На саммите G20 состоялось одно из главных событий - двусторонние переговоры Джо Байдена и Си Цзиньпина.Оба лидера были уверены, что обстоятельства для встречи являются благоприятными. Си на съезде КПК смог консолидировать власть в своих руках. Байдену же удалось избежать разгрома Демпартии на выборах в Конгресс - и
он стремился показать, что его рано считать президентом - “хромой уткой”.Китайские власти очертили для США свои “красные линии”. К ним, в частности, относится продолжающаяся накачка Тайваня оружием. При этом
Си ещё месяц назад призвал США строить вместе с Китаем двустороннюю систему глобальной безопасности. То есть институционализировать противостояние двух стран - чтобы оно не переросло в прямой конфликт.
Но в Вашингтоне настрой несколько иной - там опасаются растущего влияния Китая. В этом году Поднебесная вошла в клуб стран, имеющих два и больше авианосцев. Пентагон считает, что
он проигрывает Китаю в гонке вооружений в Тихом океане. И особое беспокойство вызывают успехи Пекина в сфере стратегических вооружений - ожидается, что к 2030 году у Китая будет порядка 1000 ядерных боеголовок вкупе с гиперзвуковым оружием.
Администрация Байдена планирует и дальше усиливать противоборство с Китаем - но не доводя его до открытой войны. На саммите же
Байден воспользовался моментом, чтобы попытаться убедить Китай оказать давление на Пхеньян - в контексте тестирования баллистических ракет и возможных поставок оружия в Россию. И на Москву - в рамках украинского кризиса.
Из практических вещей
главное, к чему стремится Вашингтон - это восстановление коммуникаций в военной сфере, которые были разорваны Пекином после поездки Нэнси Пелоси на Тайвань.
Китай требует, чтобы такие визиты больше не повторялись. Однако вскоре спикер Палаты представителей поменяется - им, вероятно, станет лидер республиканцев Кевин Маккарти.
Он уже обещал посетить Тайвань - и может сделать это хотя бы в пику Байдену, сведя на нет любые его договорённости с Си на сегодняшнем саммите.
//Малек Дудаков