https://oldrus.livejournal.com/466115.htmlКнязья — создатели ВеликороссииДавайте познакомимся с теми правителями, которые превратили бывшее северо-восточное захолустье Русской земли в сильнейшее княжество, перенявшее у Киева великое княжение.
Своим возвышением Ростово-Суздальская земля обязана князю Юрию Владимировичу Долгорукому.
Не все знают, что знаменитый князь, с чьим именем связывают основание Москвы, по крови — наполовину англичанин. Его матерью была принцесса Гита, дочь английского короля Гарольда II, которая стала женой Владимира Мономаха. От этого брака около 1090 года и появился на свет князь Юрий.
Князь Юрий Владимирович Долгорукий был неутомимым градостроителем. Кроме Москвы, он основал в Ростово-Суздальской земле города Дмитров, Переславль-Залесский и Юрьев-Польский, позднее вошедшие в состав Московского княжества.
Города, основанные Юрием Долгоруким
Карамзин дал высокую оценку деятельности князя Юрия: «Долгорукий знаменит гражданским образованием восточного края древней России. Распространив там веру христианскую, сей князь строил церкви, умножил число христианских пастырей».
При жизни отца Юрий, кажется, не особенно интересовался делами за пределами Ростово-Суздальской земли. Но в 1125 году, после смерти Владимира Мономаха, его воображением всецело завладел Киев. Стремясь захватить киевский стол, Юрий вёл активную политику на юге Руси, за что и получил своё прозвище — Долгорукий.
В 1155 году после ряда неудачных попыток ему удалось овладеть Киевом. Добившись для себя киевского стола, Юрий обеспечил и своему потомству юридическое и моральное право на «старейшинство» в Русской земле. Без всего этого дальнейший рост политического значения волго-клязьминского «Залесья» был бы просто невозможен.
Юрий стал не самим плохим из киевских князей. Он умело сдерживал половецких ханов и стремился объединить русские земли под своей властью. Однако киевляне всё-таки не любили незваного северного пришельца. Смерть князя Юрия в 1157 году послужила сигналом для всеобщего восстания в Киеве. Киевляне разграбили усадьбу Юрия и не пустили в город его сыновей.
История любит иронизировать над своими героями. Знал бы князь Юрий, что из всех его громкий деяний, время удержит в народной памяти лишь большой пир («обед силен»), который он 4 апреля 1147 года задал своему тогдашнему союзнику, черниговскому князю Святославу Ольговичу, в небольшом пограничном сельце по имени Москва!
Даты основания городов, даже самых знаменитых, часто не имеют чёткого исторического обоснования. Вот и дата основания Москвы — чистая условность.
Итак, откроем летопись на знаменитом 1147 годе. В это время на Руси идёт большая феодальная война, и князь Юрий Долгорукий приглашает своего союзника, черниговского князя Святослава на встречу в Москву. «Наутро же, — говорит летописец, — повелел Юрий устроить обед силен, и дал Святославу дары многи». Таково первое упоминание о Москве. Но что, собственно, мы узнаём из него? Да, в общем, ничего существенного. Была ли в то время Москва городом, или только селом, вотчиной князя Юрия — остаётся непонятным.
С одной стороны, археология свидетельствует, что первое славянское поселение на этом месте появилось столетием раньше —в середине XI века. С другой стороны, Тверская летопись XV века сообщает именно о построении Москвы десятилетием позже, в 1156 году. Под этим годом читаем: «Того же лета князь великий Юрий Володимерич заложил град Москву на устье Неглинной, выше реки Яузы». Заложить град тогда означало — обнести открытое поселение крепостными стенами или валом.
Таким образом, скорее всего под 1147 годом мы имеем дело с первым летописным упоминанием княжеского села. А в 1156 году Юрий, вероятно, возвёл первый московский кремль на Боровицком холме, где находится древнейший культурный слой Москвы. С этого времени Москва превращается в город.
Однако в летописных сообщениях, относящихся к 70-м годам XII века, ещё не установилось единообразного наименования Москвы: город называется то Москвь, то Москова, то Москва, или даже Кучково. Следовательно, летописцы этого времени имели дело с новым населённым пунктом, к имени которого их ухо ещё не привыкло. Словом, похоже на то, что старушка Москва на десяток лет моложе того возраста, который значится в её историческом паспорте.
Сын Юрия Долгорукого великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский по праву считается основателем государственного суверенитета Северо-Восточной Руси, а в конечном счёте и всей Великороссии. «В лице князя Андрея великоросс впервые выступил на историческую сцену», — писал, например, Василий Осипович Ключевский.
Впрочем, справедливости ради, следует заметить, что родословная Андрея Боголюбского меньше всего напоминает родословную «великоросса». Прапрабабкой его была шведка Ингигерд, супруга Ярослава Мудрого, прабабкой — греческая принцесса, жена Всеволода Ярославича, бабкой — дочь англосаксонского короля Харальда Гида, дедом — полугрек Владимир Мономах, матерью — дочь половецкого хана Аепы, отцом — полуанглосакс Юрий Долгорукий. Эту смесь кровей нельзя назвать особо симпатичной, если судить по знаменитой скульптурной реконструкции внешности Андрея работы Михаила Герасимова. Впрочем, она не может претендовать на точное портретное сходство. Учёный и сам признавался, что «монгольское веко» Боголюбского — «плод художественного осмысления материала».
Тем не менее это, так сказать, интернациональное происхождение не помешало Андрею стать одним из самых выдающихся русских князей, который вознёс Владимиро-Суздальское княжество на небывалую высоту. Усилиями князя Андрея русский северо-восток решительно опрокинул весь старый порядок, державшийся на представлении о киевском старшинстве.
Андрей был первым русским князем, которого не манил «златой» киевский стол. Рождённый и воспитанный в Ростово-Суздальской земле, он прикипел душой к этим местам.
При жизни Андрея на Руси не было никого, кто мог бы сравняться с ним по силе и политическому авторитету. Он диктовал свою волю и соседнему Новгороду, и далёкому Киеву. За время своего 18-летнего правления Андрей сумел создать из Владимиро-Суздальского княжества новый политический центр Древней Руси, которому в будущем предстояло собрать вокруг себя все русские земли и сплотить потомков восточнославянских племен в великорусскую нацию.
Для нас пример Андрея Боголюбского ценен ещё и тем, что ясно показывает одну простую истину: раскосые глаза, широкие скулы и пять процентов русской крови в жилах отнюдь не мешают быть по-настоящему русским человеком.
Там ещё есть.