Спецслужбы
1,322,256 7,960
 

  Vediki977 ( Слушатель )
17 мар 2023 09:58:36

Привычка: одни убегают, другие догоняют

новая дискуссия Статья  154

Самое неприятное для любой спецслужбы - задержание и захват с поличным её агента, объявление его персоной нон грата и выдворение из страны


© Соцсети

 Киношники не на пустом месте изображают «смену лица» у агента (кадр из фильма «Миссия невыполнима»).

Выходя на задание: будь то встреча с агентом, закладка или выемка тайника, а также операция прикрытия, - американские разведчики применяют приёмы отрыва на дороге, исчезновения в толпе, переодевания и изменения внешности с применением самых современных средств грима. В конце 1980-х - начале «лихих» 1990-х американским разведчикам, работавшим «под крышей» посольства США в Москве и, казалось бы, наконец-то получившим карт-бланш в шпионской деятельности на территории демократической России, была присуща ещё одна черта: пристрастие к маскарадам. Причём Центральное разведывательное управление поставило их на поток. Но если актёр в театре жаждет зрительского внимания, признания своего таланта и узнаваемости, то оперативник стремится привлечь как можно меньше внимания к своей особе, а уж узнаваемость ему совсем ни к чему. Но и для того, и для другого главное сыграть и добиться успеха.

Прокатить манекен с ветерком
Был период, когда офицеры резидентуры ЦРУ в Москве при проведении явок со своими осведомителями из числа советских граждан повально использовали манекены. Справедливости ради, надо признать, что это «секретное оружие» несколько раз приносило противнику успех.


© Соцсети

 Задержание сотрудника ЦРУ Майкла Селлерса, проявившего чудеса изобретательности в изменении внешности.

Трюк с манекеном в главной роли действовал по следующей схеме. Выйдя из здания посольства, сотрудник резидентуры садился в машину вместе со своей женой, которая перед выездом в загранкомандировку мужа, как правило, проходила 6-недельный курс подготовки на «Ферме», как называют засекреченную разведшколу ЦРУ в Кэмп-Пири в штате Вирджиния. Она - за руль, разведчик рядом. Под ним небольшая коробка. Как только авто резко сворачивало на боковую улицу, чтобы на мгновение уйти из поля зрения «наружки», и попадало в «мёртвую зону», американец на ходу выпрыгивал из машины и скрывался в ближайшем подъезде. 
Женщина нажимала кнопку, и о, чудо! Из коробки выпрыгивал манекен, силуэт которого имел полное сходство с катапультировавшимся цэрэушником. Резиновая кукла, наполненная сжатым воздухом, выглядела вполне правдоподобно, а женщина, чтобы окончательно ввести в заблуждение следующую за ней «наружку», начинала представление: имитировала беседу, вращая голову куклы с помощью незамысловатого устройства.
В 1990 году резидентура ЦРУ в Москве имела 9 авто с затемнёнными стёклами. Более того, на вооружении у неё были не только манекены, имитировавшие сотрудников посольства, но и резиновые маски, наподобие тех, что использовал Фантомас в популярном французском фильме. Зачем все эти манекены, маски, затемнённые стёкла? А просто - чтобы с их помощью водить за нос наших «топтунов».
Например, манекен офицера-агентуриста, который должен провести явку со своим информатором, члены резидентуры демонстративно вывозили в обычной машине на окраину Москвы, а агентурист в это же время на машине с затемнёнными стёклами отбывал в противоположном направлении.
В своих потугах обмануть службу наружного наблюдения КГБ американцы постоянно разнообразили используемые ими маскарадные аксессуары, проявляя, как им казалось, чудеса изобретательности и гениальную находчивость. К примеру, цэрэушник Пол Стоумбах облачался в комбинезон слесаря, а лицо прятал за тёмными очками в массивной золотой оправе. Но всех своих коллег обскакал уже тогда «косивший» под трансгендера «дипломат», появлявшийся накануне проведения шпионских акций в женском платье и с огромным рыжим париком на голове. Всякий раз, завидев его в таком обличье, «топтуны» радостно восклицали: «Раз уж наша дама появилась при полном параде, - значит на серьёзное дело идёт!»


© Соцсети

 Сотрудник ЦРУ Пол Стомбаух в приёмной КГБ СССР.

