Danilov71 ( Слушатель ) | |
20 окт 2022 12:01:42 |
ЦитатаМосква. 20 октября. ИНТЕРФАКС - При оценке эффективности Северного морского пути (СМП) пора переходить от показателей объема перевозки груза к критерию стоимости перевозки этого груза. Такое мнение высказал директор консультационной компании "Гекон" Михаил Григорьев На форуме "Арктические проекты" в Архангельске в четверг
Он отметил, что в Арктической зоне сложился 51 минерально-сырьевой центр (МСЦ, совокупность разрабатываемых месторождений, которые имеют общий пункт отгрузки транспортной системы). "Важным моментом является то, что в планах освоения ресурсного потенциала Арктической зоны значительную роль играют металлы нового поколения - это редкоземельные иридий, палладий и так далее. И в условиях энергоперехода, который рано или поздно будет реализован, роль "металлической" составляющей в Арктике будет только расти. Если мы реально говорим о оценке эффективности освоения Арктической зоны, то необходим переход от валовых показателей к бюджетной эффективности на Северном Морском пути", - сказал Григорьев.
"Когда мы говорим о развитии Северного морского пути, то используется показатель "миллионы тонн". Вместе с тем, если оценивать критерий "стоимость тонны перевозимого груза", то увидим, как отличаются, допустим, стоимость тонны сжиженного природного газа или нефти от стоимости тонны оловянного, золотого концентрата, от стоимости продукции "Норникеля" (MOEX: GMKN). В этом случае, на наш взгляд, необходимо поменять критерии оценки эффективности работы транспортной системы Северного морского пути в части транспортировки минеральных ресурсов. Необходим переход от валовой оценки в миллионах тонн к стоимостной", - пояснил он.
Ранее сообщалось, что компании-перевозчики по Северному морскому пути заключили соглашения с Минвостокразвития и Росатомом о ежегодном объёме грузопотока по СМП. Речь идет об объемах грузоперевозок, которые входят в План развития СМП до 2035 года, утвержденный правительством 1 августа 2022 года. Документы подписали ПАО "Роснефть", ПАО "Газпром нефть" MOEX: SIBN), ПАО "НОВАТЭК" (MOEX: NVTK), а также ГК "Росатом", ПАО "ГМК "Норильский никель", ООО "Северная звезда", ООО "Горнодобывающая компания Баимская".
Согласно распоряжению правительства, прогнозируемый объем грузов по Севморпути с "Восток Ойла" "Роснефти" (MOEX: ROSN) в 2024 году составит 30 млн т, к 2035 году он увеличится до 100 млн т; с "Нового Порта" "Газпром нефти" (MOEX: SIBN) в 2023 году - 6,14 млн т с постепенным снижением к 2035 году до 2,09 млн т.
"НОВАТЭК" на протяжении 2023-2035 годов планирует обеспечить грузопоток с проекта "Ямал СПГ" примерно в 20 млн т ежегодно, с "Арктик СПГ-2" - 3,6 млн т в 2023 году с ростом до 21,2 млн т к 2026 году и сохранением объемов до 2035 года, с "Арктик СПГ-1" - 2,3 млн т в 2027 году и последующим увеличением до 21,5 млн т к 2035 году, с Обского ГХК - 0,6 млн т в 2024 году с увеличением к 2026 году до 5,2 млн т и сохранением объемов до 2035 года.
Прогнозируемый объем грузов "Норникеля" в 2023 году составит 0,96 млн т, к 2025 году он вырастет до 1,08 млн т и сохранится в данном объеме до 2035 года. "Северная звезда" планирует начать транспортировку по Севморпути 1,8 млн т грузов в 2023 году, к 2029 году увеличит объем до 12 млн т и сохранит его до 2035 года.
Президент РФ Владимир Путин ранее заявлял, что планы развития грузопотока по Севморпути не должны сдвигаться по срокам, остаются в силе цели роста грузопотока по СМП до 80 млн тонн в 2024 году.