2-я Мировая Война. Факты и мифы.
699,730 2,895
 

  osankin ( Слушатель )
27 апр 2023 01:21:04

Борьба за "кровь войны"

новая дискуссия Дискуссия  79

Нефтяные залпы по Гитлеру. Кто обеспечивал топливом технику Красной армии

ЦитатаЕсли Первую мировую войну называют войной пушек и пулемётов, то Вторую мировую – войной моторов.
В Великой Отечественной участвовали десятки тысяч танков и самолётов, а также корабли, подводные лодки, автомобили. И всей этой «армии моторов», конечно, требовалось топливо. Без него самый технологичный и экономичный двигатель – просто железо.
И если взглянуть на войну с этой точки зрения, то события выглядят немного иначе, чем многие из нас их себе представляют.

Крым и Кавказ важнее

В 1938 г. СССР добывал 30,2 млн т нефти в год, Германия – 0. Чтобы покрыть потребности своей армии в топливе, она его закупала: 5,7 млн т в год, 80% которых – у США, самой крупной страны-нефтедобытчика (164,1 млн т в 1938 г.). После нападения на Польшу эти поставки прекратились. Остались союзники – Румыния и Венгрия, но их ресурсов было мало.
Дефицит восполняли синтетическим бензином, 1 т которого выпускали из 4 т каменного угля. Получалось в 10 раз дороже обычного. Но синтетика покрывала 57% потребности Германии в автомобильном бензине и 92% потребности в авиатопливе.
«Мы вторглись в Россию из-за нефти» – это слова министра вооружений и военной промышленности Третьего рейха Альберта Шпеера.
Вот откуда тактика «молниеносной войны», на которую рассчитывал Гитлер. Вместе с падением нашей столицы он надеялся получить все нефтяные месторождения и заводы страны. Поэтому и дал генералам уговорить себя – отправил основные силы на Москву, а не на юг, как хотел ранее, – чтобы «захватить Крым, а также отрезать поставки нефти для русской армии из кавказ­ского региона» (цитата из директивы от 21 августа 1941 г.).
После поражения под Москвой он по-прежнему намеревался захватить советскую нефть, тем более что уже на подступах к нашей столице войска вермахта испытывали топливный голод. Танки и БТР остановились. Плюс мороз – и их «железные сердца» вышли из строя.
В 1942 г. Гитлер нацеливается на Кавказ с перспективой продвижения в Закавказье и Иран (Кубань, Северный Кавказ и Закавказье – главные нефтедобывающие регионы СССР: из 31,1 млн т нефти, добытых в 1940 г., 28,6 млн т – оттуда). На день рождения фюреру дарят торт с изображением Каспийского моря, нефтяной вышки и надписью: «Баку».



...


Сталин - Байбакову: "Чтобы ни одна капля нефти не досталась немцам"

ЦитатаВ 1941 году 72 процента всей добываемой в СССР нефти приходилось на бакинские нефтепромыслы. Когда началась война, жители Азербайджана ринулись записываться в добровольцы, но... получали бронь. Бесперебойная добыча нефти была важнее массовой мобилизации. И в 1941 году Азербайджан добыл рекордные 23,5 миллиона тонн. Практически вся военная техника Красной армии - танки, самолеты, суда - заправлялась продуктами из бакинской нефти. Нефтяники работали сутками, недосыпая, получая скудный продовольственный паек. Тех мужчин, что все же ушли на фронт, заменили их жены. Но горючее было нужно и Гитлеру.

"Вы мне не оставляете выбора..."

