ЦитатаЛетающая лаборатория на базе Як-52 впервые взлетела на испытаниях
10.12.2022
Летающая лаборатория на базе Як-52 впервые выполнила пробежки и подлеты в рамках испытаний перспективного поршневого двигателя для акробатических самолетов АПД-А, сообщили РИА Новости в пресс-службе Центрального института авиационного моторостроения имени Баранова (ЦИАМ).
анее сообщалось, что двигатель прошел комплекс стендовых испытаний. Агрегат протестировали в том числе в перевернутом положении, чтобы подтвердить работоспособность его систем, в частности, смазки и охлаждения, при выполнении фигур обратного пилотажа.
Ранее сообщалось, что двигатель прошел комплекс стендовых испытаний. Агрегат протестировали в том числе в перевернутом положении, чтобы подтвердить работоспособность его систем, в частности, смазки и охлаждения, при выполнении фигур обратного пилотажа.
"Пробежки и подлеты – часть запланированного этапа отработки демонстратора авиационного поршневого двигателя АПД-А для легких самолетов акробатической категории. Эти испытания перспективный двигатель-"акробат" совершил в составе летающей лаборатории на базе самолета Як-52", - говорится в сообщении.
Отмечается, что в ходе испытаний в Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени Чаплыгина (СибНИА) летающая лаборатория сначала выполнила наземные гонки (когда самолет находится "на привязи"), а после - руление, пробежки по взлетно-посадочной полосе и подлеты.
Как уточнил гендиректор ЦИАМ Андрей Козлов, испытания двигателя в составе летающей лаборатории прошли штатно и подтвердили его способность обеспечить необходимые летные характеристики. По его словам, поршневые моторы, с которых начинал 92 года назад ЦИАМ, стали вновь востребованы, но уже на новом уровне технологий. Институт сейчас возобновляет как свои компетенции, так и отраслевую кооперацию по созданию семейства российских авиационных поршневых двигателей.
На следующем этапе конструкцию двигателя доработают по результатам проведенных испытаний на наземном стенде. Летные испытания мотора в составе летающей лаборатории продолжатся, добавили в пресс-службе.
Двигатель-демонстратор АПД-А является модификацией разработанного в ЦИАМ (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") авиационного поршневого двигателя АПД-500 (мощностью 500 лошадиных сил), который был создан на базе автомобильного двигателя ЕМП (Единая модульная платформа, семейство двигателей для автомобилей Aurus). Работа над двигателем-демонстратором технологий АПД-А началась в 2020 году.
https://ria.ru/20221…99057.htmlСам двигатель:
На Як-18Т:
Параметры двигателя-демонстратора АПД-А:
Рабочий объем - 4400 см3
Взлетная мощность при 5500 об/мин - 500 л.с.
Степень сжатия - 10
Вид топлива - бензин (98)
Удельный расход топлива на крейсерском режиме - 200 г/л.с.ч
Назначенный ресурс - 1500 ч
Масса двигателя - менее 300 кг
____________________________________________________________
Кстати, этот двигатель отлично подойдёт не только для новых акробатических самолётов Ларос-31 (дальнейшее развитие Су-31М), но и для учебно-тренировочных Як-152 и для тяжелых ударных БПЛА Альтиус-У. Радует, что двигатель уже прошел стендовые испытания и полетел!
Если всё получится, АПД-500/АПД-А может стать уникальным современным серийным бензиновым авиадвигателем мощностью 500-550 л.с.
Его основные конкуренты: 12-цилиндровый дизельный RED A03-003 - 500 л.с.(масса 357 кг, до сих пор в ранге экспериментального), 8-цилиндровый Lycoming IO-720 - до 400 л.с. (выпускается без особых изменений с 1961 года), Continental IO-550 - до 375 л.с. (выпускается с 1983), Lycoming IO-540 - до 360 л.с. (выпускается с 1963), 8-цилиндровый дизельный Thielert Centurion 4.0 - до 350 л.с. (масса 286 кг). Есть ещё штучные кастомные перефорсированные спортивные/экспериментальные движки мощностью под 1000 л.с., но это своя ниша.
Все остальные современные поршневые авиадвигатели гораздо более скромной мощности. Самый мощный из Ротаксов имеет мощность до 140 л.с., Jabiru - 120 л.с. Большинство некогда поршневых самолётов вроде Beechcraft King Air или Piper PA-46 постепенно переходят на турбовинтовые движки P&W PT6A или Honeywell TPE331.