Российская наука, образование и перспективы.
491,743 1,659
 

  al_mt ( Слушатель )
02 дек 2009 13:01:10

Тред №169725

новая дискуссия Дискуссия  151

Увы. Учебники начали деградировать гораздо раньшеГрустный
У вас уже были по математике задачки на вписывание циферок в квадратики?

Я это к чему. Современные учебники начали модифицировать отталкиваясь от европейских, а там уши растут от "истинно верного" учения французской школы Бурбаки. Сама школа Бурбаки - рулез, но во-первых, всё хорошее со временем портиться, а во-вторых, шаловливые ручонки школьно-чиновных образователей и не такое загробят.
В результате, появилась масса задачек, выглядящих "вписать значение в квадратики". У этих задач есть две стороны: с одной  - они идеально стыкуются с ЕГЭ, с другой - абсолютно непригодны для обучения.

Попробую изложить почему, заранее извиняюсь за возможную корявость слога.
Эти задачки:
а) Слишком сложны
б) Слишком абстрактны
Задачки типа "магических квадратов" слишком сложны, просто по количеству операций, которые нужно проделать для их решения. При этом человеку набившему руку (а составитель учебника всегда "набивший руку"), они напротив кажутся простыми и он даже непроизвольно "уплотняет" - даёт больше задач на более короткое время.
Что делать учащемуся? Правильно - зазубрить алгоритм и тренироваться. При этом все операции производятся над голыми цифрами и в голове учащегося НЕ возникает ни какого "мостика" с реальностью. В результате он не способен применить даже заученный алгоритм даже на совершенно аналогичной, но иначе сформулированной задаче!! Это я из личного печального опытаГрустный
А вот с ЕГЭ как раз получается всё в полном порядке - там нужно решить точно такие же задачки.
В результате учат хорошо решать задачки, которые пригодятся один раз в жизни - при сдаче ЕГЭ. У людей развивается клиповое сознание и одновременно убеждённость в собственной "образованности". В общем всё не просто плохо, а ещё хуже.

P.S. Я говорю о математике, ибо технарь, но смутно подозреваю (на основании вышеуказанных проблем с ЕГЭ-отличниками), что с русским языком всё обстоит примерно аналогично, т.е. даже отлично сданный ЕГЭ совершенно не гарантирует способности грамотно написать связный текст.

А/У на усмотрение модератора. Диалог с Zeppelin может быть полезным но ИМХО некоторый офф...

Я т-те ща как дам АУ (больно)!Подмигивающий
Наконец-то нашёлся хоть один человек, которому не влом кратко и ясно сформулировать настолько очевидные (по крайней мере, для старшего поколения) вещи - и тут же туда же, АУкаться...Подмигивающий
Вмемориз (или в FAQ по данной теме), однозначно...Подмигивающий

С уважением,
Мимохожий
Отредактировано: Мимохожий - 08 дек 2009 12:14:49
  • +0.08 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  zeppelin ( Слушатель )
02 дек 2009 14:24:00


Ёмае. Нормальные учебники у нас были, с доказательствами теорем, задачами разной сложности.

Циферки в квадратики - это в части "В" ЕГЭ. Когда нужно задачу решить и вписать правильный ответ. Сложность задач повыше, чем в А, поэтому угадыванием не обойтись. В то же время, сложность такова, что ход неправильного решения никому не интересен - ибо а) задача стандартная б) это не школьная контрольная.

"Творчество" в части "С". Там попадались весьма сложные задачи с параметрами, которые действительно "нестандартные", ибо в школах это практически не проходят. Там нужно действительно РЕШАТЬ. И как правило, на голой смекалке не выедешь, нужно быть очень хорошо подготовленным. Поэтому, ребята-стобалльники практически всегда имеют олимпиадную подготовку.

У меня книжка есть по задачам с параметрами, в которой собраны вступительные задачи ведущих вузов страны. Хочу сказать, задачи там попадаются очень сложные и нетривиальные. Уровень ЕГЭ значительно ниже и ориентрован на усвоение массовой программы. Поэтому негодование ректоров, что МГУ уравняли с провинциальными вузами, я могу понять. Но с другой стороны, никто ведь олимпиады не отменял, правильно?

ЦитатаЗадачки типа "магических квадратов" слишком сложны, просто по количеству операций, которые нужно проделать для их решения. При этом человеку набившему руку (а составитель учебника всегда "набивший руку"), они напротив кажутся простыми и он даже непроизвольно "уплотняет" - даёт больше задач на более короткое время.
Что делать учащемуся? Правильно - зазубрить алгоритм и тренироваться. При этом все операции производятся над голыми цифрами и в голове учащегося НЕ возникает ни какого "мостика" с реальностью. В результате он не способен применить даже заученный алгоритм даже на совершенно аналогичной, но иначе сформулированной задаче!! Это я из личного печального опытаГрустный
А вот с ЕГЭ как раз получается всё в полном порядке - там нужно решить точно такие же задачки.
В результате учат хорошо решать задачки, которые пригодятся один раз в жизни - при сдаче ЕГЭ. У людей развивается клиповое сознание и одновременно убеждённость в собственной "образованности". В общем всё не просто плохо, а ещё хуже.



Я не знаю, мне кажется вы все-таки высказываете свои опасения по поводу направления в котором может двигаться школьная программа, а не реальное движение. "Западизация" в худшем смысле этого слова. Мне кажется, пока подобного не наблюдается. Во всяком случае на примере моей школы. В России существуют традиции образования, я не вижу что кто-то хочет все радикально сломать. Да и консервативное лобби в образовании есть и сильно.

Но все таки ключевые реформы осуществить надо. Особенно в сокращении числа недовузов. И принять программу развития средне-специального образования, повысить его престиж и качетство.
  • -0.43 / 2
  • АУ