Станции или подстанции? Михаил ОшеровВчера, 10 октября, впервые с 24 февраля этого года (даты начала специальной военной операции – СВО) Россия начала воевать -настоящему. Были нанесены ракетные удары по целям на территории всей Украины, на Донбассе наши освободили населенные пункты Терны, Торское и Новосадовое. Как было подчеркнуто в заявлениях российских руководителей, нанесение ударов по объектам инфраструктуры Украины было осуществлено в ответ на украинское нападение на Крымский мост между Кубанью и Крымом.
Удары были нанесены по тепловым электростанциям (ТЭС), теплоэнергоцентралям (ТЭЦ) и подстанциям с уровнем напряжения до 330 кВ. Энергосистеме Украины был нанесен временный незначительный ущерб. Так, например, во Львове была поражена подстанция Львов-Южная (эффектный момент попадания ракеты и взрыва даже оказался запечатлен на видеорегистраторе проезжающего мимо автомобиля), после чего весь Львов погрузился во тьму, была полностью прекращена подача горячей воды и частично – холодной воды. Эффектные кадры неосвещенного вечернего Львова широко разошлись по интернету. Но к ночи электропитание во Львове было восстановлено полностью, суммарный ущерб от этой эффектной акции оказался меньше стоимости самой ракеты.
В чем проблема неэффективности такого рода атак? В выборе малосущественной цели. Электрическая подстанция – это просто-напросто большой трансформатор с кучей отходящих от него проводов. Для восстановления подстанции не требуется больших усилий – нужно просто заменить трансформатор и подключить его к проводам (да простят меня за этот стиль изложения мои бывшие преподаватели нашего Ленинградского электротехнического института, где я учился еще в советское время).
Для нанесения существенного ущерба энергосистеме противника необходимо выбирать совсем другие цели – не малозначительные подстанции, а либо крупные узловые подстанции 750 кВ, уничтожение которых обрушит сразу несколько областных энергосистем, или же собственно генерирующие мощности – машинные и турбинные залы ТЭС и ТЭЦ. Уничтожить такие объекты обычными крылатыми ракетами сложно –здания ТЭС и ТЭЦ имеют повышенную степень защиты, в отличие от обычных сарайчиков подстанций, но именно для таких целей у нас существуют ракеты «Кинжал». Да, они стоят намного дороже обычных крылатых ракет, но приз в этой игре гораздо выше – уничтожение генерирующей станции ликвидирует подачу электроэнергии в регион в принципе и надолго. США при нападении на Югославию уничтожили свыше половины югославских станций, после чего продолжение сопротивления агрессии США стало практически невозможным.
Не нужно тратить крылатые ракеты на удары по электрическим подстанциям – это эффектно, но не эффективно. Гораздо эффективнее уничтожать генерирующие мощности – ТЭС, ТЭЦ, наносить удары по подстанциям АЭС до их полного заглушения – так, как украинцы поступили с Запорожской АЭС. Не стоит тратить впустую десятки дорогих «Калибров», нужно один раз ударить более дорогим «Кинжалом».
Михаил Ошеров
https://rusvesna.su/news/1665496024https://rusdozor.ru/2022/10/12/stancii-ili-podstancii_1206505/Вторая мировая война,
Германия,
Донбасс,
Европа,
Крым,
НАТО,
Россия,
США,
Сталин,
Украина,
Черное море,
будущее,
война,
газопровод,
геополитика,
гражданская война,
дипломатия,
железные дороги,
кризис,
общество,
переговоры,
политика,
прогноз,
связь,
стратегия,
транспорт,
управление,
энергетика