Россия и ее национальный арктический коридор: расширение торговых границ на восток
СегодняК
арин Кнайсль12 Января 2023 года
Незамерзающие арктические маршруты, созданные изменением климата, открыли первый новый глобальный судоходный маршрут за столетие. Разработанный Россией водный коридор неизбежно нарушит более протяженные маршруты глобальной торговли, ориентированные на Атлантику.Фото предоставлено: The CradleАрктический регион уже давно является источником интереса для морского бурения, особенно в периоды высоких цен на сырье. Однако в последние годы он также становится все более привлекательным в качестве торгового коридора, особенно для неарктической страны Китая.
Северо-Западный проход соединяет Северную Америку с Тихим океаном, в то время как Северо-Восточный проход проходит вдоль российского побережья в Азиатско-Тихоокеанский регион. Россия рассматривает последний как национальный водный путь.
Разработанный Россией Северо-Восточный проход открывает новый, более короткий транспортный маршрут для коммерческих перевозок.В начале августа 2007 года российские исследователи нырнули глубоко под Северный полюс на мини-подводной лодке и
водрузили свой национальный флаг на морское дно, чтобы заявить символические права на энергетические богатства Арктики, а именно на район вокруг хребта Ломоносова, который считается частью сибирской континентальной плиты.
В последующие годы США и Канада проводили исследования, пытаясь доказать, что хребет является частью североамериканской континентальной плиты.
Морское право ООН
Действия, предпринятые Россией, соответствовали Конвенции ООН по морскому праву (ЮНКЛОС), которая позволяет сторонам предъявлять территориальные претензии на
континентальный шельф в течение определенного периода времени. Комиссия по континентальному шельфу была создана именно с этой целью.
ЮНКЛОС - это высокотехничный геополитический договор, переговоры и кодификация которого заняли десятилетия. В нем рассматривается широкий круг вопросов, связанных с использованием мирового океана, включая территориальные споры из-за рыболовных угодий и современные амбиции в области добычи полезных ископаемых, а также расчет морских границ и исключительных экономических зон.
США не ратифицировали эту важную конвенцию ООН и, как сообщается, были озадачены территориальными последствиями документа. С тех пор произошло нечто сродни “гонке арктических монополистов”, поскольку различные страны проводят исследования и заявляют о своих претензиях. Арктический совет служил форумом для этих дебатов, но он оказался в подвешенном состоянии после введения санкций примерно 42 государствами.
Угрозы и возможности
Потепление арктического региона, которое наиболее заметно в сокращении морского льда, имеет как негативные, так и положительные последствия. Ожидается, что выбросы метана будут увеличиваться по мере таяния вечной мерзлоты, но оттепель также откроет новые арктические судоходные маршруты.
В 2007 году Северо-Западный проход впервые в истории наблюдений был полностью открыт для судоходства, а 2020 год стал рекордным для Северного морского пути: он полностью очистился ото льда уже в середине июля.
Новый Северо-Восточный проход, северный морской путь протяженностью 3500 миль между Азией и Европой, станет важным морским компонентом Аркто-Тихоокеанского региона.
Коммерческое и, возможно, военное использование этого нового маршрута, который многие в России воспринимают как аналог Суэцкого канала, уже привело к созданию ледокольного флота и терминалов вдоль северного побережья России.
Флагманский проект
"Роснефти" "Востокойл" также нацелен на доставку нефти и газа с этих еще не освоенных месторождений клиентам на востоке. Строительство "Востокойла" велось задолго до начала войны на Украине.
Ожидается, что в результате на рынок поступят миллионы новых баррелей сырой нефти, и этот рынок расположен к востоку, а не к западу от Суэца или Москвы. До 24 февраля 2022 года это было очевидно также по экономическим и демографическим причинам.
С точки зрения Западной Азии, где сосредоточена большая часть мировых энергетических ресурсов, это обещает заметный сдвиг в транспортных коридорах. Суэцкий канал был водным путем европейской эпохи, Панамский канал ознаменовал столетие Америки, а новая схема торговых коридоров через Евразию сформирует современные отношения для совершенно новой эпохи.
Северо-Восточный проход проходит в обход глобальных судоходных маршрутов последних двух столетий.Это также означает, что зловеще звучащий “последний баррель нефти“ может быть российским, а не арабским. “Последний баррель нефти” - это статистическая единица, прогнозируемая в будущих расчетах нефтяного рынка. Исходя из затрат на разведку и мировых цен на нефть, уже давно стало общепринятым фактом, что последним баррелем нефти, который поступит на рынок, будет саудовский из-за огромных запасов королевства и низких затрат на добычу.
Но, учитывая огромные российские инвестиции в вывод новой нефти на рынок, растет вероятность того, что последний баррель будет добыт на российском месторождении. И он будет поставляться через Арктический проход на азиатский рынок, а
не через Ормузский пролив или Суэцкий канал.
Геополитическое значение Арктического прохода
Важность Северо-Восточного прохода значительно возросла после геополитических изменений в регионе.
Китай также
расширяет свое присутствие в Арктике, и в 2013 году было установлено первое стратегическое партнерство между Китаем и Исландией. Хотя Пекин заинтересован в потенциальных запасах углеводородов в регионе, он, вероятно, больше заинтересован в новых водных путях, которые могут сэкономить время и деньги на транспортировку.
Учитывая важность этой темы, на Восточном экономическом форуме во Владивостоке в сентябре 2022 года этому торговому маршруту были посвящены различные дискуссии. Я присутствовал на нескольких из них в качестве докладчика и был впечатлен продвинутой стадией развития этого нового торгового коридора.
Арктический проход также дополнит
Международный транспортный коридор Север-Юг (INSTC), который соединит водные и железные дороги из
России через Иран в Индию.
Северо-Восточный проход, который, как упоминалось ранее, считается национальным водным путем России, патрулируется и охраняется постоянным российским военным присутствием в Арктике.
Если смотреть со Средиземного моря или берегов Персидского залива в Западной Азии, обширный Аркто-Тихоокеанский регион кажется другой планетой, но для так называемой Арктической пятерки (прибрежные государства Северного Ледовитого океана: Канада, Дания, Норвегия, Россия и США) это доминирующая повестка дня.
Новая холодная война разгорается?
Продолжающаяся прокси-война между НАТО и Россией может
в любой момент привлечь внимание к Арктическому региону. Российская государственная компания "Атомфлот" эксплуатирует пять атомных ледоколов, что является ярким напоминанием о решимости Москвы продвигать стратегический приоритет бывшего Советского Союза по доминированию и развитию Арктики.
К концу этого десятилетия к флоту присоединятся еще как минимум пять атомных ледоколов, каждый примерно в два раза больше и мощнее нынешних кораблей.
Концепция декларации Арктического совета для региона гласит:
“Мы превратили этот регион в область уникального международного сотрудничества… Мы уверены, что нет такой проблемы, которую мы не могли бы решить сообща посредством наших отношений сотрудничества на основе существующего международного права и доброй воли”.По мере углубления зимы 2023 года климат, война в Украине и санкции против российского топлива будут влиять на потребление энергии и цены, равно как и увеличение числа трубопроводов, идущих на восток, а не на запад.
И многое другое наДзен - Хроники Хаоса