интересная статья РУССКИЕ ШКОЛЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ,из выступления на III Всемирном конгрессе российских соотечественников, Москва
Полностью см.
http://www.eurasianh…p;pid=2248Поднимая тему образования в ближнем зарубежье, мне уже не раз приходилось писать и высказывать свою точку зрения на понятие «русская школа». В России в настоящее время нет понимания того, что за рубежом школы с русским языком обучения и русские школы – это далеко не синонимы, но две большие разницы. Рад, что сегодня мою точку зрения уже разделяют многие. В турецких лицеях, количество которых только в Киргизии перевалило за десяток, преподавание тоже ведется на русском языке. Но у кого повернется язык назвать их русскими школами?
Не секрет, что сегодня в угоду западным донорам в школах и вузах реализуются программы по навязыванию новых «ценностей» и «культурных ориентиров». В итоге нам на смену идет поколение, для которого и совместная история в составе СССР, и нынешняя Россия – абстрактность, строка в учебнике, не более. В результате такого подхода меняются ценностные ориентиры. Дети перестают понимать, что такое хорошо и что такое плохо с позиций русской культуры и русской цивилизации. Постепенно для них становится нормой чуждая ментальность, чуждые ценности. Мы не беремся утверждать, что эти ценности абсолютно плохи. Но в итоге именно наши дети зависают меж двух культур. И все это не так уж безобидно, как показывает мировой опыт хотя бы минувшего века.
На мой взгляд, поднимаемый вопрос характерен и для самой России, но именно в диаспоре размывание русскости не только особенно наглядно, но и происходит практически на наших глазах, при жизни одного поколения.
К большому сожалению, в новейший период истории, не знаю целенаправленно ли и чьими усилиями, была опорочена идея патриотизма. А между тем, вполне очевидно, что если наши дети не научатся любить Россию, русскую культуру и свой родной язык, то рано или поздно перестанут идентифицировать себя русскими людьми, и Россия в очередной раз потеряет шанс создать эффективную диаспору.
И путь решения проблемы напрашивается сам, и, думается, он вполне очевиден.
На мой взгляд, весьма актуальным и необходимым на сегодня является вопрос создания в регионе системы киргизско-российского, таджикско-российского и т.д. образования по интегрированным программам и учебникам. Именно поэтому в 2006 году нами была разработана Концепция создания Русской гимназии в г.Бишкеке. Сеть подобных учебных заведений будет гарантировать получение образования на русском языке в среде русской культуры. Кроме того, такие школы должны быть открыты для обучения детей всех национальностей, для которых такое образование будет, безусловно, привлекательным. Создание или, вернее, воссоздание системы русского образования в ближнем зарубежье должно отталкиваться от реалий и производиться на условиях, тождественных внутрироссийским, т.е. в том числе и на условиях самофинансирования. Необходимо при этом обеспечить грантовую или бюджетную поддержку талантливых детей из бедных семей.
В конце концов, вопрос заключается только в том, чего хочет Россия от диаспоры.