Цитата: С. Попов от 13.01.2023 08:04:37За что пост минусуют, интересно? Мне нравится как на авантюре за 15 лет общий уровень кругозора народа снизился. У меня есть версия, почему, и это не про уровень школьного образования. Боюсь, если озвучу, улечу в бан надолго.
св. Патрик не католик, когда он нёс слово божие, не было разделения церквей. И за века до прихода христианства на Русь из Византии, он, возможно, миссионерствовал на наших северных землях, если не сам, то ученики
Ну как вам сказать, не минусовал, но объясню - человек не понимает сути. Представьте, во времена Союза на территории УССР была расквартирована бригада, которая имеет славный боевой путь. А с 2014 эта бригада методично обстреливает Донецк. Некий человек после 2014 служил в ней добровольцем и тут появляется его защитник, который говорит - а че таково, мой дед в ней фрицев бил. Вроде по форме правильно, а по сути - издевательство.
К сожалению многие люди не понимают суть термина Православие, поэтому разбрасываются им и склоняют на свое усмотрение. Православие не тождественно закостенелости, оно не зациклено на датах или обрядах. Попробую объяснить.
Православие не зациклено на обрядах, да даже на некоторых важных для фундаменталистах вещах. Так было и так есть, например, христианстве есть подвижные (Пасха) и неподвижные (Рождество) праздники. Связано это было с тем, что во времена Христа Империя жила по Юлианскому (солнечному календарю), но дата распятия Христа не была указана, сказано лишь что на иудейскую Пасху. А иудеи ее считали по лунному календарю. Поэтому христианская Пасха праздновалась от иудейской. Новый год в империи считался от равноденствия, это приводило к тому, что христианская Пасха периодически праздновалась 2 раза в год, а иногда год и вовсе без Пасхи проходил. Это безобразие решили пресечь на 1 Вселенском Соборе. Постановили Пасху считать от равноденствия, первой полной луны, следующего за ним воскресенья. Но вскоре выяснилось, что Рим, Антиохия и Александрия пользуются разными лунными календарями с разными циклами, отчего празднование Пасхи разъезжается, иногда значительно. Примерно до 5 века договаривались о общем дне, потом забили и каждый праздновал по своему, но это ни как не мешало считать друг друга православными. В 1923 году греки на своем Соборе (где некоторые церкви, включая нашу отсутствовали) ввели Новоюлианский календарь. В 1948 на Всеправославном совещании в Москве решили, что неподвижные праздники каждый празднует по своему стилю, а Пасху все высчитывают по Юлианскому календарю, по Александрийской пасхалии. Мы, сербская, иерусалимская, польская церкви празднуем Рождество Христово 7 января, остальные 25 декабря по Григорианскому календарю. И в этом нет ничего предосудительного. Более того, перед революцией в РИ была созвана комиссия, которая разработала новый календарь (Николаевский), он был более точен чем Григорианский и более поздний Новоюлианский (вроде день набегал раз в 100 тыс. лет), предполагалось перейти на него в 1928 году.
Так что же такое православие, а что ересь? Для понимания необходимо обратиться к старому пониманию нескольких греческих терминов. Эти термины существовали до 1 Вселенского Собора, когда ни католиков, ни православных не было. Все были христианами.
Кафолическая - универсальная, идеальная (один из 12 символов веры).
Ортодоксия - правильное мнение, прямое учение, правоверие, православие.
Гетеродоксия - другое думаю, другое верю (ересь по нашему).
Ересь - направление, выбор (отклонение от прямого учения).
К моменту превращения РИ в Христианскую империю было накоплено много разночтений, отклонений, течений. Чтобы очистить церковь от заблуждений, выработать единую позицию по догматам (важным положениям вероучения), было решено созвать общецерковный Собор. На Соборе епископы и ведущие богословы со всех митрополий в ходе дискуссий должны были выработать универсальные догматы, обязательные для всех верующих.
Догматы первых двух соборов были сведены в Символы Веры. Участники этих соборов решили, что теперь ереси побеждены и все будут верить одинаково. Вселенскую церковь объявили Кафолической.
Вселенские соборы были призваны выработать общие положения и догматы вероучения, чтобы пресечь распространение ересей. На них собирались епископы со всех митрополий, где вырабатывали общие догматы. Догматы первых двух соборов были сведены в 12 символов Веры, а Вселенская Церковь была наречена Кафолической (9 символ веры).
Первый Вселенский Собор (325г) назвал Арианство(отрицание Троицы) ересью. Но между 1 и 2 соборами арианское учение распространилось настолько, что были Императоры, придерживающиеся этого течения. Рим был в то время оплотом Православия.
Второй Вселенский Собор(381г) заклеймил Арианство и его течения как ересь.
