автор
Беседы об образовании опубликовал на своем канале очень качественную статью
Сколько работает учительВ какой-то степени это продолжение ряда статей, уже опубликованных мной на канале, и в то же время ответ некоторым комментаторам с напоминанием прописных истин. Так что решил еще раз публично объяснить, что такое нагрузка учителя.
Итак, базовая нагрузка без допов и консультаций у меня 34 часа. Это четыре дня по 7 уроков и один 6.
Разберем подготовку к одному дню. Например, вторник. Это 2 урока в 5 классе, урок в 6, урок в 7, урок в 8 и два урока в 9. В этот же день у меня дополнительные по подготовке к ЕГЭ два часа и кружок «Искатель». В сумме получается 10 уроков. В школу пришел, как обычно, к 8:00, первый урок начинается в 8:30, последний доп заканчивается в 19:25, то есть в школе я нахожусь 11 часов. 11 астрономических часов, а не 7, как думают любители поговорить об учительской нагрузке (считая только академические). Если посмотреть чуть-чуть пристальней, то несложно заметить, что в этом графике время для приема пищи есть только после 7 урока, когда в расписании стоит 30-минутный перерыв согласно требованиям САНПИН – между основным расписанием и дополнительными занятиями. За эти полчаса я как учитель, закончивший последний урок, должен сопроводить детей до раздевалки (требования безопасности) и только после этого пойти в столовую и пообедать.
При этом любители считать учительскую нагрузку совершенно не обращают внимание на то, что на перемене учитель должен дежурить на этаже, опять-таки ради безопасности детей, а если, не дай Бог, что случится, то дежурный учитель - первый, на кого все повесят. Так что, извините за прозу, сходить в туалет уже представляется серьезной логистической задачей. Также, если вы обратили внимание, у меня в этот день все пять классов основной школы, другими словами, от Древнего мира до Нового времени и от 10-11 до 14-16 лет. Что тоже, как мы понимаем, совершенно разный возраст по поведению и восприятию информации.
Что такое подготовка к уроку. Во-первых, это карточки. Они у меня двух видов. Один - это так называемая угадайка, короткий тест из 5 вопросов по прошедшей теме. Да, конечно, как у давно работающего учителя, эти карточки по всем темам у меня есть в электронном виде, и мне надо всего лишь их распечатать, а потом проверить. Распечатываю я с утра на все уроки, это как раз попадает в тот период с 8:00 до 8:30. Но проверять приходится после уроков, и не всегда это можно сделать на перемене во время дежурства. Но проверить карточки – это полбеды, эти оценки еще надо выставить в журнал, который может висеть, лагать и так далее. Но, в принципе, вы можете попробовать сделать экселевскую таблицу и вбить туда почти 240 оценок, учитывая, что карточки идут не в алфавитном порядке. Посчитайте, сколько у вас на это уйдет времени. Это все делается после уроков. Да, конечно, вы можете сказать – не делай карточки, это твоя инициатива. Возможно. Но есть такое понятие - наполняемость оценками, а еще есть элементарная дисциплинированность, когда все мои ученики знают, что урок начинается с этого двухминутного теста. Второй тип карточек - это карточки для индивидуальной и групповой работы, которую не всегда можно организовать с помощью учебника, да и такое понятие, как смена деятельности на уроке, никто не отменял. Другими словами, придя в 8:00 в школу, я выхожу из нее не раньше 20:00 – 12 часов. Сразу скажу – мне нравится моя работа. Я не плачу от своей нагрузки. Но! Стопка научных журналов по педагогике, психологии и истории копится дома, всем своим видом говоря – когда же ты меня прочтешь.
