Казахстан & С А
3,053,662 12,932
 

  Tassay ( Слушатель )
03 дек 2009 10:37:48

Тред №169971

новая дискуссия Дискуссия  212

интересная статья РУССКИЕ ШКОЛЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ,из выступления на III Всемирном конгрессе российских соотечественников, Москва
Полностью см. http://www.eurasianh…p;pid=2248

Поднимая тему образования в ближнем зарубежье, мне уже не раз приходилось писать и высказывать свою точку зрения на понятие «русская школа». В России в настоящее время нет понимания того, что за рубежом школы с русским языком обучения и русские школы – это далеко не синонимы, но две большие разницы. Рад, что сегодня мою точку зрения уже разделяют многие. В турецких лицеях, количество которых только в Киргизии перевалило за десяток, преподавание тоже ведется на русском языке. Но у кого повернется язык назвать их русскими школами?

Не секрет, что сегодня в угоду западным донорам в школах и вузах реализуются программы по навязыванию новых «ценностей» и «культурных ориентиров». В итоге нам на смену идет поколение, для которого и совместная история в составе СССР, и нынешняя Россия – абстрактность, строка в учебнике, не более. В результате такого подхода меняются ценностные ориентиры. Дети перестают понимать, что такое хорошо и что такое плохо с позиций русской культуры и русской цивилизации. Постепенно для них становится нормой чуждая ментальность, чуждые ценности. Мы не беремся утверждать, что эти ценности абсолютно плохи. Но в итоге именно наши дети зависают меж двух культур. И все это не так уж безобидно, как показывает мировой опыт хотя бы минувшего века.

На мой взгляд, поднимаемый вопрос характерен и для самой России, но именно в диаспоре размывание русскости не только особенно наглядно, но и происходит практически на наших глазах, при жизни одного поколения.

К большому сожалению, в новейший период истории, не знаю целенаправленно ли и чьими усилиями, была опорочена идея патриотизма. А между тем, вполне очевидно, что если наши дети не научатся любить Россию, русскую культуру и свой родной язык, то рано или поздно перестанут идентифицировать себя русскими людьми, и Россия в очередной раз потеряет шанс создать эффективную диаспору.

И путь решения проблемы напрашивается сам, и, думается, он вполне очевиден.

На мой взгляд, весьма актуальным и необходимым на сегодня является вопрос создания в регионе системы киргизско-российского, таджикско-российского и т.д. образования по интегрированным программам и учебникам. Именно поэтому в 2006 году нами была разработана Концепция создания Русской гимназии в г.Бишкеке. Сеть подобных учебных заведений будет гарантировать получение образования на русском языке в среде русской культуры. Кроме того, такие школы должны быть открыты для обучения детей всех национальностей, для которых такое образование будет, безусловно, привлекательным. Создание или, вернее, воссоздание системы русского образования в ближнем зарубежье должно отталкиваться от реалий и производиться на условиях, тождественных внутрироссийским, т.е. в том числе и на условиях самофинансирования. Необходимо при этом обеспечить грантовую или бюджетную поддержку талантливых детей из бедных семей.

В конце концов, вопрос заключается только в том, чего хочет Россия от диаспоры.
  • +0.50 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Библиотекарь ( Слушатель )
03 дек 2009 17:26:16


Тема очень интересна, ибо нам, русским (славянам), очень важно понять во что превратилось, так называемое русское школьное образование в Азии и в частности в Казахстане.
На мой взгляд , русского (российского) образования в школах нет. Есть школы где славяне получают знания казахских горе педагогов на русском языке. Составители учебников, методичек и пр. в современном Казахстане никогда не являлись русскими, во всяком случае по духу. Руководство всяких министерств, утверждающих программы, ГОРОНО,  так же как и школ и учителей представлено, в подавляющем большинстве национальными кадрами молодого государства. Любой русский учитель несёт должностную ответственность, в конечном итоге, перед казахским руководством.
Наши русские учителя сумели адаптироваться к нынешней ситуации и порой в своей квалификации ни в чём не отличаются от своих коллег. Другими словами русское образование быстро деградирует и даже близко не соответствует советскому в нац. республиках.
Возникает вопрос, на сколько правомерно называть такие школы русскими?
  • +0.39 / 4
  • АУ