Раздутые тогда до непомерных размеров «преступления режима» используются по сей день для создания «черных дыр» в истории России и принуждения России к покаянию
USCGC Courier, судно-ретранслятор для «Радио Свобода». Вероятно 1960-е
СССР исчез с политической карты мира четверть века назад. Те, кто ликовал по поводу его гибели, в постсоветский период приложили большие усилия, чтобы сформировать в общественном сознании представление, согласно которому Советский Союз развалился под грузом собственных нерешенных проблем, а Запад не имел к этому никакого отношения — в частности, не вел против СССР ни психологической, ни политической войны.
Но так ли это на самом деле? Нет! В 2000-х годах ЦРУ и Государственный департамент США начали рассекречивать документы, касающиеся первого этапа холодной войны (1950-е годы). Поразительно, что наша общественность эти документы как бы не заметила. Между тем, из ряда рассекреченных документов прямо следует, что:
- против СССР велась широкомасштабная психологическая война;
- методы и приемы психологической войны прорабатывались очень тщательно;
- существовали специальные методички по ведению пропаганды в СССР для журналистов, писателей, медиакорпораций, дипломатов; даже рядовые военнослужащие и туристы имели инструкции, что именно надо говорить в соцлагере о «свободном мире», то есть даже их использовали для ведения психологической войны.
Предлагаю рассмотреть документы, рассекреченные и опубликованные Госдепом в 2007 году. Они касаются планирования работы Госдепа в других странах и изданы в виде отдельной книги Foreign Relations of the United States, 1950–1955, The Intelligence Community, 1950–1955, United States Government Printing Office, Washington 2007, а кроме того, выложены на сайте History.state.gov.
Мною переведены и цитируются далее два документа с этого сайта.
Первый документ — «Меморандум исполнительному секретарю Совета по национальной безопасности. Третий отчет о ходе работ во исполнение директивы СНБ 59/1 «Информационная программа за рубежом и планирование психологической войны». Этот документ не датирован, но его относят к марту 1951 года.
Второй документ — «Меморандум от Роберта Дж. Хукера из отдела планирования политики директору отдела». На этом документе есть пометка: «Вашингтон, 26 марта 1951 года».
Меморандум Хукера, по сути, является отчетом по проекту «Троя» (на содержании этого проекта мы остановимся чуть позже). Отчет лег в основу нескольких методичек по ведению психологической войны. Я также перевела их, чтобы использовать в данной работе. Эти методички рассекречены в июне 2008 года и размещены на сайте ЦРУ.
О чем тут конкретно идет речь?
Документ «Чрезвычайный план психологической войны с СССР», имевший гриф «Секретно», состоит из одной страницы. В нем констатируется, что нежелание граждан СССР подвергаться тяготам новой войны — это то, что сдерживает агрессивные стремления советского руководства. Вывод: основная задача психологических операций — усилить страх советского населения перед новой войной. Что интересно, мантра «лишь бы не было войны» действительно была очень распространена в среде советских людей в течение долгого времени, вплоть до 80-х годов XX века. В какой мере на усиление данного страха повлияла американская пропаганда — это отдельный вопрос, нуждающийся в исследовании.
Еще один документ является анализом психологических уязвимостей СССР и доступных США средств для использования этих уязвимостей. Он имел гриф «Для служебного пользования». Такой гриф предполагает, что с документом были знакомы не только чиновники Госдепа и ЦРУ, но также создатели пропагандистского контента (журналисты, ведущие радио и телевидения) с тем, чтобы наносить удары по описанным точкам уязвимости.
(См. Рис. 1)Рис. 1
Наконец, третья методичка, к которой мы обратимся, имела гриф «Конфиденциально» и была предназначена для руководителей и кураторов масс-медиа, которые и продвигали представленные разработки в жизнь. То есть это инструкция, руководство к действию для «Голоса Америки» (данная радиостанция указывается прямо как главный исполнитель задуманного) и для других пропагандистских масс-медиа, к которым, безусловно, можно отнести радиостанцию «Свобода» и печатные органы Народно-трудового союза (НТС), а также для дипломатов всех уровней.
Все перечисленные выше документы будут выложены на сайте газеты «Суть времени» (gazeta.eot.su) как приложение к этой статье.
(См. Рис. 2)Рис. 2
Прежде чем перейти к рассмотрению собственно документов, хотелось бы отметить риторику, к которой прибегают их авторы. Советская власть иначе как «режим» не называется. В этом смысле почти ничего не изменилось с тех пор: любая не устраивающая США власть тут же именуется «режимом». В то же время Западный мир преподносится как источник демократии и свободы (так и говорится: свободный мир), и здесь тоже ничего не изменилось за более чем шесть десятков лет. Постулируется и постоянно подчеркивается особенная агрессивность «советского режима» и его непременное желание разрушить «свободный мир». Чтобы обезвредить «агрессора», предлагается выявить психологические уязвимости советских людей, а затем применить специальные методы для нанесения ударов по точкам уязвимости.
Поражает проработанность слабых мест советской системы и советских людей. Характерно, что многие из описанных подходов применяются до сих пор по отношению к России. Актуальность потерял разве что раздел «Борьба с коммунистической идеологией», да и то не полностью.
Структура работы пропагандистской машины США
Отмечу, что в англоязычных документах то, что называется «psychological warfare» (психологическая война), подразумевает пропаганду во время «горячей» войны. А психологическая война и пропаганда в мирное время обозначаются другим термином — «psychological offensive» («психологическое наступление»)
. Или более размыто: «foreign information» («международная информация»).
