. Хотя такие небольшие военные операции вряд ли решат исход войны – как показали российские контрнаступления в последующие дни, - было высказано мнение, что Москва на неопределенный срок увязнет в “украинской грязи”.
Воспользовавшись предполагаемыми неудачами России на Украине и отчаянной потребностью Европейского союза (ЕС) в альтернативных поставках газа, Азербайджан заискивал перед обеими сторонами: заключил газовую сделку с ЕС, продолжил поставки оружия на Украину и начал переговоры с Москвой о получении ‘статуса наблюдателя’ в российском- возглавляемый Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Зависимость России от Турции
Другие региональные геополитические сдвиги создали у Азербайджана впечатление, что у него развязаны руки для оказания дополнительного давления на Армению, в частности в российско-турецком “сотрудничестве”. В то время как эти асимметричные отношения явно когда-то сильно склонялись в пользу Москвы, продолжающийся украинский кризис и растущая напряженность в отношениях Анкары с Вашингтоном изменили этот баланс, возможно, в пользу Турции.
Политическая зависимость Москвы возникает в то время, когда Турция воспринимает себя как равноправного партнера в региональных делах, которые включают Сирию, Ливию и Южный Кавказ. У президента России Владимира Путина впереди может возникнуть еще одно препятствие: президентские и всеобщие выборы в Турции в 2023 году грозят сместить давнего президента Реджепа Тайипа Эрдогана в пользу более склонной к НАТО оппозиции, что потенциально может перевернуть все региональные договоренности, достигнутые между Турцией и Россией.
Именно в этих условиях Россия неохотно помогает своему главному союзнику на Южном Кавказе, Армении, которая находится под постоянным огнем и давлением как со стороны Баку, так и Анкары. Нерешительность Путина поддержать Ереван также может быть вызвана его недоверием к существующей армянской администрации.
Некоторые российские эксперты полагают, что Ереван тихо договаривается с Западом о подписании “мирного договора” с Азербайджаном, который выведет российских миротворцев, дислоцированных в Нагорном Карабахе после окончания войны 2020 года. Ереван отрицает подобные обвинения, в то время как многие правительственные чиновники чувствуют себя брошенными Москвой на произвол судьбы, чтобы в одиночку противостоять турецко-азербайджанскому нападению.
Предположительно, это одна из причин поспешного визита спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси в Армению 17 сентября: продвигать мирный договор при посредничестве США, который предоставил бы Западу беспрепятственный доступ - через Турцию – к Каспийскому морю, где ему было бы легче противостоять Ирану и России.
Иран отказывается быть "окруженным’
Иран время от времени посылал Азербайджану предупреждения о том, что его граница с Арменией является красной линией. В этом отношении у Тегерана есть как геополитические, так и геоэкономические проблемы, которые отражают его региональные и внутренние приоритеты, одним из которых является спорный “коридор”.
Хотя в девятом пункте заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, подписанного 9 ноября 2020 года между Арменией, Азербайджаном и Россией, говорится, что Ереван предоставит транспортный маршрут для соединения Нахичевани с Азербайджанской Республикой по коммерческим соображениям, в нем не упоминается слово “коридор”.
Геостратегический Зангезурский коридор между Ираном и Арменией
Однако Баку агрессивно интерпретировал этот пункт как право на “Зангезурский коридор”, армянский регион, граничащий с Ираном, который географически отделяет Азербайджан от Нахчыванской Автономной Республики. Но, продвигая этот государственно-ориентированный нарратив о “коридоре”, Баку не только нарушает трехстороннее заявление, но и угрожает нарушить территориальную целостность границы Армении с Ираном, потенциально прокладывая путь для пантюркистских устремлений в северном Иране.
Это будет иметь серьезные геоэкономические последствия для Тегерана, поскольку он потеряет свою транзитную роль в регионе, к чему иранские власти относятся очень серьезно. Выступая перед The Cradle, доктор Эхсан Мовахедян, профессор международных отношений в Университете ATU в Тегеране, сказал, что доступ Азербайджана к коридору поддерживается НАТО (включая Турцию) и Израилем.