К началу войны Германия производила лишь около 8-9 миллионов тонн бензина и дизельного топлива, в основном из угля, методом гидрогенизации его под высоким давлением. Своей нефти она практически не имела. За несколько дней до начала войны Геринг, имевший неограниченные полномочия в области "максимального использования обнаруженных запасов и экономических мощностей для нужд Германии", утвердил документ с шифрованным названием "Зеленая папка". В нем, в частности, отмечалось:
"Необходимо принять все меры к немедленному использованию оккупированных территорий в интересах Германии. Получить для Германии как можно больше продовольствия и нефти - такова главная экономическая цель кампании".
В один из жарких июльских дней 1942 года Сталин вызвал в Кремль заместителя наркома нефтяной промышленности Николая Константиновича Байбакова:
- Товарищ Байбаков, Гитлер рвется на Кавказ. Он объявил, что если не захватит нефть Кавказа, то проиграет войну. Нужно сделать все, чтобы ни одна капля нефти не досталась немцам.
Замнаркома вытянулся по швам. Сталин пристально посмотрел на него:
- Имейте в виду, если вы оставите немцам хоть одну тонну нефти, мы вас расстреляем.
Сталин не спеша прошелся туда-сюда вдоль стола и после некоторой паузы добавил:
- Но если вы уничтожите промыслы преждевременно, а немец их так и не захватит, и мы останемся без горючего, мы вас тоже расстреляем.
Байбаков молчал, думал и, набравшись духу, тихо сказал:
- Вы мне не оставляете выбора, товарищ Сталин.
Сталин остановился возле него, медленно поднял руку и слегка постучал по виску:
- Здесь выбор, товарищ Байбаков. Летите. И с Буденным думайте, решайте вопрос на месте.
...


Магистрали Победы Евгений Тростин

ЦитатаВсего за 1418 дней войны Красной армии потребовалось более 16,6 млн тонн нефтепродуктов. Для нефтяной отрасли принцип «Все для фронта, все для победы» стал основополагающим. Транспортировка горючего в чрезвычайных прифронтовых условиях оказалась даже более сложным делом, чем добыча черного золота. В особенности в первые два года Великой Отечественной, когда гитлеровцы проводили наступательные операции на территории СССР, захватывая и уничтожая коммуникации, перекрывая водные и сухопутные пути. Строительство трубопроводов приравнивалось к самым важным боевым задачам.

Война технологий

В мае 1945 года экс-министр вооружений и военной промышленности Третьего рейха Альберт Шпеер утверждал, что «потребность в нефти» была чуть ли не основным мотивом при принятии решения Адольфом Гитлером о вторжении в СССР. Не все согласятся с этим мнением, но и отрицать важность нефтяного фактора в захватнических планах нацистов нельзя. В развернувшейся «битве моторов» умение быстро и качественно строить трубопроводы часто становилось решающим.
Вторая мировая была войной машин, масштабных танковых и воздушных сражений. Но танки, самолеты, грузовики мертвы без горючего. В январе 1942 года начальником Управления снабжения горючим (УСГ) Красной армии назначили бригадного инженера Михаила Кормилицына (в конце войны он получил звание генерал-лейтенанта). Состояние топливного хозяйства советских войск в тот момент было крайне тяжелым. Работать пришлось в условиях оккупации значительной территории страны.
Выручали проверенные технологии. В Красной армии уже использовали облегченные сборно-разборные трубопроводы. В годы войны они чрезвычайно помогли танковым частям там, где во время наступления нужно было преодолевать водные препятствия. Весной 1942-го 61-я армия генерал-лейтенанта Маркиана Попова вела бои в районе Белёва Тульской области. Танковая бригада осталась практически без горючего, а между войсками и снабженцами пролегала Ока. Через реку и перебросили трубопровод диаметром 75 мм. Для его подводной части строители применили резинотканевые рукава. Все это четко выглядело на чертежах, опытные инженеры и монтажники были готовы оперативно выполнить задание. Но действовать им пришлось под обстрелами. Риск оказался оправданным, трубопровод устоял, а конструкция показала себя технически безупречной. В итоге армия вовремя получила необходимое топливо.
Крупнейшим в Европе нефтеперерабатывающим предприятием стал в первые годы войны Саратовский завод – оттуда горючее шло и на Сталинградский фронт. Наступление на Сталинград иногда называют несостоявшимся прологом немецкого «похода за нефтью». Целью вермахта после захвата города на Волге становился основной центр нефтедобычи в СССР – Баку, дававший стране около 70% черного золота. Гитлеровцы сделали все, чтобы отрезать Красную армию от источников горючего.
В июле 1942 года прекратилась подача топлива с Кавказа через Ростов-на-Дону, а вскоре и по маршруту Сальск – Сталинград. Ворвавшись на Северный Кавказ, оккупанты овладели нефтяным районом Краснодарского края и готовились занять промыслы Грозного. 23 августа около тысячи немецких самолетов подвергли Сталинград и его предместья атаке чудовищной силы, в том числе прицельно сбрасывали бомбы на топливохранилища. Горящая нефть хлынула в Волгу. Очевидцы навсегда запомнили апокалиптическую картину: взрывы, пылающая река и гул немецких стервятников в небе. Вокруг Сталинграда развернулось одно из крупнейших сражений Второй мировой войны. Налаживались новые цепочки снабжения, нефть шла в осажденный город по Волге из Саратова, Перми, Орска. На баржах ее доставляли в речные порты, контроль над которыми сохраняла Красная армия: сначала в Калач-на-Дону и Камышин, где возвели крупный подземный резервуар горючего, потом главным образом – на Владимирскую Пристань.
Осенью 1942 года, в разгар противостояния, инженеры и строители службы снабжения проложили сборный трубопровод по дну Волги из района Владимирской Пристани на другой берег. Ни широкое русло, ни бурное течение, ни бомбежки не остановили героев. Это сооружение значительно облегчило снабжение армий, которые смыкали кольцо вокруг немецких дивизий. А после сталинградской победы, в краю, который война выжгла дотла, за восемь месяцев удалось смонтировать и ввести в действие керосинопровод Астрахань – Сайханы – Урбах – Саратов с восемью насосными станциями. Главным инженером был назначен Иван Москальков, один из ведущих специалистов по проектированию магистральных трубопроводов.
Критически не хватало оборудования. Пришлось демонтировать одну из ниток старой трассы Баку – Батуми: трубы пошли на новую магистраль. 7 ноября 1943 года по керосинопроводу диаметром 250 мм и протяженностью 655 км первое топливо доставили в Саратов, а оттуда на фронт, в район будущих наступательных операций.

