ОАК продемонстрировала 3D-печатную бионическую деталь Су-57

Ветка: Суперджет-100 и авиапром России вообще

  fzr1000 ( Слушатель )
15 фев 2023 в 18:26
Наверное все таки в этот раздел опубликую, хоть выше и есть отдельная ветка по Су 57.
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) опубликовала фотографию экспериментальной детали многофункционального истребителя Су-57, выполненной с применением технологий генеративного дизайна и лазерной 3D-печати металлическими порошками.


Предприятия ОАК начинают выпускать детали с бионическим дизайном, сообщает пресс-служба корпорации. Со временем, благодаря меньшей массе и удобству выпуска, 3D-печатные детали могут потеснить компоненты, созданные традиционными методами. Главная задача бионического дизайна — снижение массы изделий с сохранением или даже повышением прочности, что особенно актуально в авиационной отрасли. В некоторых технологических процессах такой подход позволяет тратить на 30-50% меньше материала, что положительно сказывается на стоимости конечных изделий.
Опытно-конструкторское бюро Сухого продемонстрировало деталь, выполненную с применением генеративного дизайна и аддитивных технологий. Изделие на фото — напечатанный на 3D-принтере алюминиевый силовой кронштейн для многофункционального истребителя Су-57.
Кронштейн изготовлен специалистами Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ) из алюминиевого сплава собственной разработки методом селективного лазерного спекания металлопорошковых композиций. Благодаря топологической оптимизации новый кронштейн на четверть легче аналогов, выполненных по традиционным технологиям.
Изготовление детали почти полуметровой длины заняло меньше суток. Традиционное производство путем механической обработки алюминиевой заготовки заняло бы не меньше недели, а получить цельную деталь настолько сложной формы было бы невозможно.

  • +0.30 / 20
    • 20

Ответы (18)

_taras_
 
Слушатель
Карма: +1.91
Регистрация: 04.03.2009
Сообщений: 634
Читатели: 1
Цитата: fzr1000 от 15.02.2023 18:26:31Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) опубликовала фотографию экспериментальной детали многофункционального истребителя Су-57, выполненной с применением технологий генеративного дизайна и лазерной 3D-печати металлическими порошками.
Самое интересное в этой новости не сказано... Кто разработчик мат модели дизайна и где реализована?

  • -0.03 / 5
    • 1
    • 4
fzr1000
 
Россия
Москва
55 лет
Слушатель
Карма: +21.45
Регистрация: 21.04.2021
Сообщений: 1,875
Читатели: 2

Аккаунт заблокирован
Цитата: _taras_ от 15.02.2023 19:48:11Самое интересное в этой новости не сказано... Кто разработчик мат модели дизайна и где реализована?
А может и правильно, что не сказано

  • +0.03 / 3
    • 3
BUR
 
60 лет
Слушатель
Карма: +204.19
Регистрация: 20.09.2008
Сообщений: 17,778
Читатели: 14
Цитата: _taras_ от 15.02.2023 19:48:11Самое интересное в этой новости не сказано... Кто разработчик мат модели дизайна и где реализована?
Там довольно интересно с бионическими моделями.
Из "обычной" детали с её посадочными местами "удаляются" ненагруженные части и форма всего, что не "посадочное" меняется, чтоб нагрузка на материлал была одинаковой. И получаются довольно забавно выглядящие ажурные модели, которые, тем не менее выдерживают заданные нагрузки в нужных направлениях. Всё делается, естественно, в вычислительной симуляции.
 
Т.е. разработчик делает обычную деталь, с некоторым инженерным запасом, а далее "машина в симуляции вырезает всё лишнее". И на выходе получается бионическая модель. Которую можно вырезать уже или обычными методами или изготовить 3Д-печатью.
Отредактировано: BUR - 15 фев 2023 в 21:21

  • +0.13 / 9
    • 9
Luddit
 
Слушатель
Карма: +104.56
Регистрация: 27.09.2008
Сообщений: 27,110
Читатели: 2
Цитата: BUR от 15.02.2023 21:06:13И получаются довольно забавно выглядящие ажурные модели, которые, тем не менее выдерживают заданные нагрузки в нужных направлениях. Всё делается, естественно, в вычислительной симуляции.
А есть ли длительный опыт эксплуатации подобных деталей?

