Спецслужбы
1,418,400 8,452
 

  Vediki977 ( Слушатель )
03 мар 2023 16:46:55

Как советский разведчик Леонид Долгов спас маршала Тито

новая дискуссия Статья  160

«Шахматный конь» промахнулся



Югославский лидер Иосип Броз Тито воевал
браво, но порой его приходилось спасать
советским разведчикам. 
Фото Национального архива Нидерландов


2 июля 1944 года ранним утром из 21-й кабины приемного радиоцентра в Москве раздался радостный крик молодого оператора, лейтенанта Сперанского: «Пурга» зовет!» Закончилось тревожное молчание сроком в целую неделю.
Связь с радиостанцией «Пурга» оборвалась в день рождения югославского маршала Иосипа Броз Тито, 25 мая 1944 года. Городок Дрвар, где находился Верховный штаб Народно-освободительной армии Югославии и советская военная миссия, молчал.
Начальник Разведуправления доложил об этом в Генеральный штаб. Начальник Генштаба маршал Александр Василевский приказал наблюдать за эфиром круглосуточно. Но «Пурга» не подавала признаков жизни.
В профессионализме начальника радиостанции майора Леонида Долгова в Разведуправлении не сомневались. Он был одним из самых высококлассных радистов. Получил боевой опыт в Китае, в провинции Ганьсу, где возглавлял радиоузел советской военной разведки. Возвратившись из длительной командировки, Леонид Николаевич преподавал на кафедре радиотехники Высшей специальной школы Генштаба РККА, служил в отделе радиосвязи Разведуправления, отвечал за связь с Ближним Востоком.
В январе 1944 года майор Долгов был назначен помощником начальника советской военной миссии в Югославии. Как говорилось в его характеристике, «руководил радиосвязью и практически осуществлял ее с Центром во всем Балканском регионе».
Значит, что-то случилось. С кем? С Тито? С его штабом? С советской миссией? На эти вопросы не было ответов.
Во время очередного доклада маршал Василевский сообщил Сталину: из Югославии никаких вестей. Верховный поставил задачу: выяснить обстановку. И вот наконец Долгов на связи.

ДЕСАНТ ЭСЭСОВЦЕВ
Как стало известно позднее, операция под кодовым названием «Прыжок шахматного коня», которую проводил 500-й батальон головорезов Скорцени, провалилась.
Вот как о тех днях вспоминал известный югославский государственный деятель, писатель и публицист Родолюб Чолакович. Он сам был участником событий.
«Утром 25 мая нам пришлось покинуть Шиповляне при несколько необычных обстоятельствах: немцы сбросили воздушный десант на Дрвар, намереваясь захватить Верховный штаб и товарища Тито.
События этих дней по своей напряженности и драматизму превзошли все, что знала наша освободительная война... План выброски в Дрваре парашютного десанта был разработан и тщательно подготовлен самыми ответственными лицами в немецкой верховной ставке. Гитлер еще в начале 1944 года отдал приказ во что бы то ни стало уничтожить Тито... Десант немецких парашютистов на Дрвар и явился попыткой немецкой верховной ставки выполнить приказ Гитлера. Операция получила кодовое название «Прыжок шахматного коня».
Для ее проведения Гиммлер выделил в распоряжение генерала Лотара Рендулича, командира 2-й танковой армии, 500-й батальон СС, в котором были собраны отъявленные головорезы. Организаторы десанта решили, что операция может иметь успех при условии, если будет подготовлена в абсолютной тайне. Строгая конспирация соблюдалась с самого начала. Только 23 мая командному составу батальона было сообщено, что «рано утром они будут сброшены на Дрвар, центр красного руководства, и должны в первую очередь молниеносным ударом ликвидировать Главной штаб Тито».
К словам Чолаковича остается добавить, что 500-й батальон СС, который был сформирован из отбывших наказание или ожидающих решения военного суда головорезов-эсэсовцев, усилили еще «отрядом Бенеша». Названным так по имени майора Бенеша, командира диверсионного отряда «Союз истребителей Юг-Восток».
Эсэсовцы рвались в бой, желая выслужить прощение.


