Почти к каждой новости про успехи строительства метрополитена в Москве тут же появляются гадливые комментарии оппозиционно настроенных граждан, которые начинают однообразно ныть, что в их городе метро нет, "москали съели всё сало" и т.д.
Крупнейшие мегаполисы РСФСР с населением более 900 тыс. человек на 1991 год (тыс. человек), звёздочкой помечены города, в которых к 1991 открыли метро:
1. Москва - 9017*
2. Санкт-Петербург - 5007*
3. Новосибирск - 1446*
4. Нижний-Новгород - 1445*
5. Екатеринбург - 1375*
6. Самара - 1244*
7. Омск - 1167
8. Челябинск - 1148
9. Казань - 1105
10. Пермь - 1100
11. Уфа - 1097
12. Ростов-на-Дону - 1028
13. Волгоград - 1005
14. Красноярск - 924
15. Саратов - 911
16. Воронеж - 900
То есть метро было только в
6 мегаполисах РСФСР из
16.
Тут указано количество станций в метрополитенах РСФСР на 1991 (в скобках год открытия метро):
1. Москва - 149 (1935)
2. Санкт-Петербург - 51 (1955)
3. Новосибирск - 8 (1986)
4. Нижний-Новгород - 10 (1985)
5. Екатеринбург - 3 (1991)
6. Самара - 5 (1987)
Получается, вплоть
до 1985 года, т.е. до Горбачева, метро в РСФСР было
только в 2 из 16 мегаполисов.
Да и те 3-5-8 станций в Екатеринбурге, Самаре и Новосибирске, которые появились к 1991, назвать полноценным метро было сложно.
В 1985 на Москву приходилось 66% всех станций метро РСФСР, причем к 1991 году это соотношение осталось примерно таким же. На все остальные города кроме Москвы и Питера в РСФСР в начале 1985 было 0 станций, в конце 1991 -
26 станций.
__________________________________________
Теперь приведу количество станций в метрополитенах современной России на февраль 2023 года, в скобках - планирующееся кол-во станций к 2030 с учетом уже строящихся станций или утвержденных проектов, которые начнут строить в этом и следующем году. Тут я учел только полноценные метрополитены без учета скоростных трамваев и городских электричек по типу МЦК/МЦД.
1. Москва - 250 (303)
2. Санкт-Петербург - 72 (92)
3. Нижний-Новгород - 15 (21)
4. Новосибирск - 13 (16)
5. Казань - 11 (23)
6. Самара - 10 (15)
7. Екатеринбург - 9 (12)
8*. Красноярск - (6), строится, открытие в 2026
Во-первых, в 2005 добавился ещё один метрополитен в Казани, где сейчас идёт строительство второй ветки в 12 станций. А также в 2026 откроется Красноярский метрополитен, строительство которого началось в конце 2022 года
.Во-вторых, сейчас в нестоличных городах России (т.е. кроме Москвы) насчитывается уже
130 станций полноценного метро (в 1,7 раза больше чем в РСФСР в 1991 году), а к 2030-му году их количество вырастет до
185 (в 2,4 раза больше чем было в РСФСР в 1991). Если же считать города кроме Москвы и Питера, то число станций метро в них выросло к 2023 в 2,2 раза по сравнению с 1991, а к 2030 вырастет
в 3,6 раза.
При этом соотношение кол-ва станций метро в Москве к кол-ву станций метро во всех остальных российских городах сейчас держится на уровне 65% (точно так же, как было в 1985 и 1991), а к 2030 оно даже снизится до
62%.
А ведь ещё в 1985 году метро в России было только в Москве и Питере...
___________________________________________________
___________________________________________________
Ну и ещё один очень важный момент.
В России сейчас активно развивается такой вид транспорта как "городская электричка". По сути это наземное метро без каких-либо ограничений. То есть внеуличный электрический железнодорожный транспорт с высоким пассажиропотоком, интегрированный в общую транспортную инфраструктуру города. В том же Нью-Йорке сотни наземных станций относят именно к метрополитену, хотя поезда там ходят даже реже чем в Москве по МЦК/МЦД и на них нужны отдельные билеты.
В СССР выделенных городских электричек практически не было, а те что были ходили достаточно редко.
Выше я приводил пример городской электрички Нижнего Новгорода, запущенной в 2013 году. Её 27 станций отлично дополняют 15 станций подземного метрополитена:
https://glav.su/foru…age6750202В 2022 году городская электричка Нижнего Новгорода перевезла 1,4 млн пассажиров (на 19% больше чем в 2021), а с добавлением ещё 5 новеньких поездов в 2023 может перешагнуть и за 2,5-3 млн - это уже 10% от пассажиропотока подземного метро.
В Москве МЦК перевозит 150 млн пассажиров, МЦД1 и МЦД2 суммарно ещё 150 млн пассажиров в год - итого 300 млн на городской электричке, это 12% от пассажиропотока подземного метро.
В апреле 2022 года в Перми запустили аналог МЦК - Пермское центральное кольцо, а в перспективе к ним добавятся ПЦД - Пермские центральные диаметры:
2-й этап - Пермские диаметры (ПД1, ПД2, ПД3 - аналог МЦД):
https://glav.su/foru…age6442845А также, городская электричка функционирует и расширяется/строится в Санкт-Петербурге, Красноярске, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Екатеринбурге, Саратове, Краснодаре, Севастополе:
...
Тут я примерно прикинул количество станций городских электричек и скоростного трамвая (наземного метро) в городских границах мегаполисов России к 2030 году:
1. Москва - 136 (31 МЦК и 105 МЦД в пределах города)
2. Санкт-Петербург - 83 (68 электричка и 15 скоростной трамвай)
3. Саратов - 44 (25 электричка и 19 скоростной трамвай)
4. Пермь - 34
5. Екатеринбург - 33
6. Нижний Новгород - 27
7. Красноярск - 26
8. Новосибирск - 25
9. Краснодар - 25
10. Волгоград - 22 (скоростной трамвай)
11. Ростов-на-Дону - 22
12. Казань - 22
13. Севастополь - 14
...
А теперь количество станций легкого метро вместе с полноценным метрополитеном:
1. Москва - 439
2. Санкт-Петербург - 175
3. Нижний Новгород - 48
4. Екатеринбург - 45
5. Казань - 45
6. Саратов - 44
7. Новосибирск - 41
8. Пермь - 34
9. Красноярск - 32
10. Краснодар - 25
11. Волгоград - 22
12. Ростов-на-Дону - 22
13. Самара - 15
14. Севастополь - 14
Итого, к 2030-му году скоростной внеуличный электрический жд-транспорт повышенной вместимости (метро, ЛМ, ЛРТ) получат как минимум
13 российских мегаполисов помимо Москвы, общее количество станций без учета Москвы -
562, почти в 6 раз больше чем было в 1991 (в РСФСР такой транспорт имели лишь
6 нестоличных мегаполисов, суммарно 96 станций, включая скоростной трамвай в Волгограде).
Вместе с Москвой будет
1001 станция (в 4 раза больше чем было в 1991). Доля Москвы в общем кол-ве станций составит
43% (против 60% в 1991).
Так что метро и метроподобный транспорт в России развивается весьма неплохими темпами, обеспеченность населения таким транспортом уже в 2-2,5 раза больше чем было на пике РСФСР в 1991 и будет в 4-5 раз выше к 2030. И это при том, что у населения сейчас в 5 раз больше личных автомобилей чем было в 1990.