  • +0.03 / 4
    • 3
    • 1
ivan2
 
Россия
Санкт-Петербург
64 года
Слушатель
Карма: +6.99
Регистрация: 16.11.2008
Сообщений: 11,260
Читатели: 1
Цитата: Luddit от 15.02.2023 21:43:40А есть ли длительный опыт эксплуатации подобных деталей?
Подбоченятся, поднатореют.
Вы же понимаете, о чём идёт речь.
Я не прочнист, но понимаю, как это будет работать.
Отредактировано: ivan2 - 15 фев 2023 в 21:53

  • +0.02 / 1
    • 1
Luddit
 
Слушатель
Карма: +104.56
Регистрация: 27.09.2008
Сообщений: 27,110
Читатели: 2
Цитата: ivan2 от 15.02.2023 21:51:27Подбоченятся, поднатореют.
Вы же понимаете, о чём идёт речь.
Я не прочнист, но понимаю, как это будет работать.
Я бы предпочел перед тем как ставить в самолет на чем-нибудь наземном рассчитанную и изготовленную таким образом деталь погонять.
Мало ли что вылезет в плане прочности к циклическим нагрузкам или в частоте появления нерасчетных нагрузок в реальной эксплуатации.

  • +0.02 / 5
    • 3
    • 2
ivan2
 
Россия
Санкт-Петербург
64 года
Слушатель
Карма: +6.99
Регистрация: 16.11.2008
Сообщений: 11,260
Читатели: 1
Цитата: Luddit от 15.02.2023 21:58:10Я бы предпочел перед тем как ставить в самолет на чем-нибудь наземном рассчитанную и изготовленную таким образом деталь погонять.
Мало ли что вылезет в плане прочности к циклическим нагрузкам или в частоте появления нерасчетных нагрузок в реальной эксплуатации.
Вот так и надо ставить вопрос.
Каждый придурок может напечатать "пистолет". Теоретически.
А практически хотя бы испытания по норме пройти. А с этим начнутся проблемы.

  • +0.00 / 3
    • 2
    • 1
mse
 
Слушатель
Карма: +295.06
Регистрация: 25.09.2008
Сообщений: 30,566
Читатели: 15
Цитата: Luddit от 15.02.2023 21:43:40А есть ли длительный опыт эксплуатации подобных деталей?
Опыт появляеца после ресурсных испытаний рассчотной нагрузкой. И никак иначе. Опыт эксплуатаццыи обычных деталей, так-жэ.

  • +0.14 / 8
    • 8
Luddit
 
Слушатель
Карма: +104.56
Регистрация: 27.09.2008
Сообщений: 27,110
Читатели: 2
Цитата: mse от 15.02.2023 22:35:41Опыт появляеца после ресурсных испытаний рассчотной нагрузкой. И никак иначе.
Тут еще про опыт проектирования. Неясна степень полноты задания требуемых нагрузок. Может быть есть такие нагрузки, на которые не рассчитывали, но в классических деталях это сходило с рук, а в такой не сойдёт.
А на упомянутых испытаниях будут испытывать только тем, на что рассчитывали.
Отредактировано: Luddit - 15 фев 2023 в 22:43

  • -0.05 / 5
    • 1
    • 4
mse
 
Слушатель
Карма: +295.06
Регистрация: 25.09.2008
Сообщений: 30,566
Читатели: 15
Цитата: Luddit от 15.02.2023 22:41:12Тут еще про опыт проектирования. Неясна степень полноты задания требуемых нагрузок. Может быть есть такие нагрузки, на которые не рассчитывали, но в классических деталях это сходило с рук, а в такой не сойдёт.
А на упомянутых испытаниях будут испытывать только тем, на что рассчитывали.
Вам-жэ товарищ вверху написал. Есть спецсофт, который рисует напряжэния в матерьяле. Места, где напряжэния есть, оставляют. Где нет, убирают.

  • +0.08 / 5
    • 5
Luddit
 
Слушатель
Карма: +104.56
Регистрация: 27.09.2008
Сообщений: 27,110
Читатели: 2
Цитата: mse от 15.02.2023 22:44:59Вам-жэ товарищ вверху написал. Есть спецсофт, который рисует напряжэния в матерьяле. Места, где напряжэния есть, оставляют. Где нет, убирают.
Так в этой программе напряжения задают люди. Вот прям с нуля совсем не факт что зададут весь список. Чтобы понять, что у них получается пройтись по всему списку - деталь надо рассчитать под реальную машину и на реальную же машину поставить.
Но поскольку возможны нежданчики, нежелательно чтобы поломка детали приводила к жертвам.