Третий Вселенский Собор (431г) осудил Несторианство (утверждали что Иисус был рожден человеком, а не Богом) как ересь. Несториане из Антиохии переместились в Персию.
Противостоя несторианству родилось евтихианство (объединение двух природ привело к поглощению человеческого божественным, т.е. отрицание человеческой природы). Архимандрид Евтихий был осужден в 448г на местном патриаршем соборе в Константинополе. Но на его стороне были Император Флавий и Папа Александрийский Диоскоре. В 449 году они быстро созвали Эфесский Собор (позднее названный воровским), куда созвали противников Константинопольского патриарха и даже тех, кто не имел права там находиться. Полностью оправдали Евтихия, осудил и сослал патриарха Флавиана (умер в заточении) и его сторонников.
Узнав о произошедшем Папа Римский Лев немедленно объявил Эфесский собор недействительным, а Диоскоре отлученным от Церкви. При новом Императоре Маркиане он созывает Холкидонский Собор.
Четвертый Вселенский Собор (451г) признает ересью монофизитство. Подтверждается, что божественная и человеческая природы Христа не только едины, но и неразделимы. Оправдывает посмертно Флавиана и поднимает роль Константинопольской кафедры до Римской:
ЦитатаПравило 28.
Во всем последуя определениям Святых отцов, и признавая читанное ныне правило ста пятидесяти Боголюбезнейших Епископов, бывших в Соборе во дни благочестивые памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тожде самое и мы определяем и поставляем о преимуществах святейшей Церкви тогожде Константинополя, нового Рима. Ибо престолу ветхого Рима Отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят Боголюбезнейшие Епископы, предоставили равные преимущества Святейшему престолу нового Рима, праведно рассудив да град, получивший честь быти градом Царя и Синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет второй по нем. Посему токмо Митрополиты областей, Понтийские, Асийские и Фракийские, и такожде Епископы у иноплеменников вышереченных областей, да поставляются от вышереченного святейшего престола святейшей Константинопольской Церкви: сиречь, каждый Митрополит вышепомянутых областей, с Епископами области, должны поставляти епархиальных Епископов, как предписано Божественными правилами. А самые Митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быти, как речено, Константинопольским Архиепископом, по учинении согласного, по обычаю, избрания, и по представлении ему оного.
В Палестине вспыхнуло восстание против Холкидонского Собора, было поддержано вдовой императора Флавия. Иерусалимский патриарх бежал в Константинополь, а все епископские кафедры были заняты монофизитами. Император жесткой рукой навел порядок в Империи.
После смерти Маркиана в Египте вспыхнуло восстание. Папа Александрийский был жестоко убит монофизитами на алтаре во время службы. Избрали нового папу - Тимофея, по прозвищу кот )). Новый император Лев 1 предпринял интересный ход. он опросил всех епископов Империи о законности посвящения Тимофея и о значимости Халкидона. Почти единогласно все высказались против Тимофея и за Халкидон. С этим посланцы императора пришли к Тимофею и попросили его подчиниться мнению большинства. Он отказался и призвал народ на свою защиту. Тогда в ход были пущены войска. Ценой 10 тысяч жизней Тимофея удалось арестовать и увезти в ссылку в крымский город Херсонес.
Далее последовала чехарда с императорами, когда монофизиты и халкидонцы чередовались на троне.
Все лидеры монофизитского лагеря, включая Евтиха, Диоскора, Тимофея Кота, Петра Сукновальщика, Петра Монга и позже великого Севира Антиохийского, были греками. Этнический характер монофизитство приобрело позднее, как местные традиции, обычаи и сепаратизм по отношению к центру.
По сути противостояние халкидонцев и монофизитов - это гражданская война, центром одной стороны выступал Константинополь, центром другой - Александрия, а арбитром Рим. Антиохия и Иерусалим были полем противостояния, иногда кровавым. По обе стороны были духовенство, аристократия и народ. Собственно самомнение Папы Римского на этом месте и выросло. Окончательно чаша весов склонилась на сторону холкидонцев с приходом Юстиниана 1.
Это был великий император, стремившийся к возрождению и единству Римской Империи. Он раздвинул границы, старался помирить халкидонцев с монофизитами, созвал 5 Вселенский Собор, на котором был отлучен от Церкви Папа Римский Вегилий. Свод гражданских прав Юстиниана был основой средневекового права и одним из источников для кодекса Наполеона. Но даже он не смог вернуть монофизитов к единству.
---------------------------------
Честно говоря, меня коробит когда вижу, как раз за разом древние апостольские монофизитские церкви называют православными. Как нельзя быть немножко беременной, так и нельзя быть немножко православным. Ты либо православный (придерживающийся прямого учения), либо нет. Нельзя быть более или менее православным.
X
15 янв 2023 20:44
Предупреждение от модератора Сизиф:
Здесь не продолжаем. Пост пасть останется. Содержательный информационно.