AndreyK-AV ( Слушатель ) | |
10 фев 2023 20:37:06 |
ЦитатаТо, что меня почитывают приближенные к образовательным верхам, я знаю. То, что они обижаются, тоже знаю. Но вот на что они обижаются, это достаточно интересно. Можно рассматривать эту статью как продолжение предыдущей «Ты не понимаешь!». Напомню, что я в статье передал свой разговор с одним очень большим чиновником, который в том числе сказал:
«Старик! Ты не понимаешь, ты не видишь всей ситуации в комплексе».
Возможно, конечно, и не вижу, но, в отличие от доктора педагогических наук С.С.Кравцова, логику в университете не прогуливал и даже после университета преподавал. Поэтому давайте попробуем разобраться в том, что я не понимаю и что я не так вижу.
Благодаря Марку Твену в обиход вошла фраза:
«Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика».
Вот о понимании последней я и хотел бы поговорить применительно к системе нашего образования.
Вот, например, докладывает министр Президенту о том, что конкурс в педагогические ВУЗы увеличился, а значит, престиж профессии растет. Тут бы Президенту и спросить, а как насчет выпускников этих самых ВУЗов, сколько из них идет потом работать в школу? Или, допустим, еще более простой вопрос: а какой проходной балл в эти самые педагогические альмаматеры? Может быть потому и вырос, что в другие еще выше? Но при этом, заметьте, ведь правду сказал министр – выросло число поступающих на педагогические специальности. Не обманул Президента. И вот так у них во всем – не врем, просто недоговариваем. Мне тут вспомнился анекдот, еще старый, советский, про социалистический реализм:
«Жил-был жестокий правитель. Он был без левой руки и левой ноги. Собрал этот правитель как-то художников и приказал им сделать свой портрет. Условие – если портрет ему не понравится, то художник будет казнен. Первый художник нарисовал его с левой рукой и левой ногой. И был казнен. Так закончился период «Романтизм». Второй художник нарисовал как есть, без левой руки и левой ноги. Казнили. Так закончился период «Реализм». А третий нарисовал его в профиль с правой стороны, художника наградили. Так начался период «Социалистического реализма».
Или вот, например, говорит наш министр, что проблема дефицита учителей в стране – точечная. То есть кое-где, кое-чего еще не хватает, но в целом все хорошо. И опять не врет. В стране более миллиона двухсот тысяч педагогов, а не хватает нескольких тысяч. Капля в море, если брать статистические измерения. Тут, правда, опять напрашивается вопрос – а на сколько ставок работают учителя? Но кто же его министру задаст? В смысле из тех, кто с него спросить может? Они же его цифры и видят.
Докладывает министр, что для облегчения работы учителей с документами были внесены изменения в соответствующий закон (число документов, которые обязан заполнять учитель во время работы, сократилось до пяти штук), Президент его хвалит. И правда, есть такой документ. Читаешь и сердце радуется:
«Перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ:
Рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля.
Журнал учета успеваемости.
Журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность).
План воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководства).
Характеристика на обучающегося (по запросу).»
Это цитата из Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.07.2022 № 582 «Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ».
Но вот ведь какая штука получается, есть еще Федеральный закон от 14.07.2022 № 298-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации», он-то всяко повыше будет, чем приказ минпроса, а там уже чуть-чуть другие формулировки:
«Перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере общего образования, вправе утвердить дополнительный перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ».
Для тех, кто понимает, все уже давно понятно. Но ведь опять не врут – в приказе 5 пунктов.
Так вот, я действительно не понимаю – зачем врать? Прикрыть свою некомпетентность, неумение построить работу так, как необходимо? А потом обижаются, когда им указывают на их - будем называть это - недоработки. Есть у меня знакомый директор школы, который в педагогике, да и вообще в образовании, не разбирается; ну так, нахватался по верхам. Но при этом у него хватило ума набрать себе замов, которые в своих областях – зубры. Школа на очень хорошем счету! Думаю, через какое-то время увижу этого директора на следующей ступени карьерной лестнице. И вы знаете, тот случай, когда плохого слова не скажу. По крайней мере до тех пор, пока он будет окружать себя профессионалами.
И да, говорят, Петру I принадлежит фраза:
«Азардовать ни велят, ни советуют, а деньги брать и не служить стыдно».
Но понятие стыд, как категория, для наших образовательных чиновников давно отсутствует. Главное – не вруны…