На прошедшей неделе пообщался накоротке со своим товарищем, о котором как-то писал в этой ветке. В процессе беседы он упомянул о программе разработки для ВВС США нового двигателя, создаваемого на базе ТРДДФ
F119-PW-100, на котором летает F-22. В частности, он рассказал, что в процессе разработки используются наработки британской компании ReactionEngines, которая в 2019 году защитила проект
компактного гибридного гиперзвукового ракетного двигателя SABRE, который будет эффективно работать как в атмосфере, так и в вакууме. По итогам этой программы планируется создать силовую установку, габариты которой будут соответствовать габаритам турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой F135, устанавливаемого на американские истребители F-35 Lightning II. Его длина составляет 5,6 метра, а диаметр — 1,2 метра.
Тема меня заинтересовала и решил слегка "копнуть" Инет. Наиболее интересное, на мой взгляд, выкладываю здесь.
История вопроса:
1. Александр Шумилин «Авиация и космонавтика» №10 2003 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СИЛОВЫЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ2. "Наука и техника" Роман Барский 06 марта 2019,
F-35 «догоняет» Су-57? Новый адаптивный двигатель для американского истребителя3.
Адаптивные двигатели. Где Россия? 22 марта 2019
4.
Lenta.ru 17 июля 2020 Pratt & Whitney раскрыла замену двигателю F-35 Lightning II5.
bmpd 13 августа 2022
Новая программа создания двигателей для перспективного американского истребителя NGADВыжимка:
1. Программа британцев по созданию
компактного гибридного гиперзвукового ракетного двигателя SABRE, - попытка создать турборакетный или иначе ракетно-турбинный двигатель в габаритах "истребительного" ТРДДФ, читай, создание гиперзвукового истребителя или тот самый "моторный" гиперзвук.
2. Pratt & Whitney в рамках программы Adaptive Engine Transition Program (AETP) разрабатывает трехконтурный двигатель с адаптивным циклом XA101, по сути создаётся турбопрямоточный двигатель. Данные по содержанию программы засекречены, но можно предположить, что речь идёт опять-таки о "моторном" гиперзвуке, но на базе другого теплового цикла.
3. Ранее неизвестная программа Next Generation Adaptive Propulsion создания перспективных двигателей для перспективного истребителя нового поколения Next Generation Air Dominance (NGAD) - попытка практического создания турбопрямоточного двигателя на конкурентной основе - General Electric Aviation и Pratt & Whitney - на основе наработок по программе AETP ?
Наш ответ - изделие "30" ? Если так, то каким концом оно относится к двигателям комбинированного цикла?