В апреле 2001 года самолет EP-3E ВМС США, позывной Kilo Romeo 919, выполнял обычный разведывательный полет над Южно-Китайским морем. Но в процессе он столкнулся с китайским истребителем, пилот которого погиб.
Были ли схожие исторические прецеденты до этого?
С середины 1940х годов по нынешний день военные США используют самолеты для сбора разведывательной информации. В 1956 году разведывательный самолет Флота США попал в «неприятности с китайскими истребителями». В результате самолет упал в море, погибли все шестнадцать членов экипажа. О ущербе китайской стороне не сообщалось.
«Похоже, мы занимаемся чем-то, что не можем хорошо контролировать», сказал президент Эйзенхауэр адмиралу Рэдфорду, своему ставленнику, председателю комитета штабов. «Если разведывательные самолеты будут летать в 20 или 50 милях от нашего побережья, нам бы очень хотелось сбивать их, если они будут подлетать поближе, по ошибке или нет» - продолжил Эйзенхауэр. Как видим, политика «сильной руки США» не сильно поменялась за прошедшие годы. Что же случилось 1 апреля 2001 года?
«Кило Ромео 919» - один из 11 самолетов радиоэлектронной разведки, EP-3E Aries (Овен), построенных для выполнения такого рода задач. На борту обычно находятся специалисты разведки: лингвисты, криптографы, и техники. В тот день на борту самолета находилось 18 человек (флотские, морпехи, летуны), в дополнение к шести членам летного состава.
EP-3E Aries (Овен)
з десяти часов полета на высоте 6800 метров прошло уже пять часов, когда радиоперехват с авиабазы Лингшуй подсказал, что у самолета появится компания.
Маршрут полета
Действительно, через десять минут два китайских истребителя J-8-II появились в миле от самолета. Один из истребителей, пилот Ванг Вей, подлетел на три метра к левому крылу самолета, отсалютовал и отдалился на 30 метров.
J-8-II во время предыдущих перехватов
Самолеты США совершают только в этом регионе около 200 разведывательных вылетов в год. И довольно часто китайские самолеты вылетают на перехват. Иногда это просто перехват с последующим докладом, но зачастую бывают более агрессивные облеты, с проходом на скорости, с резкими маневрами. Этот пилот вел себя довольно агрессивно.
- Он подлетел настолько близко, что можно было не фигурально перепрыгнуть с крыла на крыло, - вспоминает один из членов экипажа.
Китайский истребитель снова приблизился на расстояние в пару метров, отдалился.
Третья попытка сблизиться оказалась неудачной. Его подтянуло к самолету США, и винт чуть не разрубил самолет почти пополам. Когда винт двигателя врезается во что-то не менее прочное, физика мрачна и предсказуема. Разлетевшиеся как осколки, обломки вертикального оперения прошили фюзеляж американского самолета, повредив оборудование, выведя из строя два пропеллера и первый (самый левый) двигатель. Это помимо того, что нос самолета был разбит осколками. Произошла взрывная декомпрессия. Китайский истребитель, потерявший вертикальное оперение, начал падать в море, а американский разведчик начал терять высоту с креном в 140 градусов. Пилот истребителя выпрыгнул, но парашют не открылся, тело так и не нашли.
За считанные мгновения американский разведчик потерял 4,5 километра высоты, и все члены экипажа приготовились к неминуемой гибели.
Первым приказом пилота, отданным через шум аварии, было: «Приготовиться к прыжку».
Однако он смог удержать контроль над самолетом, и члены экипажа, готовящиеся к прыжку с парашютами, спасательными жилетами и шлемами, получили новый приказ: «Готовиться к посадке на воду». В это время сигнал о бедствии уже разлетался от самолета. Как только он дошел до Форта Мид, крепости АНБ США, раздался третий по важности сигнал (после президента и верхушки правительства): CRITIC (CRITICAL INTELLIGENCE).
