Эван ГершковичСейчас в мире шпионажа на смену Штирлицам и Джеймсам Бондам приходят общительные парни с журналистскими удостоверениями. Одного из таких «симпатяг» – корреспондента московского бюро американской газеты The Wall Street Journal Эвана Гершковича недавно задержали в Екатеринбурге по подозрению в шпионаже. Рассказать об этом громком шпионском скандале, а также о работе других пресс-агентов обозреватель «АН» попросил ветерана российских спецслужб подполковника в отставке Анатолия ОРЛОВА.Дело под грифом «Совершенно секретно»
Как и все уголовные дела по обвинению в шпионаже, это дело ведёт ФСБ. Чтобы не раскрывать методы работы контрразведки, на него наложен гриф «Совершенно секретно». Поэтому Анатолий Петрович сразу предложил не строить конспирологические версии и пересказывать слухи, а опираться на официальные документы. Вот что сказано в пресс-релизе Центра общественных связей ФСБ:
«Федеральной службой безопасности РФ пресечена противоправная деятельность аккредитованного при МИД РФ корреспондента московского бюро газеты The Wall Street Journal американца Гершковича Эвана 1991 года рождения, подозреваемого в шпионаже на правительство США. Установлено, что Эван Гершкович, действуя по заданию американской стороны, осуществлял сбор сведений, составляющих государственную тайну, о деятельности одного из предприятий российского военно-промышленного комплекса. При попытке получения секретных сведений иностранец был задержан в Екатеринбурге», – говорится в сообщении с Лубянки.
Как рассказывают немногочисленные очевидцы, некоего человека с натянутым на голову свитером люди в штатском около 16 часов вывели из ресторана «Буковски Гриль», что находится на улице Карла Либкнехта в центре Екатеринбурга, и поместили в микроавтобус с затенёнными стёклами. Неизвестный, лица которого прохожим было не разглядеть, не кричал и не сопротивлялся.
– Задержали тёпленьким, после сытного обеда, явно «на горячем», – прокомментировал эту операцию подполковник Орлов. – Как поётся в одной дворовой песне, «взяли Маню на кармане…»
Из своей практики Анатолий Петрович предполагает, что американского шпиона арестовали сразу после встречи с важным источником информации, скорее всего, после передачи секретных документов. Поэтому Следственное управление ФСБ и возбудило уголовное дело по статье «Шпионаж». По ней 32-летнему американцу грозит от 10 до 20 лет лишения свободы.
– Зарубежный корреспондент явно интересовался не тем, чем надо, – говорит Орлов. – Вот свидетельство депутата законодательного собрания Свердловской области Вячеслава Вегнера, у которого Эван Гершкович брал вроде бы интервью в ходе поездки.
Как утверждает Вегнер, Гершкович «начал задавать вопросы, связанные с оборонно-промышленным комплексом Екатеринбурга, называл одно из таких предприятий – «Новатор» и так далее». Между прочим, из открытых источников известно, что это одно из ведущих российских конструкторских бюро, входящих в концерн «Алмаз-Антей». За время существования «Новатора» его конструкторы создали более тридцати образцов артиллерийского и ракетного вооружения. В их числе знаменитые ракеты «Калибр», ракетные комплексы «Вьюга», «Ветер», «Водопад» и многое другое оружие, превосходящее лучшие западные образцы. Не зря же «Новатор» 20 декабря 2017 г. (ещё до спецоперации на Украине) был внесён в санкционный список США.
Также американского шпиона интересовало переориентирование производств в Свердловской области на военные рельсы: смена профиля предприятий и кадры. Вегнер заявил, что отказался отвечать на такие вопросы, сославшись на то, что у него нет такой информации.
После Гершкович встречался и с другими людьми, высказывал желание посетить печально известный «Ельцин-Центр», но почему-то отправился на оборонное предприятие в Нижний Тагил, где делают танки. Словом, совал свой нос, куда зарубежному корреспонденту совсем не следует. И тут его взяли. Правда, не за нос, а за задницу.
Не первый и не последний
И тут поднялся вселенский шум. Арест Гершковича спровоцировал бурную реакцию в американских медиа. Газета The New York Times (NYT) называет произошедшее «беспрецедентным шагом со времён распада Советского Союза». «Это был потрясающе провокационный шаг, направленный против одного из самых известных западных журналистов, всё ещё работающих в России, и его работодателя, опоры американских СМИ», – пишет издание. Мол, такого не было целых 37 лет!
Поэтому Госсекретарь США Энтони Блинкен призвал американцев, проживающих в России или посещающих её, «немедленно покинуть страну».
Американское издание The Wall Street Journal потребовало от российских властей немедленно освободить его репортёра Эвана Гершковича, арестованного по подозрению в шпионаже.
«The Wall Street Journal требует немедленного освобождения нашего коллеги Эвана Гершковича, выдающегося журналиста, который был арестован во время освещения событий в России. Мы знаем о том, что происходит в мире, благодаря бесстрашной работе таких репортёров, как Эван», – следует из заявления издания.
В нём утверждается, что газета рассматривает обвинения в адрес её журналиста как «жестокое оскорбление» в адрес свободы прессы. «Ни один репортёр не должен быть задержан лишь за то, что выполняет свою работу», – подчеркнули в издании.