ПЛАН ОПЕРАЦИИ
Германское командование было настолько уверено в успехе, что в состав десанта включило специальную часть для захвата штабных материалов, документов, радиостанции, шифров, кодов – словом, всего, что могло представлять интерес для немецкой разведки.
Батальон СС с «отрядом Бенеша» был разделен на шесть боевых групп: «Пантера», «Штурмующий», «Беспощадный», «Рвущий», «Кусающий», «Уничтожающий». Всего 340 человек. На 34 планерах они должны были направиться в Дрвар.
Детальный план операции разработал полковник Генерального штаба фон Фарнбиллер. И дал ему нейтральное название: «План введения в действие 500-го парашютно-истребительного батальона СС». Под таким названием он и был утвержден генералом Рендуличем 24 мая, за день до высадки десанта.
По плану операции, десантные части отправлялись на задание с трех аэродромов: Петровграда, Баня-Луки и Загреба. «Отряд Бенеша» стартовал с аэродрома в Церкле, а специальная часть из Загреба.
Кроме этих подразделений в Дрвар выбрасывались на парашютах еще три боевые группы: «Голубые», «Зеленые» и «Красные», общей численностью 341 человек. Десантная операция поддерживалась массированным налетом авиации.
Основная задача – уничтожение Верховного штаба и союзнических военных миссий – возлагалась на планерные десанты. Парашютисты должны были перекрыть дороги к городу и взять живым либо ликвидировать Тито.
В приказе по 500-му батальону его командир капитан Ринке требовал: «Как только станет известно местонахождение штаба, все части батальона, оказавшиеся вблизи этой главной цели, должны без промедления и беспощадно ликвидировать Главный штаб Тито. Ответственных работников штаба по возможности взять живыми».

ВЫНУЖДЕННОЕ БЕГСТВО
Кроме частей, участвующих в операции «Прыжок шахматного коня», фашистское командование бросило на Дрвар значительные силы из других мест. Они должны были, совершив прорыв, соединиться с десантом в Дрваре. Но выполнить свою задачу фашистам не удалось, хотя в Дрваре у югославского командования не было ни одной боевой части.
Эсэсовцев встретили батальон охраны Верховного штаба и молодые курсанты военных школ. Враг захватил сам город Дрвар, но так и не смог прорваться по мосту через реку к пещере, где находились Тито и его соратники. Фашисты понесли большие потери, а штабу Тито и офицерам англо-американской и советской военных миссий удалось уйти в направлении города Потоци и далее в Купрешко Поле.
Но и здесь было опасно оставаться. Разъяренные неудачей фашисты не остановились бы ни перед чем, чтобы уничтожить Тито и его штаб. И тогда было принято решение перебазировать Верховный штаб на остров Вис в Адриатическом море. Оттуда можно было наладить управление войсками.
Но как это сделать? Только по воздуху. Безусловно, наши летчики всегда готовы помочь. Советская авиабаза находилась в итальянском городе Бари. Но как добраться до Бари? У Тито не было самолета.
Оставалась одна надежда на спасение, одна-единственная ниточка – радиосвязь. Но, уходя из Дрвара, радисту Долгову пришлось уничтожить основную аппаратуру. Осталась лишь небольшая агентурная радиостанция «Север». А на ней установить связь из южной части Югославии с Москвой практически невозможно.
Тем не менее радиокудесник Долгов сделал невозможное.

