Цитата: MaD_CaT от 24.03.2023 15:04:28С кораблями вообще интересно, на днях читал версию, что Лузитанию бриты специально вели под удал немецкой ПЛ, что бы втащить штаты в ПМВ. Там ещё интреснее ситуация, считать корабль военным или нет, он формально был зачислен в состав флота и вроде как перевозил оружие, при этом спокойно продавались билеты для обычных людей для пересечения Атлантики.
1914
4 февраля кайзер провел смотр флота в Вильгельмсхафене, где ему были представлены командиры подводных лодок. После этой церемонии стало известно, что он собирается подписать приказ, объявляющий территориальные воды вокруг Британских островов военной зоной.
В тот же день было опубликовано ожидавшееся сообщение нижеследующего содержания: 1. Воды вокруг Великобритании и Ирландии, включая весь Английский канал, объявляются находящимися в военной зоне. С 18 февраля всякое торговое судно, встреченное в военной зоне, будет уничтожено, и при этом не всегда можно будет устранить опасность, которой подвергаются команда и пассажиры.
2. Нейтральные суда будут также подвергаться опасности в военной зоне, так как ввиду злоупотреблений нейтральным флагом, имеющих место в результате предписания Британского правительства от 31 января, и вследствие случайностей морской войны не всегда будет возможно избавить нейтральные суда от нападений, направленных против неприятельских. [35]
Судам к северу от Шетландских островов, в восточной части Северного моря и в полосе шириной не менее 30 морских миль вдоль голландского побережья опасность не угрожает.
Начальник морского генерального штаба С. фон Поль.
Под упомянутыми здесь злоупотреблениями нейтральным флагом подразумевались действия капитана пассажирского парохода линии Кьюнард «Lusitania» во время набега германского флота в Ирландское море в январе. Имея на борту очень много американских пассажиров, он поднял флаг Соединенных Штатов — прием, совершенно легальный, к которому раньше во время войны часто прибегали многие страны.
Важно учесть, что между лондонским и вашингтонским правительствами часто возникали резкие противоречия, причем аргументы, приводившиеся прессой обеих стран, очень мешали взаимопониманию. Первое затруднение произошло, когда некий американский немец купил пароход
"Dacia» линии Гамбург — Америка, нагрузил его хлопком в Галвестоне (Galveston) и 31 января отправил его в нейтральный порт Роттердам (Rotterdam). Эта сознательная попытка испортить англо-американские отношения была ловко парирована тем, что захват этого парохода англичане предоставили французам. 27 февраля
«Dacia» была захвачена французским вспомогательным крейсером
«Europe» у островов Силли
{17}.
Уже в ноябре 1914 г. импорт соседних с Германией нейтральных стран достиг небывалой величины. Например, меди в эти государства ввозилось в 5 раз больше, чем в 1913 г. Тем не менее продовольствие было объявлено контрабандой [36] только в феврале, перехватываемые грузы направлялись в британские порты, меняя, таким образом, только свое назначение. Когда 25 января германское правительство определенно заявило о том, что с 1 февраля оно берет в свои руки все снабжение пищевыми продуктами, вопрос стал ясным. Уступая требованиям США, высказанным влиятельной партией южных штатов, англичане исключили хлопок из списка контрабанды.
Немедленно после объявления войны против торговли США заявили энергичный протест против потенциального нарушения прав нейтральных стран, в то же время Англии была послана нота относительно приписываемого ей злоупотребления флагом Соединенных Штатов. Английское объяснение было принято, и в несколько напряженных отношениях между Лондоном и Вашингтоном немедленно наступило значительное улучшение. С другой стороны, 15 февраля германский посол в Вашингтоне граф Бернсторф намекнул, что Германия откажется от подводной кампании, если-продовольствие для гражданского населения будет объявлено не подлежащим захвату. Однако еще за 30 лет до этого сам Бисмарк оправдывал «голодную блокаду», заявляя, что «цель сокращения войны оправдывает всякие средства, если они будут беспристрастно применяться ко всем нейтральным судам».