Пилот, Шейн Осборн, впрочем, понял, что он снова поспешил. «Если бы я попытался сесть на воду, это убило бы нас всех. У нас не было закрылок [для снижения скорости], приборная панель отказала, и посадочный вес на тринадцать тонн превышал норму». Самолет уже не разваливался, мог продержаться в воздухе какое-то время. Пилот понял, что ближайшей точкой, где было возможно совершить посадку, была авиабаза, откуда и вылетели китайские истребители - Лингшуй на острове Хайнань. До него было 70 миль. Самое смешное, что об этом пилоты забыли сообщить членам экипажа. Ну, о том, что они сядут на китайскую авиабазу. Поэтому часть экипажа вместо того, чтобы принимать участие в уничтожении государственного имущества, заняла очередь у аварийного выхода, ожидая посадки на воду.
У команды было около двадцати минут на то, чтобы вывести из строя и уничтожить все секретное оборудование на борту самолета. Проблемой оказалось то, что у них не было инструкций, что делать. Выяснилось, что не было разработано инструкций на этот счет, не было проведено никакого инструктажа и не определен порядок действий. И это при том, что такого рода перехваты уже неоднократно происходили ранее, и стоило ожидать, что рано или поздно они плохо закончатся. В расследовании написано «не были приняты меры или [разработаны] стандартные процедуры для своевременного уничтожения компьютеров, электроники и печатных материалов». Эта причина, вкупе с отсутствием тренировок, написали следователи «была основной причиной утери секретных материалов». У них даже не было списка секретных материалов, подлежащих уничтожению, на борту, к примеру.
Дело в том, что не в первый раз в этих водах секретные материалы попадали в руки оппонентов США. В 1968 году Северная Корея захватило разведывательное судно USS Pueblo, предоставив тем самым в руки корейцев (а значит и СССР) большое количество «горячих» разведывательных материалов. То есть таких, которые вызывают дикий интерес у любой разведки, и за которую, как принято говорить, «заплатят золотом по весу».
С той поры члены разведывательного сообщества проходили тренировки, направленные на аварийные процедуры уничтожения разведывательных материалов.
Однако по не/счастливой случайности этого не произошло с экипажем данного самолета. Только один (из всей толпы перечисленных выше) участвовал в учениях по «аварийному уничтожению [данных] в полете». Аварийный план на случай аварийной посадки на чужой территории предусматривал уничтожение разведывательной информации путем ее измельчения или выбрасывания за борт (напомню, авиация то морская), и уничтожение оборудования топором (покажите мне нормальную военную технику, где нет штатного пожарного топора). Но инструкция не предусматривала точного описания действий. В результате экипаж НЕ знал о том, что жесткие диски нужно уничтожать особым образом для предотвращения восстановления данных. Не надо делать такие удивленные глаза, компьютерная грамотность – это тайна за семью печатями для многих военных (да, даже для тех, кто умеет включать компьютер и печатать в Ворде).
«Мы тренировались с парашютами миллион раз. У нас были пожарные учения. Но мы никогда не отрабатывали аварийное уничтожение данных. Мы были полностью к этому не готовы», вспоминает один из членов экипажа.
Поскольку на борту самолета не было шредера, члены экипажа рвали бумагу руками и выбрасывали ее за борт, надеясь, что китайцы не смогут собрать и склеить кусочки. Они разматывали кассеты с пленкой, и выкидывали ее за борт, порванную.
На борту самолета был пожарный топор (я же говорил!). Но лезвие оказалось тупым, а ручка короткой. Поэтому это был не самый эффективный инструмент по уничтожению оборудования. Экипаж попытался сымпровизировать, бросая ноутбуки на пол, прыгая на них, разбивая их об стол, пытаясь сломать их на изгиб на стуле.
Для очистки совести, и тех, кто не был на борту ВТА (военно-транспортной авиации), замечу, что речь идет не о офисных стульях из пластика модели «Привет радикулиту», а о летных металлических. Возможно даже с вкладышем под парашют в спинке.
Картинка Было/Стало. Ну да, пользоваться ноутбуком будет не так удобно, но китайские кибервоины смогут восстановить данные.
В беспорядке, происходившем на борту, кто-то начал использовать секретный чемоданчик для уничтожения остальных материалов. Это очень тяжелый и угловатый дипломат.
Конечно, когда им начали крушить остальное, чемоданчик распахнулся, и из него по всему самолету рассыпались секретные материалы, добавив головной боли экипажу.
