А затык в самом понятии "качество образования". Образование - это не молоко, которое может прокиснуть и не колбаса могущая протухнуть. Понятие "качество", выглядит несколько... упрощённо.
На самом деле всё зависит от целеполагания. Как писал по этому поводу Г. Кузнецов "...советская школа воспитывала гармоничную творческую личность, и каждая продавщица, тоскливо обвешивающая покупателей, была искренне уверена, что она и есть гармоничная творческая личность, вот только не повезло попасть на глаза режжисёру. А в америке воспитывают счастливых людей. И в результате негр - чистильщик сортиров, сияет счастьем на их фоне как надраенный кафель: "А мой сортир - самый чистый!..."
Так что слова приписываемые Фурсенко, о необходимости воспитания потребителей вполне актуальны - рабы тоже нужны >:( Но моему социальному классу потомственной технической интиллигенции - это не нравится
Теперь к практике. Подход к обучению должен вытекать из политики и экономики. Сырьевая экономика, даже "энергетической империи" требует относительно небольшого количества специалистов, причём в плане ближнего прицела оных экономически даже выгоднее импортировать. В среднем и дальнем - уже хуже. Производство китайского типа - в общем тоже. А вот многоукладная экономика, включающая в себя полные циклы сложных производств (авиация, автотранспорт, электроника) - уже всё... Вон на US посмотрите. Они "доосчастливливались". Софтверная индустрия пока держится в силу специфики, а авиация только на попилах.
В общем главная проблема, то что система всеобщего образования должна готовить одновременно "счастливых работяг" и "неудовлетворённых творцов", требования к тем и другим зачастую полярно противоположны!
Что касается места ЕГЭ среди причин и следствий... Знаете, когда горный обвал начинается, то конкретный камень тяжело обвинить в том, что "он причина"
Но в отношении ЕГЭ хотя бы парочка чётких причинно-следственных связей прослеживается:
а) ЕГЭ - аттестационный экзамен
б) Значит чтобы получить хороший старт, нужно хорошо подготовиться к ЕГЭ
в) Значит получаем систему образования, которая
только готовит к ЕГЭ
При этом ЕГЭ - очень плохой способ аттестации.
Спрашивается, нафига козе такой баян??