Где то пару лет назад, наткнулся я на канал старого (по возрасту, 85 однако) учителя,
туриста, путешественника, писателя, Вадима Марушина,
Недавно там появился пост, созвучный теме ветки,
да и название его больше тянет на афоризм,
схожий с афоризмом от Миклухо
«
Сэкономите на школах — разоритесь на тюрьмах»
ОБРАЗОВАНИЕ. ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ.ЦитатаШкола – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения. Надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. А.Барбюс.
УЧИТЕЛЯМИ СЛАВИТСЯ РОССИЯ, УЧЕНИКИ ПРИНОСЯТ СЛАВУ ЕЙ!
Роберт Рождественский
Эти слова прекрасного русского поэта Роберта Рождественского являются поэтическим гимном всему учительству. Чего-чего, но у меня никогда в жизни и мысли не было, чтобы стать учителем. Тем более думать, что из меня в этой, поистине трудной профессии, что-то получится.
Мама была учителем начальных классов, но из-за военного лихолетья и переезда в Уфу, имея двух детей на руках, и вначале не имея крыши над головой, она вынуждена была от нее отказаться.
Более чем за полвека отданных мною школе я твердо убежден в том, что учителем может быть лишь тот человек кто, прежде всего: любит детей, умеет терпеть и проявлять к ним снисходительность, прощать им проступки. В необходимых случаях «опускаться» до их уровня при этом знать границы дозволенного и, естественно, в совершенствовании владеть своим предметом. Не маловажным фактором является умение выйти из, казалось бы, критической ситуации, в которой он оказался не прав. Иметь мужество извиниться перед учениками, признавая свои ошибки. Это не умолит его авторитет, а наоборот его поднимет.
Учитель должен быть творцом урока, а не укладываться в «прокрустово ложе» навязываемое и внедряемое сейчас в систему нашего общего образования. К великому сожалению ЕГЭ, по которому оценивается знания ученика по тому или иному предмету не затрагивает самое главное в нем – его личностные качества, интеллект ребенка, умение его не ординарно мыслить и, конечно, талант. Как можно оценить способность ученика в баллах ЕГЭ когда он прекрасно рисует, сочиняет стихи, поет, хороший спортсмен, имеет склонность к другим видам творчества, а вот по математике, которая ему будет нужна в жизни лишь в пределах арифметики, он явный троечник.
Я ни сколько не умаляю значение математики, физики, химии, информатики и биологии – тех учебных предметов, оценка которых по ЕГЭ конкретно зависит только от однозначного ответа.
Помню, как в Киеве после моего доклада на 8 Всесоюзном съезде Русского географического общества «Новое в методике преподавания географии», ко мне подошли несколько учителей и спросили: какую методику я использую на своих уроках? Я ответил – Марушинскую. А это кто такой? Это я –был мой ответ. Каждый из нас индивидуален и под «копирку», какая бы она не была красивая, не стоит проводить уроки.
Я помню своего преподавателя гидрологии в БГУ Николая Николаевича Алтая. Он единственный географ нашей республики, который участвовал в изучении Антарктиды Dторой научной экспедиции. Поэтому при прохождении этого раздела географии я приглашал его на урок в школу, и он рассказывал об этом ледяном континенте. Разве это забыть ребятам?
D своем докладе на съезде я рассказал о том, как провожу цветомузыкальные уроки. Что в воплощении этой идеи мне помогли ученики и их родители. До сих пор помню отцов Леши Чамары и Виктора Васильева. Они помогли достать все необходимое для создания ими своими руками цветомузыкальной установки и единого пульта управления всей техникой, в классе используемой мной на уроках.
Сейчас такая бескорыстная взаимосвязь – учитель-ученик-родитель практически не возможна. Сменилось два поколения родителей дети которых, все больше и больше становятся потребителями уже кем то созданного.. Современные дети не «дурнее» прежних, детей советского времени, они просто стали другими! Тем не менее …
Многие не только учителя но и родители наверняка заметили особенность детей быть «индикаторами» справедливости по отношению к ним взрослых. Они, как лакмусовая бумажка сразу определяют честность, искренность и правдивость отношения к ним людей, особенно учителей, с которыми они вынуждены ежедневно контактировать. Стоит только раз покривить перед ними душой и, не дай бог, обмануть или не сдержать данное им слово – пиши, пропало!
ПУТЬ В УЧИТЕЛЬСТВО
По - разному ведут пути-дорожки человека, на стезю учителя. Очень редко проявляется желание стать учителем того или иного предмета ещё в школьные годы. Часто это мотивировано умением учителя-предметника «влюбить» ученика в свой предмет, используя свою индивидуальность в объяснении проходимого материала, свою эрудицию, отношение к детям. Но, главное условие чтобы стать настоящим учителем - умение проявлять своё уважение к личности ребёнка. Но это приходит со временем, с набором опыта, так сказать набором своих методических проб и ошибок .