Экипаж постарался выкинуть все через аварийный люк, кодовые книги и ноутбуки. Но почему-то выкинули только два. Шестнадцать криптографических ключей (блоков данных) осталось на борту, кодовые книги и ноутбуки, в том числе центральный компьютер для обработки данных остались на борту. В общем, экипаж оказался не подготовленным, и самолет оказался не в лучшей форме. Предполагая, что самолет сядет на воду, к примеру, один лейтенант, отвечающий за перехват радиоданных, собрал данные по этому радиоперехвату, и просто положил их вместе с ноутбуком MARTES (криптовзломщик, который позволяет обрабатывать зашифрованные коммуникации китайцев) в своем закутке, упаковав в сумки.
У США есть договоренности с Москвой, на тему того, какова процедура взаимодействия пилотов при аварийной посадке на территории России, включая выделенные радиочастоты и позывные. Однако такого соглашения не было с Китаем, как и инструкции для таких случаев. В результате пилот садился, рассыпая по международным частотам (243 Мгц, к примеру) сигнал “Mayday”, вместо выделенной частоты для Китайской Народной Армии (PLA). При посадке, самолет встретили военные грузовики и сопроводили до конца полосы, где две дюжины китайских солдат окружили самолет. Пилот сообщил в Тихоокеанский разведывательный центр, что они приземлились нормально. После этого уничтожили аппаратуру опознавания «Свой-чужой» и вышли из самолета.
В 09:34 местного времени, спустя 23 минуты после столкновения, самолет авиакомпании ВМФ США совершил посадку на авиабазе Китая. Как только все американцы вышли из самолета, китайский офицер направился к надувному трапу.
Самолет спустя несколько дней после 1 апреля, снят спутником США
- Вам нельзя на борт, - сказал Осборн. – Это собственность правительства США.
- Конечно, мы посторожим его для вас, - ответил офицер.
Скорее всего, внутри него все внутри хохотало от восторга. Целый американский разведывательный самолет прикатился ему в руки, и американцы его оставили без присмотра. «Гагаринского повышения» с лейтенанта до майора ему не светило, думаю, но внеочередное должны были выдать.
Китай помариновал у себя экипаж 11 дней, те не сообщили ему ничего особо важного, и самолет был перевезен ВТА на базу в Джорджию кусками (хвост, двигателя, крылья). Естественно, все это время китайцы изучали самолет.
Американцы разбирают самолет у китайцев на авиабазе
После возвращения за «повторное изучение» взялись американские следователи. Выяснилось, что на борту было много секретной информации, которая не должна была там оказаться. В частности, данные за прошлый месяц, которые должны были быть удалены. Зачем-то на борту хранились данные о разведывательном персонале США и их союзников, включая имена, адреса, номера социальной безопасности и должностные обязанности. Экипаж зачем-то хранил кучу документов и внутренних приказов на борту, которые не оказывали на их миссию никакого влияния, но были бы крайне любопытны китайцам для исследования. Там были данные по процедурам опознавания, интересующих американскую разведку областях и прочие важные данные. Более того, поскольку самолет обрабатывал данные с радаров и оружейных платформ по всему миру, на борту хранились все данные и параметры оружия США и союзников.
Еще одним важным секретом, всплывшим на борту самолета, стал тот неприятный факт, что США может обнаруживать и перехватывать сигналы от китайских подводных лодок, соотнося их с конкретными лодками. Более того, это могло показать степень владения данными о китайских подводных ракетоносцах, включая организацию, ракетные испытания и связь.
Самое забавное, что потеря всех этих данных не была представлена в расследования как серьезная угроза. Она была оценена как средняя.
Были ли оргвыводы? Да, разработали меры и процедуры, направленные на то, чтобы эта ситуация не повторялась, провели тренировки с экипажами (и сделали ее регулярной). Но только к ноябрю 2014 года (13 лет!) были разработаны процедуры взаимодействия между США и Китаем для «предотвращения морского и воздушного столкновения».
Со своей стороны могу сказать вам - держите пожарные топоры наточенными, не забывайте проводить внеплановые учения со своим личным составом и напишите инструкции для ситуаций, которые все же случаются.
Ссылка