Поскольку зашел разговор о Китае в таком общетеоретическом ключе позволю себе порекомендовать лекцию Максима Целуйко 2014 г.:
«История Китая: изменчивая неизменность».
Вопросу о Северном и Южном Китае в лекции отведено довольно много места. В принципе, можно ограничиться просмотром только соответствующих эпизодов:
Справка: рис и просо в истории Китая. Базовая дихотомия, которая по сю пору определяет китайское развитие — дихотомия между Югом и Севером.Восстание Южного Китая. Основание династии Хань. 203 г. до н.э. — 220 г. н.э.Двуединая Северно-Южная империя.В 220 г. империя Хань рухнула и образовалось Троецарствие. Период полицентризма (Шести династий).До 589 г. северные китайцы активно переселялись на юг.Но я бы рекомендовал все-таки осилить все от начала до конца, поскольку самое ценное в лекции: она дает представление о логике исторического развития, о факторах, определяющих ход исторического развития. Самое существенное: что эти факторы - внеисторического характера (надисторического характера). А значит - мы не моем "вывести" будущее из прошлого.
По существу вопроса мое личное мнение: Северный и Южный Китай, т. е. существенные различия между ними, существуют. Китай - вообще очень сложно устроенное сообщество. Китай в нынешнем виде возник сравнительно недавно, в 1949 г., после нескольких десятилетий распада и усобиц. Для Китая распад и усобицы - не менее естественное состояние, чем пребывание в виде Великой Империи. Нет никаких исторических предпосылок для экспансии Китая на север (в Сибирь); экспансия на запад (в Среднюю Азию), скорее всего, будет ограниченной: ограниченной потребностями торговли; экспансия на юг (Вьетнам, Филиппины, Индонезия) для Китая более естествена, но население в тех краях весьма многочисленное (даже в сравнении с китайским миллиардом) и всегда готово дать китайцам отпор.
Хотя я, скорее, присоединюсь к тем, кто отрицает китайскую угрозу для России и полагается на единство Китая под руководством "северных кланов", должен сказать, совсем уж безоговорочно полагаться на то, "как это было в прошлом" нельзя. Нужно понимать, по каким причинам в прошлом было именно так, и что при исчезновении тех причин все может быть по-другому. Да и в прошлом Китая бывало очень по-разному.