– Согласен, ни один репортёр не должен быть задержан лишь за то, что выполняет свою работу. Святые слова! – усмехается подполковник Орлов. – Наверное, западные журналисты уже давно пикетируют здание, где содержится знаменитый репортёр Джулиан Ассанж, и каждый день в своих статьях возмущаются по поводу закрытия российских телеканалов в Европе? Или нет?! Странно…
Западная пресса сейчас вспоминает о предшествующем этой истории случае, когда в 1986 г. американский репортёр U.S. News & World Report Николас Данилофф был арестован КГБ и обвинён в шпионаже. Его освободили через 15 дней после интенсивных переговоров между правительствами двух стран, обменяв на задержанного в Нью-Йорке сотрудника представительства СССР при ООН Геннадия Захарова.
– А вспомним относительно недавний шпионский скандал с задержанием в Москве украинского шпиона полковника Романа Сущенко, который действовал под прикрытием корреспондента Укринформа, – говорит Анатолий Петрович. – Так что Гершкович далеко не первый, но и не последний в этом списке.
Кто же он такой?
Потомок еврейских эмигрантов из Ивано-Франковска. У него даже фамилия с идиша переводится как «сын оленя». Этот молодой человек с прекрасным знанием русского, физически развитый и крепкий, конечно, настоящий клад для любой из 17 американских спецслужб. Поэтому сразу после выпуска из колледжа его отправили на другой конец планеты под «крышу» некоего НКО «защищать природу».
По возвращении в Нью-Йорк он стал корреспондентом в международном отделе NYT. Устроиться без журналистского образования и реального репортёрского опыта в одну из самых влиятельных газет мира не так-то просто. Тут без крепкой руки американской разведки явно не обошлось.
Ещё через два года – новый карьерный взлёт: в 2017-м сын эмигрантов получает должность московского корреспондента The Moscow Times и возвращается на историческую родину своих родителей.
Любимое прикрытие для разведчика
В Москве, а точнее, в знаменитом писательском посёлке Переделкино, молодой журналист живёт, что называется, на широкую ногу. Часто бывает в ресторанах, принимает у себя дома многочисленных гостей, много ездит по России и Прибалтике.
На первый взгляд что ж тут удивительного?! Не зря некоторые репортёры шутят, что журналистика – это туризм за счёт хозяина. А если он не один?
Как утверждал Шарль де Голль, «лучшая профессия для карьеры – это журналистика. Она позволяет завести многочисленные знакомства в самых различных сферах, быстро приобрести нужный жизненный опыт и знания».
Правда, генерал де Голль всегда уточнял: «Журналистика позволяет только тогда достичь вершин в карьере, если её вовремя бросить».
– Или совмещать с другой, – загадочно сказал подполковник Орлов. – Для разведчика журналистская «крыша» – самая лучшая, – продолжал свой рассказ Анатолий Петрович. – Не зря же такие директора Службы внешней разведки России (СВР), как Примаков и Лебедев, раньше работали под этим прикрытием. На ум сразу приходит и фамилия генерала СВР Юрия Кобаладзе. Он семь лет проработал в Лондоне как корреспондент Гостелерадио.
По словам Орлова, и в других странах бывшие журналисты делали неплохую карьеру в разведке. Например, директор ЦРУ Джина Хаспел ещё в 1978 г. получила степень бакалавра по специальности «лингвистика и журналистика». Правда, в юности она не написала ни одной заметки даже в университетскую многотиражку. Зато потом использовала это прикрытие, когда около 15 лет шпионила против СССР.
«Хаспел также овладела особыми профессиональными навыками, которые необходимы, чтобы разведчик выжил в таких «запретных районах», как Россия. Это самые драгоценные секреты ЦРУ, и Хаспел принадлежит к горстке посвящённых. Она доктор наук по ФСБ, СВР и ГРУ», – говорит бывший московский резидент ЦРУ Дэн Хоффман, работавший в тесной связке с Хаспел.
Орлов стал объяснять все преимущества деятельности под журналистской «крышей». Это очень удобно, так как вы легально получаете доступ в интересующую спецслужбы страну, можете спокойно встречаться с разными людьми в политических и экономических кругах или посещать те или иные районы, куда обычные иностранцы редко ездят, не боясь вызвать подозрений у контрразведки.
Как правило, профессия журналиста вызывает уважение, это хороший общественный статус, который располагает к вам нужных людей. Как и священнику, работнику прессы нередко открываются души людей, а также их тайны.
Справка «АН»
Эван Гершкович родился в 1991 г. в Нью-Йорке. Его родители эмигрировали из СССР в США в 1979 году. Окончил Принстонскую среднюю школу и Боудин-колледж, получив степень бакалавра искусств. Изучал философию и английский язык. Работал в Agence France-Presse, The Moscow Times, The New York Times. Его публикации также можно найти в изданиях The Economist, MIT Technology Review, Foreign Policy, Politico Europe. С 2017 г. журналист жил и работал в Москве. С января 2022 г. – в газете The Wall Street Journal. За время работы в этом издании Эван Гершкович опубликовал 114 материалов – от пространных репортажей и написанных в соавторстве с коллегами аналитических статей до новостных заметок. Последнюю статью за его авторством, посвящённую кризису российской экономики из-за санкций, The Wall Street Journal опубликовала 28 марта.
Ссылка