ЭВАКУАЦИЯ МАРШАЛА
«2 июня 1944 года состояние неведения, наконец, прекратилось, – напишет в своей книге «Генеральный штаб в годы войны» генерал армии Сергей Штеменко. – Мы получили радиограмму (главы советской военной миссии) генерала Корнеева. Как он рассказал впоследствии, его помощник по радиосвязи толковый и расторопный Долгов сумел поднять радиостанцию на вершину одной из самых больших гор и установил на ней сколь было можно высокую антенну. Дублируя текст, Долгов передал в Бари (начальнику авиабазы) Степану Соколову и в Москву просьбу выслать на Купрешко Поле самолет к 22 часам в ночь на 4 июля».
«Чтобы быть уверенным, – уточнил в беседе со мной ветеран службы спецрадиосвязи полковник Александр Никифоров, – аналогичный текст радиограммы Долгов передал Соколову в Бари, непосредственно нашему радиоузлу «Гроза», и через радиостанцию англо-американской миссии в Югославии. Но вот беда: дело осложнилось тем, что в радиограмме, принятой в Бари нашим радистом Каргашиным, самолет в Купрешко Поле просили прислать к 22.00 в ночь на 4 июня. А в телеграмме английского командования, переданной Соколову, дата прибытия самолета указана на сутки позже: в ночь на 5 июня. В Бари думали, гадали – что делать, как поступить? В других бы условиях снова запросили по радио о сроке подачи самолета. Но надежной радиосвязи с «Пургой» в это время пока не было. Начальник авиабазы в Бари, чтобы не ошибиться, решил послать самолет 3 июня, памятуя о том, что от англо-американского командования можно было ожидать всякого сюрприза».
Летчик Александр Шорников сумел ночью пролететь над морем и горами и посадил свой самолет на незнакомую и необорудованную площадку среди скал. Маршал Тито, его ближайшие соратники, генерал Николай Корнеев и офицеры из состава советской военной миссии и Верховного штаба Народно-освободительной армии Югославии были доставлены в Бари. А спустя несколько дней – на остров Вис, где продолжила свою работу югославская ставка.

В ЛЕСАХ И БОЛОТАХ
В сентябре 1944 года обстановка потребовала перебросить Верховный штаб в румынский город Крайова, невдалеке от границы с Югославией. Это было сделано в глубокой тайне. Даже члены англо-американской военной миссии у себя под носом не заметили передислокации штаба Тито.
Такие сложные операции успешно завершались не сами по себе. Это результат больших совместных усилий разных специалистов, в том числе радистов. А они находились не только при Верховном штабе Югославской армии, но и в штабах соединений в Сербии, Хорватии, Словении, Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговине.
В отчете о работе авиабазы в Бари полковник Соколов 25 марта 1945 года написал: «Радиоузел со всеми поставленными задачами справился хорошо, обеспечив проведение всех операций. Нормальное проведение связи с корреспондентами проходило за счет чрезмерного перенапряжения сил радиооператоров и перегрузки аппаратуры, которые в среднем работали по 18–20 часов в сутки... Радиооператоры укрывались в лесах и болотах, им постоянно мешали налеты немецкой авиации, мучили холод, голод, усталость. Нередко приходилось разворачивать связь, находясь во вражеском окружении».

КОЗНИ СОЮЗНИКОВ
А бесперебойная связь нередко была нужна, как воздух. Только на нее и приходилось надеяться, поскольку даже наши отношения с союзниками-англичанами складывались не всегда гладко.
Чего стоила переброска Национального комитета Югославии с острова Вис на посадочную площадку Дивцы в 70 км от Белграда в октябре 1944 года. За двое суток до планируемого полета наша авиабаза дала заявку штабу балканских воздушных сил союзников. И одновременно запросила советскую военную миссию (станция «Пурга») о возможности приема самолетов на остров Вис.
Положительный ответ из миссии был получен. Казалось, все идет нормально. Но в день вылета советских самолетов штаб Британских воздушных сил прислал сообщение: погода на острове Вис плохая, аэродром размок.
Вновь запросили нашу военную миссию. «Пурга» подтвердила прежнее сообщение. Начальник авиабазы Соколов уведомил англичан о вылете самолетов. Союзники вновь отказались их принять.
Еще раз запросили генерала Корнеева: ответ положительный. И тогда полковник Соколов передал англичанам: «Самолеты уже вылетают и возвращаться не будут».
Вылет состоялся, задание выполнили. Но сколько сил и нервов стоило оно. А погода на острове Вис была просто прекрасной. К тому же взлетно-посадочная полоса имела металлическое покрытие.
Вот так порой помогали нам союзники. И не будь постоянного радиомоста, переброска югославов значительно осложнилась бы. Но связь оказалась надежной.
А война шла своим чередом. В октябре 1944-го была освобождена столица Югославии – Белград. Сюда переехал Верховный штаб. «Пурга» впоследствии стала официальной радиостанцией советского посольства в Югославии. 



Ссылка
  • +0.19 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!