В учителя я попал совершенно случайно, исполняя обязанности начальника дистанции на городских соревнованиях школьников Уфы по спортивному ориентированию на местности.
Суета туристских соревнований проводимых городским отделом народного образования стихла, перейдя в наиболее благодатную форму – в прощальный костер с песнями под гитару и обычными спорами ребят о том, что кто-то из них не стал победителем.
Я сидел у костра с гитарой и пел туристские песни. В те годы я знал их много. Однажды мы с моим товарищем Ириком Бурангуловым – внуком известного сэсэна, записавшего народный эпос башкир «Урал-батыр», на спор с группой туристов пели туристские песни у костра с вечера до самого утра, не повторяясь, и выиграли спор.
Сидевшие рядом со мной ребята и учителя охотно подпевали мне, подкидывая в костер сухие ветки. По вечерней притихшей поляне протянувшейся более чем на километр вдоль правого берега реки Зилим, звучали по истине прекрасные слова песни: «Не за огонь люблю костер, за тесный круг друзей!». К костру, накинув на плечи обычную туристскую штормовку, подошла женщина, села подле меня и сразу же включилась в наш хор своим приятным грудным голосом. Оказалось, что это заместитель заведующего уфимским гороно Марусина Софья Сергеевна. Слово за слово мы разговорились. Она удивилась, что я не учитель, а инженер, серьезно занимающийся туризмом и спортивным ориентированием.
- Тебе прямая дорога в школу, продолжая петь. сидя рядом со мной, говорила она, поправляя обгоревшей палкой костер. Взметнувшиеся ввысь искры радостно салютовали беспечно сидящим и поющим ребятам.
Летний закат отгорел. Надвинувшиеся сумерки скрыли вершины горы Магаш отороченной темными гривами деревьев. Появились голубоватая россыпь звезд, которая вскоре до тесноты заполнила все небо. Из-за горы Магаш, как бы нехотя, стало появляться ночное светило Луна. Лесной и речной воздух был тих, задумчив и свеж. Его прохлада полна колдовской врачующей силы. Ветер то приносит на поляну медвяный аромат цветущей липы, то терпкий, убивающий напрочь все микробы ядреный воздух дубравы расположенной рядом, на склоне горы.
От костра мы ушли за полночь после того, как проводили детей по своим палаткам. Ночью я думал о предложении Софьи Сергеевны, но, ни как не представлял себя в роли учителя.
За тонкой брезентовой стенкой палатки чувствовалась осязаемая жизнь реки. В ней стали отчетливо слышны всплески крупной рыбы, вышедшей на речной плес кормиться. На противоположном берегу Зилима слышатся недовольные вскрики ночных птиц. Со стороны речного переката доносятся неясные, неразборчивые, ворчливо-недовольные звуки, казалось, что перекат сам с собой разговаривает. Без устали ласкает нескончаемыми струями невидимые острогрудые камни-голыши.
На мои раздумья о смене профессии ушло более месяца. Но я проникся к предложению С . С . Марусиной пойти в 93-ю школу, где она работала учителем географии, прежде чем уйти на повышение в Уфимское гороно. И так случилось, что в ней я проработал четверть века, а потом перешел работать в школу № 42.
Товарищей бывает много, а вот друзей можно по пальцам перечесть. Главное богатство учителя это память о нем его учеников и людей, с которыми его свела жизнь. Память об учителе похожа на реакцию лакмусовой бумажки - определителя кислоты или щелочи – дети редко ошибаются. Одних они помнят всю жизнь, а других, увы, не помнят, даже как зовут, хотя несколько лет обучались у него в классе. Это я почувствовал в этом году когда был вынужден обратить внимание на своё здоровье.
За более чем 60-ти лет работы учителем в школе через мои руки прошли тысячи учеников. Среди них было много тех, кто стал врачами. Настал и мой черед обратиться за помощью к ним. Один из них Александр Сендик - зам. главного врача 8-ой городской больницы моментально откликнулся на мою просьбу о подготовке необходимых документов для проведения мне операции. Посоветовал сделать её в Московской больнице. Я согласился. Жена связалась с Сеченовской больницей, и по бесплатной квоте был определен срок моей операции. Вот тут-то опять меня выручили мои бывшие ученики, Володя Алексеенко сопроводил меня до Москвы и передал с рук на руки другому моему ученику Евгению Гусеву. У него оказалась пустующая квартира рядом с метро т.к. он с семьей в то время жил на даче. Предстояла операция и, на всякий случай, послеоперационный уход, а затем и своё возвращение в Уфу. И тут за моим состоянием здоровья подключился ещё один мой бывший ученик, живущий в Москве Сергей Субботин.
Цитата
Семя знаний, брошенное мной во время обучения их в школе, проросло благодарностью к своему учителю.
А это не возможно ни чем измерить. Спасибо вам ребята!
Вадим Марушин, ваш учитель географии, Заслуженный учитель РФ.
Это пост крепко зацепил меня, ведь и у меня огромная масса школьных воспоминаний, именно из походов, совместных мероприятий...