Когда американцы в качестве камуфляжа использовали женскую одежду, они не понимали, что занимаются самообманом и саморазоблачением, ибо в качестве демаскирующего признака была их походка. Опытному глазу не составляет труда отличить грациозные женские движения от решительной поступи мужчины.

Спарринг на Краснолужском мосту
Вечером 15 июля 1977 года сотрудница ЦРУ Марта Петерсон, «сидевшая под корягой» - под прикрытием вице-консула посольства Соединённых Штатов в Москве, - отправилась закладывать тайник, предназначавшийся для агента «Тригон» (Александр Огородник, референт министра иностранных дел СССР, известен читателю по фильму «ТАСС уполномочен заявить» под кличкой «Трианон». - Авт.). По традиции это был контейнер, закамуфлированный под булыжник.
Запарковав служебное авто у кинотеатра «Россия», она торопливо купила билет и вошла в зал. Шёл фильм «Красное и чёрное», и последний сеанс уже начался. «Наружка» вела наблюдение издалека, так как на разведчице было белое, с крупными цветами, платье, легко различимое издали.
«Женщина в белом» устроилась в кресле у запасного выхода и минут десять делала вид, что следит за происходящим на экране. Убедившись, что вокруг всё спокойно, Петерсон поверх платья натянула чёрные брюки и такого же цвета пиджак, наглухо застегнулась и распустила собранные в пучок волосы. Совершенно преобразившись, шпионка выскользнула из помещения. Теперь это была «женщина в чёрном».
К своему авто она не вернулась - села сначала в автобус, затем покаталась на троллейбусе и в метро - проверялась. Лишь после этого на такси добралась до Краснолужского моста. Там её уже ждали.


© Соцсети

  В момент задержания Марта Петерсон продемонстрировала блестящее владение русским матом и приёмами карате.

Хотя в тот поздний час место выглядело совершенно безлюдным, на самом деле там собралось более 300 (!) контрразведчиков из разных подразделений Комитета, чтобы фиксировать все действия Петерсон. И как только американка установила «булыжник», ослепительный фейерверк осветил окрест, мгновенно превратившийся в людской муравейник.
При задержании Петерсон продемонстрировала блестящее владение русским матом и приёмами карате. Немудрено: Марта - чемпионка США, имела чёрный пояс - шестой дан по мировой классификации, а русским матом овладела на «Ферме», в учебном центре ЦРУ. Бой на Краснолужском мосту длился от силы 10 минут. Драться с асом восточных единоборств Владимиром Зайцевым из «Альфы» - провальное дело! Петерсон была нейтрализована без единого синяка… у Зайцева.
Морально и физически сломленную госпожу вице-консул доставили на Лубянку и вызвали советника американского посольства для опознания. В его присутствии вскрыли «булыжник». Оттуда извлекли золото, деньги, две ампулы с ядом, микрофотоаппаратуру и шпионские инструкции.
Шпионы - народ суеверный. Петерсон не исключение. Прощаясь со следователем и своим «спарринг-партнёром», она сказала, что никогда больше не будет брать билет на последний сеанс.


© Соцсети

  Петерсон в приёмной КГБ. На столе - тайниковый контейнер, предназначенный для агента Огородника.