Теперь давайте посмотрим тоже самое с нагрузкой 18 часов. При пятидневной учебной неделе это три дня по 4 урока и два дня по 3 урока. Даже с учетом допов и кружков получается 6-7 уроков в день. Другими словами, я получаю возможность не только более качественно готовиться к урокам, но еще и уделять больше времени индивидуальным занятиям с учениками. А возможность освободиться в 16 часов предоставляет мне время в спокойной обстановке поработать над улучшением качества своего преподавания, почитать специальную литературу, и, что самое важное, полноценно отдохнуть. Но для меня значимым является даже не это, а возможность отрефлексировать свою деятельность. Просто проанализировать ход и содержание уроков, посмотреть и подумать над тем, как лучше давать материал, что можно уже убрать из содержания, а что наоборот необходимо добавить. Это совершенно нормально для любого учителя, который живет своим предметом.
Да, конечно, я делаю это и сейчас. Даже умудряюсь писать методички и книги. Но все это делается за счет отдыха, личного времени. Я посчитал, что если бы раз в десять лет был оплачиваемый годовой отпуск, то я совершенно точно за свои 35 лет в школе имел бы три таких отпуска, а это, как минимум, 3 учебника истории. Мне кажется, они были бы весьма неплохими. Больше того, я абсолютно уверен в том, что таких, как я, учителей много, и, следовательно, у государства не было бы необходимости в авральном порядке тратить сотни миллионов на подготовку новых учебников. Ну или пусть я не написал бы эти три учебника, но я, как минимум, мог бы сделать методические предложения по содержательной части учебников. В любом случае, как и большинство учителей, существенно сэкономил бы те же государственные средства.
Правда, все это возможно только в том случае, когда эти самые чиновники реально думают о том, как развивать образование в нашей стране, а не о том, как они будут пилить очередной бюджет на очередных изменениях в стандартах. Кстати, использовать оплачиваемый отпуск учителя можно было бы и для работы с КИМами, точнее для их разработки. Уж всяко дешевле обошлось бы бюджету, чем содержание ФИПИ. Но это опять-таки, если думать о государственном кармане, а не о своем.
Ушинский К. Д.
Сейчас наш министр со всех экранов рассказывает про К. Д. Ушинского. А у меня есть очень простой вопрос: Написал бы Константин Дмитриевич хоть что-то по педагогике, если бы имел нагрузку современного учителя?
Сухомлинский В. А.
И много ли бы написал сейчас Василий Александрович Сухомлинский – автор сорока монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок, если бы как директор школы выполнял все указания вышестоящих организаций? Да и дали ли бы ему это сделать, когда не то что авторская школа, просто школа, думающая о развитии педагогической науки, невозможна.
Реформаторы образования, ругавшие Советскую систему вообще и систему образования в частности, говорившие о том, что она не давала развиваться и была закостеневшей, почему-то забывают о том, что внутри этой системы выросли десятки педагогов, на которых, кстати, очень любят ссылаться современные чиновники. Я даже перечислять не буду, а то могу кого-то забыть. А какие авторские школы были? Кстати тот же Евгений Александрович Ямбург, любящий рассказывать про командно-административную систему и прочие ужасы советского времени, начинал строить свою 109 школу именно в Советские, застойные времена. Интересно, я получилось бы это у него сейчас? Я, кстати, задавал ему этот вопрос несколько лет назад. Мудрый Ямбург сделал вид, что не понимает моего вопроса, хотя разговор был приватный.
Ямбург Е. А.
А еще мне очень бы хотелось, чтобы наши образовательные чиновники показали хотя бы 2-3 авторские школы, как пример превосходства современного реформированного образования над «закостеневшим советским». Или показали бы современного ученого, занимающегося педагогикой, к которому приезжают учителя со всей страны, чтобы научиться и начать внедрять передовые педагогические мысли. Ну хоть кого-нибудь.
Учитель – это ТВОРЕЦ! Но творить можно только тогда, когда на это есть время и силы. А в педагогике творчество – это еще и переосмысление своего опыта. И никак иначе. Но чтобы понимать это, нужно самому побыть учителем.
Так что нагрузка учителя - это не про переработку, а про ТВОРЧЕСТВО, которое у него забрали!