Д-р Мовахедян называет это “Тураническим коридором НАТО”, целью которого является сдерживание не только Ирана, но и других евразийских держав, таких как Россия и Китай. Иранский ученый утверждает, что с экономической точки зрения этот маршрут также представляет прямую угрозу коридору Север-Юг и угрожает заменить иранские газопроводы в Нахичевань газопроводами из Азербайджана и Центральной Азии. Это оставит Иран без его ключевой роли в торговле и транзите энергоносителей в регионе.
Пантюркистские планы по всей Азии
Иранцы считают, что в будущем Анкара может предпринять провокационные шаги, чтобы воспрепятствовать экспорту иранских товаров через Турцию. Если он потеряет свою границу с Арменией, торговля Ирана с Европой и Евразией окажется во власти турецких и азербайджанских торговых путей.
Это, в свою очередь, усилит экономические и политические рычаги влияния Анкары и Баку на Тегеран, прокладывая путь для пантюркистских сепаратистских движений на севере Ирана. Доктор Мовахедян говорит, что создание этого коридора может мобилизовать пантюркистские устремления не только в северном Иране, но и увеличить поддержку Турции и НАТО. Проникновение на Северный Кавказ и в Центральную Азию, распространяющееся на уйгурское население в китайской провинции Синьцзян.
Что характерно, многие азербайджанские СМИ призвали к созданию сепаратистских азербайджанских движений на севере Ирана. Эти заявления поддерживаются израильскими дипломатами, что вполне ожидаемо, учитывая тесные связи сотрудничества между Баку и Тель-Авивом. Азербайджанские сайты также подняли вопрос о том, что Баку может предоставить свое воздушное пространство израильским самолетам для захода на иранскую территорию или направить израильские спецподразделения в Иран.
Подтолкнет ли Иран Россию к действиям?
Хотя Иран традиционно поддерживает территориальную целостность Азербайджана – даже в спорах с близким союзником Арменией – Тегеран не может оставаться пассивным, наблюдая, как его северный сосед фактически осажден и подавлен Турцией, Азербайджаном и их союзниками. Потеря Армении в качестве сдерживающего буферного государства против пантюркистского проекта будет иметь катастрофические последствия для территориальной целостности Ирана.
Существует четкая повестка дня Запада по изоляции Ирана и ограничению его влияния в Западной Азии. Молчание Ирана на Южном Кавказе будет воспринято как признак слабости и может иметь эффект домино в более широком регионе.
Что сейчас нужно, так это еще один Касем Сулеймани, покойный глава сил Корпуса стражей исламской революции (КСИР) "Кудс", который лично прилетел в Москву и убедил президента Путина вмешаться в Сирию, предотвратив полный крах государства.
Иран, единственный региональный партнер Армении, должен убедить Россию в том, что его краткосрочные энергетические цели на Южном Кавказе и политика умиротворения Турции могут иметь неприятные последствия для Москвы, превратив Армению в еще одну Украину. Следовательно, Россия должна провести свои красные линии в регионе и предотвратить создание этого пантюркистского проекта.
Опасаясь "прозападной" ориентации администрации Армении, Москва до сих пор занимала пассивную позицию, что, в свою очередь, способствовало антироссийским настроениям в Ереване - многие ставят под сомнение эффективность военного альянса ОДКБ.
Вашингтон в полной мере использует эти настроения, направляя Пелоси в Армению в знак “поддержки страны”. США стремятся к дипломатическому разрешению кризиса – не в поддержку Армении, а для продвижения "мирного договора" между Ереваном и Баку, который в конечном итоге призван изгнать Русских с этой важнейшей геополитической арены.
Армения находится под перекрестным огнем интенсивного соперничества великих держав, выступая в качестве единственного естественного препятствия на пути пантюркистских устремлений. Если региональные амбиции Алиева и Эрдогана не будут остановлены, этнонациональная бойня распространится за пределы Южного Кавказа, что вполне устраивает США.
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!