– Где сейчас можно получить специальность штурмана?– Подготовка штурманов ВМФ ведётся в трёх учебных заведениях. Это Военно-морской институт ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» – так называемый Морской корпус Петра Великого в Санкт-Петербурге. Во Владивостоке специалистов по кораблевождению и эксплуатации морских средств навигации готовят в Тихоокеанском высшем военно-морском училище имени С.О. Макарова, в Севастополе – в Черноморском высшем военно-морском училище имени П.С. Нахимова.
Хочу отметить, что научно-педагогический состав специальных штурманских кафедр отличается высоким профессиональным уровнем. Преподаватели и командиры проявляют принципиальную требовательность к учёбе на протяжении всех пяти лет обучения. Курсанты получают качественную практическую подготовку в штурманских походах на учебных кораблях, во время флотских стажировок. Большое значение имеет организация целевой подготовки, которую курсанты проходят на пятом курсе.
Специальность штурмана насколько увлекательна, насколько и сложна. Учиться непросто, от курсанта требуются старание и усидчивость, большое желание освоить всю программу подготовки, получить практические навыки. Приобретённые знания позволят молодым офицерам добросовестно выполнять все обязанности на штурманских должностях, а при желании – обеспечат успешное продвижение по командной линии и в штабах.
– Как организуются штурманские походы? Какие обязанности во время плавания возложены на курсантов?– Штурманский поход – это один из основных этапов подготовки будущих специалистов. Он проходит на учебном корабле и тщательно готовится. Курсанты в реальных морских условиях закрепляют полученные теоретические знания практическим решением навигационных задач кораблевождения. Во время плавания у будущих штурманов в процессе деятельности по специальности не только формируются профессиональные навыки, но и закладываются важные морские качества характера.
Походы проводятся на учебных кораблях Ленинградской военно-морской базы «Перекоп» и «Смольный», которые оборудованы учебными классами со специальными штурманскими тренажёрами. Это позволяет вести подготовку в полном объёме в соответствии с учебной программой.
За время учёбы все курсанты побывают в двух дальних штурманских походах, которые пройдут после второго и четвёртого курсов. В зависимости от этапа обучения ставятся разные цели. Так, второкурсникам надо получить практические навыки решения навигационных задач кораблевождения, освоить простые способы счисления пути корабля. А курсанты старшего курса будут уже самостоятельно нести штурманскую вахту на корабле, причём в полном объёме с фактическим самостоятельным ведением корабля по назначенному курсу.
Мы планируем маршруты походов учебных кораблей с учётом максимального охвата районов плавания кораблей ВМФ. Это поможет будущим штурманам изучить морской театр плавания, вникнуть в навигационные особенности прибрежных районов, научит их следовать в узкостях и в международных проливах.
– В чём особенности опыта, полученного в последние годы?– Большим достижением мы считаем освоение учебными кораблями маршрутов походов вокруг Евразии. Экипажи учебных кораблей выполняли походы с курсантами на борту Северным морским путём, причём как с запада на восток, так и в обратном направлении. Приятно отметить, что организация штурманской подготовки на учебных кораблях в дальних походах постоянно совершенствуется под руководством начальников кафедр кораблевождения и технических средств кораблевождения учебных заведений. Капитаны 1 ранга Михаил Сажаев, Юрий Ипатов, Герман Забродин и Геннадий Худяков разработали новые программы и методики подготовки курсантов. Вся эта работа положительно сказалась на результатах подготовки специалистов.
– Чем курсантам запомнятся штурманские походы 2021 года?– В 2021 году на учебном корабле «Смольный» прошли четыре этапа штурманских походов. За это время подготовлены и допущены к самостоятельному несению штурманской вахты курсанты 4-го курса штурманской специальности в стопроцентном составе.
Также состоялись дополнительные мероприятия по подготовке курсантов: прошло специальное учение по определению манёвренных элементов корабля и выполнению девиационных работ в море, были организованы показные учения по приготовлению корабля к проходу узкости, показные тренировки, ОБУ, ЧБУ в БЧ-1. Результативно прошли практические занятия по выполнению навигационно-тактических расчётов при выполнении боевых упражнений с применением артиллерийского вооружения корабля. Думаю, что многим запомнится учение по действиям личного состава учебного корабля «Смольный» при выполнении манёвра «Человек за бортом».
А для яркости впечатлений от заходов в морские порты и посещения военно-морских баз для курсантов специально организовали и провели цикл мероприятий военно-патриотической направленности.
– Как проходит оснащение новых кораблей современными навигационными средствами?– С изменением форм и методов применения новых кораблей и судов обеспечения ВМФ происходит их оснащение новыми образцами морских средств навигации, электронными картографическими навигационно-информационными системами (ЭКНИС). Внедряются интегрированные системы навигации, автоматические идентификационные системы, интегрированные мостиковыми системами, инерциальными навигационными системами и другой техникой. Несомненно, это требует разработки и внедрения в кораблевождение новых методов и способов применения оборудования в интересах выполнения поставленных кораблю задач.
В связи с этим систематизируются знания о способах ведения счисления, определения места, решения навигационных задач кораблевождения, выработки навигационно-тактических данных и документирования обстоятельств плавания. Отмечу, что за прошедший год штурманы успешно отработали новые способы счисления с использованием ЭКНИС.
Планово проходит реализация перспективных способов визуального автоматизированного определения места корабля по береговым ориентирам на основе оптико-электронных средств. Продолжаются испытания новых астронавигационных систем, которые помогут непрерывно с высокой точностью определять координаты места корабля. Внедрение возможностей перспективных систем позволит автоматизировать процесс кораблевождения, уменьшить зависимость от спутниковых радионавигационных систем, а следовательно, повысит точность и скрытность плавания кораблей.
http://redstar.ru/shturmana-vo…techestva/