Россия обладает одной из сильнейших спецслужб мира
Об авторе: Леонид Петрович Решетников – генерал-лейтенант СВР (в отставке), руководитель объединения историко-просветительских организаций «Наследие Империи».
Леонид Решетников служил во внешней разведке с апреля 1976 по апрель 2009 года. Фото с сайта
www.kremlin.ruСлужба внешней разведки – важный фактор в обеспечении национальной безопасности. Зона ее ответственности – дальнее зарубежье, по которому она и работает. Задача – обеспечение нашего руководства информацией о планах, намерениях иностранных соперников, противников, или, как их еще называют, партнеров.
Это очень важно, потому что коллективный Запад, прежде всего США и Великобритания, ведут линию на ослабление позиций России, более того – на превращение нашей страны в третьеразрядное государство, с территориальными потерями, с потерей влияния на международной арене и даже в регионах. Подобная линия продолжается десятилетиями, если не столетиями. Поэтому внешняя разведка играет большую роль в защите государства и в обеспечении его безопасности.
Германские спецслужбыСпецслужбы ФРГ на данном этапе – противники. Они всегда оставались нашими противниками.
Я одно время был руководителем управления внешней разведки по контактам с иностранными спецслужбами. Мы пытались наладить контакты с БНД и другими спецслужбами Германии. В частности, вместе прорабатывали операции по наркотрафику, международному терроризму. Какие-то контакты были возможны, и обмен информацией, но при этом спецслужбы Германии работали, они и обязаны это делать, по России.
Они работали не только ради получения информации, но и ради проведения акций, ослабляющих наши позиции на международной арене, а также внутри страны с целью дестабилизации обстановки. По линии спецслужб с немцами были трудные взаимоотношения.
Британские спецслужбы – старые врагиБританские спецслужбы – старые противники нашей разведки и армии. В отличие от немцев и других спецслужб они очень хорошо работают, даже в отличие от американцев. Они видят угрозу в усилении России, считают, что наша страна должна быть вытеснена как можно дальше на Восток. Они интересуются работой по русскому возрождению, русской национальной идее.
Сотрудники МИ-6 – специалисты по этим вопросам. Они добывают ту информацию, которая находится не только у высшего руководства, но и у руководителей областей.
В конце 90-х годов был визит в Россию руководителя МИ-6 сэра Спединга, с ним был мистер Скарлет – будущий руководитель МИ-6 . Он попросил отвезти его в Троице-Сергиеву лавру, послушал экскурсию. Сэр Спединг проявил обширные знания русской истории и литературы, причем той ее части, которую знают немногие. Я представлял ему писателя Владимира Ивановича Крупина. Спединг сказал, что не только его знает, но и назвал характер творчества его произведений.
Спецслужбы Объединенного Королевства работают по России глубоко. Британцы действуют не по законам современных разведок и контрразведок, они сильно углубляются в идейную сферу. Доброжелательных отношений между спецслужбами не бывает. Даже во взаимоотношениях между спецслужбами стран НАТО остается сегмент работы по своим союзникам.
Во Вторую мировую войну были взаимоотношения между разведками, но контакты были минимальны, информацию направляли руководителю страны. Какого-то автономного обмена информацией не было. Решил Черчилль – отправил информацию руководству нашей страны. Решило наше руководство – оно информировало британцев. Взаимодействия не было.
Сотрудничество с британцами было во второй половине 90-х годов. Это взаимодействие было регулярным по вопросам терроризма, по вопросам горячих точек. Такие контакты необходимы.
СВР сама не может вернуть эти контакты. Ее задача – сбор разведывательной информации в отношении нашего противника. Это не ЦРУ, которое является корпорацией по проведению переворотов. Британская разведка является разведкой типа ЦРУ. Она очень умело проводит свои акции по всему миру.