Горючее для Ленинграда

В первые месяцы блокады, в ноябре 1941 года, в Ленинграде начался острый топливный голод. С Большой земли горючее под вражеским огнем доставляли по Ладожскому озеру в железных бочках на баржах. Еще в период навигации спускали с рельсов цистерны с бензином прямо в воду и буксировали их на плаву как «озерные поезда». В таких условиях смелая идея создания подводного топливопровода, выдвинутая военным инженером-гидротехником, первой в стране женщиной водолазом-глубоководником Ниной Соколовой, не могла не встретить поддержки. 25 апреля 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны о строительстве магистрали по дну Ладоги. Срок поставили жесткий – запустить «артерию жизни» к 20 июня. Подобных проектов еще не выполняли нигде и никогда – ни в СССР, ни за рубежом.
Первый в мире подводный трубопровод тянули в 2–3 км от линии фронта. Трубы, насосы каким-то чудом нашлись на заводских складах. Армия отвечала за связь и авиационную поддержку. «Строительство сразу пошло таким темпом, что чертежи, выдаваемые сегодня на стройку, назавтра уже оказываются выполненными в натуре», – записал в те дни в своем дневнике Давид Шинберг, главный инженер проекта. За 43 дня герои – трудно назвать этих людей иначе – совершили немыслимое. Смонтировали насосные установки на мысе Кареджи и наливную станцию в Борисовой Гриве, проложили 27 км трассы по дну Ладожского озера. И все с точным соблюдением технологических разработок, с расчетом на возможность быстрого ремонта после бомбежек и обстрелов. Настоящими профессионалами показали себя водолазы Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН).
19 июня 1942 года правительственная комиссия подписала акт приемки трубопровода. Работу строителей оценили на отлично. Уже на следующий день в блокадный город пошло горючее. Пропускная способность линии достигала, по разным оценкам, от 400 до 600 тонн нефтепродуктов в сутки. Впервые в мировой практике трубопровод попеременно прокачивал разные виды горючего: автомобильный бензин, керосин, лигроин и дизельное топливо. На отлично сработала и разведка, отвлекавшая внимание противника от сверхсекретного объекта. Сотни героев, вызывавших огонь на себя, навсегда остались там, на подступах к тайной артерии Ленинграда. Немцы так и не узнали о Ладожском трубопроводе.


Строительство подводного трубопровода на Ладожском озере. 1942 год
...
Отредактировано: osankin - 27 апр 2023 01:23:35
  • +0.07 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!