Проводы трамвая устроили жители Усть-Илимска. Вагоны забивают буквально под завязку, а на замёрзших стёклах пишут прощальные слова. Трамвайная линия работала в городе с 1988 года, но теперь владельцы посчитали её обслуживание невыгодным.
Закрывается одна из самых красивых трамвайных линий России, находящаяся в городке Усть-Илимск, что в Иркутской области. Маршрут был проложен через тайгу, чтобы возить рабочих на лесопромышленный комплекс. Такого больше нигде нет! Но теперь трамвайную линию закрывают – тихо и практически незаметно. Трамваи и пельмени. Сегодня трамвай отправится в свой последний рейс, потом вагоны будут перевозить только рабочих, а с 1 января в городе демонтируют всю трамвайную инфраструктуру и пустят автобусы. Желающие прокатиться на трамвайчике в последний раз выстраиваются в длинные очереди. – В 1988 году я открывал движение трамвая в Усть-Илимске. Когда мы обкатывали вагоны и стажировали молодёжь, был такой же ажиотаж! – вспоминает сотрудник депо Александр Волосатов. – Ещё больше народу собиралось, и все просились прокатиться. Помню, я катал пассажиров, а остальные водители катать не хотели, так как официально маршрут ещё не был открыт. И вот люди придумали натаскивать на рельсы старые шины и доски, чтобы насолить тем, кто не хотел их катать, но потом видели мой трамвай, сами разгребали свои баррикады и, счастливые, ехали кататься. Водители на меня сердились за это, но я всё равно катал. На обед останавливались напротив пельменной и шли обедать. Какое счастливое было время! Таёжный вагоновожатый. Ольга Сюзева работает водителем трамвая с 2019 года. У неё трое детей, она воспитывает их одна и считает, что ей очень повезло с работой. Ежедневно Ольга встаёт в полпятого утра и под пение птиц отправляется в депо, чтобы весь день возить пассажиров, которые стали для неё как родные. – Многие ещё с остановок машут рукой, когда я подъезжаю. Со многими просто разговариваем, когда есть свободное время. Самые доброжелательные обязательно при каждой встрече пожелают хорошего дня и настроения, – рассказывает Ольга Metro. – Что буду делать, когда трамвай уберут? Пока не знаю... Надеюсь, что не уберут – и я с новыми силами вернусь к своей любимой профессии! Вдруг стал ненужным. Изначально трамвайное управление входило в состав лесопромышленного завода. Доставку своих работников предприятие оплачивало, но реконструкции путей и вагонов за эти десятилетия так и не было. В 2003 году трамвайное управление передали в ООО «Илимлестранс». В 2020 году начали разрабатывать проект модернизации, однако после скрупулёзных расчётов было принято решение в пользу автобусов. – Трамвайный парк действительно не обновляли 34 года, но закрывать линию – это уж слишком, – рассказывает Metro местный житель Руслан Брезицкий. – Остановка трамвая находится рядом с моим домом, и, если мне нужно заехать на завод, мне проще и быстрее сделать это на трамвае. Да и сам трамвайчик создаёт какое-то душевное спокойствие. Видишь, как он бегает, и понимаешь, что город живёт, работает. Жители Усть-Илимска даже записали видеообращение, в котором они просят руководителя СК РФ Александра Бастрыкина помочь спасти трамвай. «Разрушение трамвайной линии – это преступление против нашего города, это настоящая катастрофа!», – говорится в обращении. В пресс-службе СК РФ сообщили, что начата доследственная проверка на предмет превышения должностных полномочий, а Бастрыкин поручил руководителю СУ СК по Иркутской области Анатолию Ситникову доложить о результатах.
ФАКТЫ О ТРАМВАЕ Ходит только по одному маршруту – от лесоперерабатывающего завода в город, до 9-го микрорайона. Может разгоняться до 56 км/час (против 20 км/ час у обычного трамвая), из-за чего считается «скоростным». Протяжённость маршрута – около 15 километров. Занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый северный трамвай в мире.