Европейский союз вот-вот распадется Tuomas Malinen 17 сентября 2022 г. Флаги Европейского союза развеваются у штаб-квартиры Комиссии ЕС в Брюсселе 17 июня 2022 года. (Ив Херман/ Reuters) Возможный, даже вероятный, крах европейской экономики повлечет за собой серьезные издержки для нынешних европейских институтов. В этой статье мы с доктором Питером Нюбергом подробно объясняем, почему мы считаем, что мы, вероятно, увидим некоторый разрыв Европейского союза (ЕС) в том виде, в каком он был задуман изначально. Это может произойти двумя способами: либо Европейский союз полностью распадется, либо он превратится в нечто, неузнаваемое для его первоначального предназначения. Этот комментарий концентрируется на некоторых факторах, вызывающих дезинтеграцию. Функционирование ЕС до недавнего времени строилось на двух политических столпах, которые теперь, похоже, рушатся. Прежде всего, экономический рост Германии сделал возможным совместное финансирование (через дешевый долг, бюджет ЕС и клиринговую систему центральных банков) неуспешных экономик без принуждения ЕС к политически неприемлемым реформам. Благоприятные глобальные события сделали возможным сосредоточение внимания на экономической интеграции, в то же время замедляя гораздо более спорную интеграцию культурной, социальной и внешней политики. Ухудшение состояния мировой экономики вместе с политикой ЕС в настоящее время угрожает промышленности и уровню жизни в государствах-членах ЕС, сокращает масштабы совместной экономической поддержки и вынуждает государства-члены быстро оценить свою готовность к возможному радикальному сокращению своего политического самоопределения. Это наиболее очевидно в Италии.
Доходность итальянского суверенного долга достигла уровней, которые можно считать неприемлемыми, учитывая высокий уровень задолженности страны и низкие темпы экономического роста. Например, доходность итальянских 10-летних облигаций преодолела 4-процентный рубеж в конце прошлой недели. Структура погашения итальянского долга также довольно неблагоприятна. Например, в конце июня Италия обеспечила лишь 52 процента своих потребностей во внешнем финансировании в 2022 году. Кроме того, 35 процентов ее непогашенного долга должны быть погашены уже в 2024 году. Половина ее общего долга будет погашена в течение пяти лет.
Без активной поддержки конкретной страны со стороны Европейского центрального банка (ЕЦБ), которую призван облегчить недавно введенный Инструмент защиты от передачи, итальянский долг является неприемлемым при текущей доходности. Разногласия между государствами-членами по поводу разумности наполнения ЕЦБ итальянскими облигациями неизбежно ослабят клей, удерживающий ЕС вместе, как и прежде. Энергетический кризис также сеет семена серьезного внутреннего конфликта. Политика в ЕС становится все менее снисходительной по мере нарастания трудностей. Накопление спорных вопросов И Венгрия, и Чешская Республика возражали против планов ограничения цен на российский газ, которые теперь, похоже, вряд ли будут соблюдены. Европейская комиссия также планирует сократить финансирование венгерского правительства Виктора Орбана из-за “проблем с верховенством закона”. Это вряд ли усилит стимулы Венгрии остаться в союзе. В более общем плане, поскольку финансирование ставится в зависимость от стран, отвечающих критериям приверженности “европейским ценностям”, можно ожидать, что список таких, по сути, политических требований будет расти по мере ухудшения экономических условий и роста требований к единой политике. Например, Польша сыта по горло постоянными дополнительными требованиями со стороны ЕС, такими как требование отказаться от изменений, которые польское правительство планировало внести в судебную систему, учитывая распределение средств из Фонда восстановления своему правительству. Кшиштоф Соболевский, генеральный секретарь правящей партии, предупредил, что без четких изменений в действиях Брюсселя “у нас не будет другого выбора, кроме как вытащить все пушки из нашего арсенала и открыть огонь”. Поскольку ряд спорных решений все еще требуют единогласия, к такой угрозе было бы неразумно относиться легкомысленно. Линии разлома также появляются в отношении санкций против России.
Умеренность в этом отношении, в которой в конечном итоге нуждаются Германия и особенно Италия, с готовностью не принимается (и может даже привести к внутренним санкциям). Россия, естественно, использует существующие разногласия, чтобы ослабить сплоченность ЕС. В сообщениях говорится, что Россия готовит первую поставку со своего нового завода по производству сжиженного природного газа в Грецию. Венгрия, как исключение, покупает дополнительный газ у России в соответствии с их новым соглашением. Будет интересно посмотреть, что предпримет Германия, если влияние дефицита энергии на ее экономику и население будет таким большим, как предполагают некоторые отчеты. Помимо финансовых проблем, Италия также находится между “молотом и наковальней” в газовых вопросах. В то время как ей удалось сократить импорт российского газа примерно с 40 процентов до 15-20 процентов, сократить его еще больше становится практически невозможно. Существуют серьезные узкие места, определяющие, сколько газа может быть передано с юга на север Италии. По сути, только достаточные поставки российского газа могут поддерживать свет на севере Италии, который также является промышленным центром страны. Практически это означает, что президент Владимир Путин имеет возможность столкнуть Италию в глубокую рецессию и создать еще один экономический кризис в ЕС. На этот раз Германия, возможно, не сможет гарантировать финансирование, необходимое для спасения итальянских компаний и национальных банков. Если это так, то в еврозоне вполне может вспыхнуть еще один долговой кризис. Вопрос в том, будет ли новое правительство Италии просто сидеть и ждать этого, или, возможно, оно будет настаивать на том, чтобы ЕС или оно само заключили сделку с Россией? Итак, как ЕС будет реагировать на эти угрозы?
Мы предполагаем, что Европейская комиссия в какой-то момент будет поощрена предложить Фонд восстановления 2.0, который должен быть значительно больше предыдущего (около 800 миллиардов евро). Фонд предоставит странам финансирование, чтобы справиться с ростом цен на энергоносители, а также поможет рынкам облигаций Италии и других стран сохранить доверие рынка. ЕЦБ может даже быть вынужден возобновить количественное смягчение, одновременно повышая ставки. Действительно, это может уже произойти, поскольку баланс ЕЦБ вырос примерно на 13 миллиардов евро с середины августа. Комиссия, вероятно, попытается получить больше власти для себя с помощью по существу неконституционных требований, таких как нелепое “обязательное сокращение спроса” на потребление электроэнергии. Комиссия не имеет права, юридически или иным образом, предписывать государствам-членам такие действия, хотя сокращение спроса само по себе является разумной политикой на данном этапе и может быть предметом предложения комиссии.
Остается вопрос, будут ли все государства-члены “играть в мяч” в этом и будущих вопросах? Мы в этом не так уверены.