ФранцияМы потеряли возможность для нормального диалога с Францией, возможность для нормальных экономических отношений, для культурного обмена. Было время, когда де Голль и Жак Ширак пытались удержать страну в рамках французского патриотизма, все это закончилось. Индивидуальное лицо Франции стало затираться. Французское своеобразие не проявляется как раньше.
Россия и США враги навсегдаЭлита США делится на две части: есть американские националисты в лице Трампа сейчас, и есть интернационалисты в лице Байдена. Есть люди, которые говорят, что Америка превыше всего, но мы не должны отвечать за весь мир. А есть люди, которые говорят, что США – руководитель всего мира. Если к власти придут люди, которые хотят сосредоточиться только на Америке, то ситуация изменится. В противном случае мы будем оставаться жесткими противниками.
С американскими спецслужбами были отношения. Был визит директора ЦРУ Тенета в 2000 году. Я участвовал во всех переговорах с ним. Переговоры были не только конструктивные, но и предметные. Когда я провожал Тенета, спросил, доволен ли он. Получил ответ: «доволен, но вам, русским, мы никогда не будем верить, потому что вы азиаты».
То же говорил заместитель госсекретаря Томас Грэм. У него был хороший русский язык, и он думающий человек. Сказал, что у США есть божественная миссия – руководить всем миром. Если они от нее откажутся, то распадутся. Это наша национальная идея, сказал он. Если вы согласитесь с этим, у вас все будет хорошо. Если нет, мы никогда не договоримся.
США не договороспособная страна, с ними невозможно ни о чем договориться. Если с ними о чем либо договариваешься, они завтра отменяют договор под предлогом, что это противоречит их национальной идее. В частности, у нас были консультации по Ираку.
Они объясняют, что нужно убирать Саддама Хусейна. Мы войдем в Ирак, введем там демократию. Я говорю американцам: «Посмотрите, что собой представляет Ирак. Там курды, шииты, сунниты. Страна развалится». «Нет вы не понимаете», – отвечают американцы. Демократия – универсальное средство. Все проблемы решаются». Я им говорю: «Там тысячелетние проблемы. Они не решаются по схеме, а вы предлагаете схему». Потом оказалось, что американцы развалили страну.
СВР не самостоятельная организация. Какова позиция России, такова и позиция СВР, поскольку это инструмент нашего государства. В 1990-е годы наше руководство делало американцам максимальные уступки. СВР предупреждало руководство страны своими заключениями. Мы посылали наверх свои документы, которые свидетельствуют о том, что американцам верить нельзя. И они готовят свои акции, направленные на подрыв нашей независимости и самостоятельности.
Cлавянский мирСВР снабжала наше руководство информацией по этим странам. Потеряла их Россия.
Абсолютно точно мы их потеряли. Россия их потеряла, как только от них ушла. Это случилось когда Борис Ельцин провозгласил политику «куда хотите, туда идите».
Хотя некоторые страны на самом высоком уровне, такие как Словакия и Болгария, обращались к нашему руководству, даже лично к Ельцину: «Помогайте нам, мы ни в какое НАТО не пойдем». Последовал четкий и ясный ответ тому же Виденову, руководителю Болгарии, который приехал к Ельцину с пакетом предложений: «Идите в НАТО, мы сами туда пойдем». СВР способствовала этим контактам, чтобы прорусски настроенные политики приезжали, чтобы договаривались. Но они получали от правительства пинком под зад.
Были обращения и от сербов, причем лично от Милошевича. Последовали предложения и от Словакии, от премьера Мечьяра. Веденов приехал с планом развития экономических отношений и получением помощи. Он сказал, если этот план будет претворен в действие, мы в НАТО и ЕС не войдем. Мы ориентированы на Россию, мы готовы пойти с Россией. Мечьяр просил небольшие дотации в металлургический завод, поддержать две обувные фабрики, и сказал: пока я у власти, это ближайшие пять лет, Словакия в НАТО не войдет.
Ельцин сказал, что нам это не интересно. Когда эмиссару Мечьяра передали это, он заплакал. Он был руководителем словацкой спецслужбы.