  • +0.01 / 7
    • 3
    • 4
mse
 
Слушатель
Карма: +295.06
Регистрация: 25.09.2008
Сообщений: 30,566
Читатели: 15
Цитата: Luddit от 15.02.2023 22:48:26Так в этой программе напряжения задают люди. Вот прям с нуля совсем не факт что зададут весь список. Чтобы понять, что у них получается пройтись по всему списку - деталь надо рассчитать под реальную машину и на реальную же машину поставить.
Но поскольку возможны нежданчики, нежелательно чтобы поломка детали приводила к жертвам.
@ля... Вы видели, как фюзеляж, крылья, стабилизаторы и прочее везут в ЦАГИ, подключают к гидравлике и начинают гнуть и ломать? Погнули-поломали 100 часов и эквивалент 20-50 взлёт-посадок, если ок, то дают летающему самолёту ресурс на 100 часов и 20-50 взлёт-посадок. Пока он летает этот назначенный ресурс, гнут-ломают на 1000 часов итыды. И так до нормативных 50тыс, например. И по%, сделаны детали на 3Дпринтере или обычным фрезером. Как-то раньше детали рассчитывали и самолёты летают.

  • +0.18 / 10
    • 10
Luddit
 
Слушатель
Карма: +104.56
Регистрация: 27.09.2008
Сообщений: 27,110
Читатели: 2
Цитата: mse от 15.02.2023 23:31:30Как-то раньше детали рассчитывали и самолёты летают.
Так вопрос как раз в смене идеологии расчета детали. Неплохо бы проверить на кошках, что оно работает как задумывалось.
Будут какие-нибудь акустические волны по набору гулять, обычной детали пофиг, а эта возьмёт и крякнет.
Отредактировано: Luddit - 16 фев 2023 в 23:45

  • -0.03 / 8
    • 3
    • 5
mse
 
Слушатель
Карма: +295.06
Регистрация: 25.09.2008
Сообщений: 30,566
Читатели: 15
Цитата: Luddit от 15.02.2023 23:39:54Так вопрос как раз в смене идеологии расчета детали. Неплохо бы проверить на кошках, что оно работает как задумывалось.
Ну давайте, поучите их ипстись.

  • +0.09 / 9
    • 8
    • 1
Luddit
 
Слушатель
Карма: +104.56
Регистрация: 27.09.2008
Сообщений: 27,110
Читатели: 2
Цитата: mse от 15.02.2023 23:40:40Ну давайте, поучите их ипстись.
Если вы не заметили, первоначально это был вопрос.

  • -0.05 / 5
    • 1
    • 4
PoliAndrey
 
Россия
Ижевск
61 год
Слушатель
Карма: +3.69
Регистрация: 25.03.2009
Сообщений: 1,578
Читатели: 2

Аккаунт заблокирован
Цитата: Luddit от 15.02.2023 23:39:54Так вопрос как раз в смене идеологии расчета детали. Неплохо бы проверить на кошках, что оно работает как задумывалось.
Будут какие-нибудь акустические волны по набору гулять, обычной детали пофиг, а эта возьмёт и крякнет.
В пространственных стержнях и деталях близких к ним, ещё есть немало малоизученных и неизученных явлений в области колебаний и устойчивости. А на испытаниях всё можно не поймать, потому, что не знаешь, что ищешь. 
Говорю, как краевед (©).

  • +0.13 / 6
    • 6
gvf
 
53 года
Слушатель
Карма: +15.21
Регистрация: 06.03.2012
Сообщений: 11,603
Читатели: 13
Цитата: PoliAndrey от 16.02.2023 15:54:19В пространственных стержнях и деталях близких к ним, ещё есть немало малоизученных и неизученных явлений в области колебаний и устойчивости. А на испытаниях всё можно не поймать, потому, что не знаешь, что ищешь. 
Говорю, как краевед (©).
Пофиг.
Облепят тензодатчиками. Первые детали будут ездить на перегруженых самолетах, причем перегруженых косами от тензодатчиковУлыбающийся

  • +0.04 / 3
    • 3
EugeneZ
 
Россия
Южная Сибирь
Слушатель
Карма: +2.76
Регистрация: 09.02.2010
Сообщений: 622
Читатели: 0
Цитата: gvf от 16.02.2023 23:01:18Пофиг.
Облепят тензодатчиками. Первые детали будут ездить на перегруженых самолетах, причем перегруженых косами от тензодатчиковУлыбающийся
Для военной авиации ещё на прострел надо закладываться.

  • +0.02 / 1
    • 1