Примерная структура работы пропагандистской машины в мирное время представлена на
рисунке 3.
Рис. 3
Практически сразу по окончании Второй мировой войны в правительстве США пришли к выводу, что в плане ведения психологической войны разрозненные действия отдельных ведомств малоэффективны. Поэтому Госдепу было поручено создать структуры, которые координировали бы ведение психологической войны как в случае чрезвычайного положения (то есть войны), так и в мирное время.
Координирующий орган, разрабатывавший директивы, назывался
Межведомственная Организация по международной информации (Interdepartmental Foreign Information Organisation). Курировал эту структуру Госдеп, но в нее входили также представители ЦРУ, Министерства обороны и Комитета по государственным стратегическим ресурсам.
Эта межведомственная организация поручала, в случае необходимости, проработку и исследование вопросов стратегии, тактики, технических устройств и т. д. внешним организациям, таким как Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology, MIT — один из ведущих вузов США, да и всего мира), корпорация RAND, спонсирующие научные исследования фонды — например, фонд Форда — и т. п.
Далее разработанные интеллектуалами документы согласовывались между ведомствами, корректировались в случае необходимости, затем утверждались. А разработанные на их основе инструкции и методички спускались исполнителям, курируемым ЦРУ или Госдепом. Исполнители — это всевозможные «голоса», дипломаты, писатели, журналисты, медиакорпорации и т. д.
Масштабы планирования
Чтобы проиллюстрировать масштабы планируемой работы, процитирую «Меморандум исполнительному секретарю Совета по национальной безопасности. Третий отчет о ходе работ во исполнение директивы СНБ 59/1 «Информационная программа за рубежом и планирование психологической войны»:
«...5. План национальной психологической войны в рамках общей войны, подготовленный персоналом Межведомственной организации по международной информации в рамках СНБ 59/1, был направлен директору и находится на рассмотрении Совета.6. Персонал также уведомил директора о завершении исследования на тему «Подробные функции национальной организации по психологической войне», ожидающего решения о местонахождении организации в соответствии с СНБ 74/3».Важность психологического воздействия на противника американцы оценили во время войны в Корее. В начале этой войны каждое ведомство (Пентагон, ЦРУ, Госдеп) вело пропаганду по своим каналам и используя собственные представления о том, какая именно пропаганда будет эффективной. При этом ведомства не согласовывали деятельность между собой и поэтому часто мешали друг другу, а вложенные в пропаганду средства не приносили желаемой отдачи. Именно поэтому американцы озаботились планами ведения психологической войны на национальном уровне и созданием межведомственных структур по ведению психологической войны.
«7. Планы для следующих регионов разрабатывались или межведомственно, или Госдепом и были приняты Советом к исполнению или находятся на рассмотрении:- Корея
- Китай
- Индокитай
- Россия
- Германия».
Война в Корее показала важность исследований психологии различных народов для разработки эффективной пропаганды, которая окажет желаемое воздействие на конкретный народ. Американцы быстро поняли, что невозможно использовать одни и те же методы воздействия на русских, немцев и корейцев. Поэтому планы психологической войны разрабатывались отдельно для каждой страны, а в больших странах вроде СССР и Китая — еще и для отдельных национальностей.
Далее в «Меморандуме исполнительному секретарю...» перечислено несколько проектов:
«8. Проект «Троя». Доклад, разработанный Госдепом после консультаций с Национальным советом по психологической стратегии, был подан; рассматривается его реализация... Чтобы реализовать этот проект, МIТ собрал 30 ведущих [американских — О.Н.]
ученых и других экспертов для изучения всех способов, как конвенциональных, так и нет, пробивания железного занавеса. Доклад рекомендует широкомасштабное расширение сети радиостанций, уже начатое, и призывает к дальнейшему расширению по направлениям, способствующим дальнейшему пробиванию занавеса средствами, не мешающими другим телекоммуникационным каналам (военным).9. Проект «Скиталец». В рамках этого проекта было проведено изучение возможности использовать плавающие радиопередатчики, работающие в стационарном режиме и установленные на основании договоров для нашей открытой информационной работы, но которые также можно было бы использовать для тайных операций и для ведения психологической войны в случае начала боевых действий.10. Проект «Неожиданная/блестящая идея». Госдеп разработал и сообщил Национальному совету о проекте, направленном на стимулирование выражения местных антикоммунистических настроений в странах Западной Европы.11. Проект «Нобель». Национальный совет одобрил проект публикации прозападных высказываний всех ныне живущих обладателей Нобелевской премии мира».Важным элементом психологической войны предполагалось сделать перебежчиков:
«13. Национальный Совет на нескольких совещаниях рассматривал вопрос о перебежчиках и их использовании в программах информационной и психологической войны».Из сухих строчек отчета мы видим, что планируется работа и с нобелевскими лауреатами (в то время как нынешние либералы утверждают, что ничего подобного не было), и с перебежчиками (которые, по мнению тех же либералов, не сотрудничали с американскими спецслужбами, а искренне боролись за свободу и обличали «пороки режима»), планируется подавление коммунизма в Западной Европе. Мы также видим, что психологическую войну планируется вести во всех «проблемных» регионах, включая Германию. Не забыта и разработка новых технических средств....
Полная статья по ссылке
Ссылка