ШОС и БРИКССВР обеспечивает руководство информацией, что такие-то страны хотят вступить в организацию, такие-то страны мешают расширению ШОС.
Великобритания предпринимает шаги, чтобы подорвать престиж ШОС.
Если будет поручение от руководства что-либо передать, то СВР передает. В частности, у меня было устное послание для Саддама Хусейна, и я поехал в Ирак и передал послание начальнику кабинета. Бывает так, что сложно в какую-то страну что-либо передать, тогда используют каналы СВР. ШОС – это политическая организация, в ней работают политики, первую скрипку играет МИД. Продолжается линия партнерских связей между спецслужбами стран ШОС. Есть контакты, обмен актуальной информацией по таким направлениям, как международный терроризм, международный наркотрафик, горячим точкам – как избежать взрыва.
ШОС – политическая организация в отличие от НАТО. ШОС это противовес Западу, его политике, его международным организациям. НАТО сосредотачивается исключительно на России, все их планы и войска сконцентрированы на России, а не на Китае. Страны ШОС далеко находятся от НАТО.
Американцы пока только пытаются создать блок против Китая. Они подтягивают в блок Великобританию, Австралию, Японию. На базе ШОС объединиться не получится против НАТО, у этой организации другие задачи. Того, что страны ШОС занимают по отношению к России лояльную позицию, достаточно, чтобы Россия проводила в Европе и Америке нужную ей политику и была спокойна за свой тыл.
Со спецслужбами стран БРИКС у нас хорошие, партнерские взаимоотношения.
УкраинаСВР мало работала на Украине, поскольку зона ее ответственности – Запад. Действия СВР сводились к тому, чтобы добыть планы Запада в отношении Украины. Эта страна находилась под наблюдением других спецслужб России. Что касается Украины, она была потеряна 100 лет назад, когда создали Украину как республику. Раз мы развивали эту территорию как самостоятельную внутри СССР, это привело к попыткам оттолкнуться от России в культурном и политическом смысле. Это не просто ошибка Кучмы или Порошенко. Эта история вырастала из нашего ошибочного подхода усилить Украину нашими землями, которые к Малороссии никакого отношения не имели. Мы сами заложили эту мину, и она взорвалась. Об этом говорил президент РФ Владимир Путин. Об этом знали и на Западе, и еще в 80-е годы проговаривались. В частности, в беседе нашего посла в ФРГ Квицинского с вице-канцлером ФРГ Штраусом. Так вот, в 1985 году Штраус заявил: «Ваша страна распадется. Невозможно существовать государству, в котором 15 государств со своими флагами, гимнами и парламентами». «У вас в Германии то же самое», – ответил Квицинский. «Нет, – сказал Штраус, – у нас объединение на территориальной основе, а у вас на национальной». Сначала мы создали украинскую нацию, а на этой почве раскрутили национализм, антироссийские взгляды. Мы через сто лет столкнулись с фактом, что Украина стала тараном коллективного Запада. Украину нельзя вернуть в фарватер российской политики, можно лишь присоединить южнорусские земли к России. Президент Путин опубликовал статью «Мы один народ», а не два братских народа. Так было в Российской империи до 1917 года. Так, например, когда мы отступили из Галиции в 1915 году, то вместе с русской армией ушло шесть миллионов человек – половина населения Галиции. Все носители русской культуры. Если мы один народ, зачем существование еще одного государства? Чтобы раскручивать идею реванша? Народы, не связанные между собой, пытаются создать свою государственность. А как ее создать народу, который является частью русского народа? Надо жестко отталкиваться. Поэтому они превращаются в Антироссию. Я не верю в переход Украины в состояние дружеского государства. Коллективный Запад будет вооружать Украину, даже если уйдет Зеленский. Независимая Украина – это проект Австро-Венгрии и Германии Бисмарка. Потом эту идею подхватили американцы и англичане. СВР в этой ситуации может добывать сверхсекретную информацию.
Ссылка