Как «Пеструшка» обыграла «наружку»
В январе 1989 года сотрудница ЦРУ Барбара Кэйс прибыла в Москву для встречи с американским «кротом» по кличке «Близзард» (офицер ГРУ Бохан Сергей Иванович, завербован ЦРУ во время спецкомандировки в Грецию в 1975 году. Признан виновным в измене Родине в форме шпионажа и в 1990 году Военным трибуналом заочно приговорён к расстрелу. - Авт.). 
В течение двух дней Барбара разгуливала по Москве, шокируя прохожих своим экстравагантным видом: канареечного цвета куртка, красная мини юбка, белые чулки, туфли с каблуком 15 сантиметров, роскошный парик с длинными, до плеч волосами фиолетового цвета и огромные, в пол-лица чёрные очки. За это «наружка» прозвала американку «Пеструшкой».
Потом выяснится, что не эпатажа ради был затеян этот маскарад, а исключительно для молниеносного отрыва от «опекунов». Ходила «Пеструшка» много, легко и быстро, прямо-таки «неуставайка»! Кончилось тем, что своего она добилась: вынудила «опекунов» держаться поодаль - ведь её и на значительном расстоянии хорошо было видно.
Сказать вынудила, значит, слукавить. Скорее, она потрафила сыщикам, сыграв на их подсознательном стремлении добиться цели, идя по линии наименьшего напряжения. Ведь следить за объектом тем легче, чем дальше от него находишься: и простор для манёвра расширяется, и риск «засветиться» сокращается до минимума.
В день явки с «Близзардом» американка привела «наружку» на Чистые пруды, вошла в подъезд 4-этажного дореволюционной постройки дома. «Опекуны» моментально разделились на четыре группы. Первая, что снимала на видеоплёнку действия «Пеструшки» на маршруте, осталась в машине. Вторая, обогнув дом, заняла позицию у чёрного хода. Третья, чтобы сработать на опережение, разместилась ближе к улице Мясницкая.
Наконец, двое парней, подождав секунд десять, последовали за американкой, чтобы выяснить, какую квартиру она решила посетить. Войдя в подъезд, сыщики столкнулись с каким-то субтильным существом женского пола в чёрном платье, наподобие сутаны, на голове чёрная косынка, в руках чётки. Глаз от пола не поднимает, губами шевелит беззвучно. Ни дать, ни взять - монашка.


© РИА Новости

 Затеряться в толпе и уйти от «наружки» - искусство высокого класса.

Посторонились ребята, пропустили послушницу, а сами - наверх. К каждой двери с первого по четвёртый этаж прислушивались - везде безмолвие. Да и в подъезде тишина мёртвая. Что за чёрт! Исчезла «Пеструшка». Выбежали на улицу. Запросили по рации коллег, что у чёрного хода. «Нет, - говорят те, - никто не появлялся». Катастрофа - объект испарился!
Кому-то пришло в голову прокрутить последние кадры видеозаписи, на которых американка, а затем сыщики входят в подъезд. Вот, расстегивая на ходу куртку, в подъезд на предельной скорости влетает «Пеструшка». Затем туда же входят оперативники. Ещё через секунду камера регистрирует выход из подъезда послушницы. Придерживая обеими руками подол платья, она почти бегом устремляется к Мясницкой...
Стоп-кадр! По рации запрашивают третью группу. «Да, - отвечают, - была такая. Мы ещё удивились: такой мороз, а она в тапочках. Выбежала на дорогу с поднятой рукой, впрыгнула в первую подъехавшую машину. Решили - замёрзла девка, а она ничего, улыбается и нам из окна рукой машет».
Стало ясно, что «Пеструшка» обыграла «наружку». Но как ей удалось за несколько мгновений преобразиться до неузнаваемости?! Сначала объявили общую тревогу: «Утерян объект!» Потом, чтобы хоть как-то себя реабилитировать, отправились обыскивать подъезд. Пусто! Кто-то додумался заглянуть в мусоросборник.
Нашли! И куртку канареечного цвета, и башмаки с огромными каблуками, и фиолетовый парик с намертво прикреплёнными к нему чёрными очками. Обнаружили также разорванную круглую резинку наподобие тех, которыми прихватывают волосы, только длиннее и толще. Ясно было, что это деталь маскарадного костюма, но в чём её предназначение?


© flickr.com/flamishmarmish

 Одно движение руки, и мини юбка превращается в «наряд» послушницы...

Два дня сыщики экспериментировали с гардеробом американки, пытаясь разгадать тайну её молниеносного перевоплощения. Оказалось, что при длительной тренировке можно полностью сменить внешний облик за 9 секунд. Да, нечего сказать, основательно подготовилась Барбара к поездке в Москву!
Итак, всё по порядку. Войдя в подъезд, «Пеструшка» сдернула с себя куртку и парик с очками. Под париком - чёрная косынка. Обеими руками рванула «липучки» на туфлях-ходулях, надетые на кожаные тапочки. Одёрнула подол платья-макси, собрала в охапку маскарадный костюм и засунула его в мусоропровод. А красная мини-юбка была всего лишь подкладкой чёрного платья-макси. Подняв подол, «Пеструшка» закрепила его вокруг талии резинкой. Разорвав её, лазутчица, как змея при весенней линьке, выползла из ставшей бесполезной старой шкуры. Всё... На выход, маэстро!...

Полная статья по ссылке

Ссылка
  • +0.17 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!